СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение имен прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:

Класс: Шестой

Предмет: Русский язык

Тема: Имя прилагательное

Тип урока: Урок повторения

Цели:        1) Повторить с учащимися все об имени прилагательном.

                   2) Развивать умение находить прилагательные в тексте, отличать полные от кратких;    

                        различать разряды прилагательных; определять род; число, падеж прилагательного                 

                   3) Содействовать воспитанию личностных качеств, воспитанию казахстанского  

                        патриотизма, гражданственности.

Методы: Слово учителя, частично – поисковый, самостоятельной работы

Оборудование: ТСО (магнитофон), наглядность, учебник, словари.

 

План  урока.

       1.Организационный момент. (0,5 мин)

                                                             2. Повторение изученного материала. (10 мин)

                                                             3. Словарная работа. (5 мин)

                                                              4. Закрепление. (22 мин)

                                                              5. Итог. (2 мин)

                                                              6. Дача Д.З. (0,5)

Ход урока.

Организационный момент. Подготовка класса к уроку. Сообщение целей и задач.

Повторение изученного материала.

–Ребята, обратите внимание на доску.  Эпиграф гласит:

                                                                                                                     Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

                                                                                                                   Я украшаю вашу речь…

         Меня вам нужно знать, беречь!

-  Ребята, как вы думаете, о какой части речи говорится в эпиграфе?

 – Какая часть речи определяет или обозначает признак предмета?

-Правильно, это имя прилагательное.

- Значит,  сегодня на уроке мы будем повторять все изученное вами ранее об имени прилагательном.

Мы повторяем разряды прилагательных, правописание окончаний, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного. Для того, чтобы вы могли все восстановить  в своей памяти знания об имени прилагательном и правильно использовать их в  устной и письменной речи.

- Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, дату, классная работа, и тему урока «Имя прилагательное». Пишите красиво и аккуратно, соблюдайте осанку (пока дописывают, вывешиваю плакат на доску)

- Для того, чтобы вы вспомнили, что  такое имя прилагательное и все, что с ним связано, я  приготовила следующую подсказку, к ней мы будем обращаться в течение урока.

Словарная работа.

 Но прежде, чем перейти к повторению и закреплению, мы проведем словарную работу, потому что в упражнениях будут встречаться слова, значение которых возможно вам будет непонятно. Вот эти слова (вывешиваю на доску).

ОРНАМЕНТ, ОЛИЦЕТВОРЯТЬ

- Ребята, как вы понимаете лексическое значение  этих слов (ответы учащихся)

ОРНАМЕНТживописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрии, растительных или животных элементов.

ОЛИЦЕТВОРЯТЬ – выражать, представлять, обновлять.

- Хорошо, а теперь проверим их значение по словарю, найдите значение этих слов.

– Ребята, запишите эти слова в тетради. Обозначьте орфограммы, поставьте ударение, составьте с данными словами словосочетания и предложения.

Казахстанский компонент.

– Ребята, а вы знаете, как называется орнамент на флаге нашего государства? (ответы) (кошкар  муйиз – рога барана)

Закрепление.

 – Ну, а теперь, когда вы знаете значения и правописание этих слов мы можем смело переходить к работе над прилагательными. Итак, какую часть речи называют именем прилагательным? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

Разбор по составу.

 – Ребята, попробуем разобрать прилагательное по составу…. Иди к доске… и разбери слово  «прилагательное».

1.Прилагательное –прилагательный – прилагаетльного.

  1. Доказываем, что лаг  – это корень: полагать, предполагать.
  2. Доказываем, что при – это приставка: прилететь, прибежать.
  3. Прилагать, приложить.
  4. Тель – учительский, строительский.
  5. Н – степной, лесной.

- Садись ….. (оцениваю)   - Ребята, вы сказали, что имя прилагательное обозначает признак предмета, а какие признаки вы можете назвать (вес, рост, характер, цвет, качество)

Упражнение устно.  Прочитай задание.

Работа по карточкам.

 – Ребята, некоторые из вас сейчас получают задания оп карточкам, вы должны выполнить его за 6 минут (раздаю карточки)

- А мы продолжаем работу. Какие вы знаете прилагательные (полные и краткие). Обратите внимание на плакат. Чем они отличаются (вопросами)

- Правильно, вопросами, например (какой?) хороший (каков?) хорош

- Теперь проверим ваши знания о кратких прилагательных.  Будем работать в два варианта. Я буду диктовать полные прилагательные, а вы в тетрадях будете записывать их краткую форму. Первое слова – 1 варианта, второе – 2 варианта.

Актуальный – актуален, энергичный – энергичен, способный – способен, питательный – питателен, хороший – хорош, крепкий – крепок, стройный – строен, молодой – молод, верный - верен, добрый – добр.

- Посмотрим, как вы справились с этим заданием (фронтальный опрос по упражнению)

- Ребята, заканчиваем и сдаем работу по карточкам. В начале урока я сказала, что у прилагательных есть морфологические признаки, назовите их? (изменение по родам, числам, падежам)

ТСО.

- А как можно определить род, число, падеж у имени прилагательного. А ответить на этот вопрос нам поможет небольшая сказка. Слушайте внимательно.

- Родились прилагательные с покладистым характером и с удовольствием согласовались с существительным, да вот незадача!  Не было у прилагательных собственного рода, числа, падежа.  «Что если нам попросить их у Существительных, хотя бы на время» - догадались Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа, падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе служба - в месте и дружба!

- О чем говорится  в сказке? (ответы учащихся)

Вывод  о согласовании.

- Значит, мы можем сделать вывод о том, что имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе  и падеже. Например: чудесный день (Им.п., ед.ч., м.р.)

- А какое окончание будет  у прилагательного? (-ый)

- Как вы определили? Обратите внимание на подсказку  (по вопросу)

Упражнение (7 мин) – А сейчас мы выполним упражнение  __________ на закрепление, где увидим согласование между существительным и прилагательным.

Региональный компонент. Прочитай  __________  задание. (Расскажите о символах РК)

- Ребята, какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, гимн, Флаг)

- Кто знает, что символизирует наш Флаг?

Синтаксическая роль краткого прилагательного. Чаще всего в предложении роль сказуемого играет краткое прилагательное.  Разберем  такое предложение. К доске пойдет _________. Красавица миру на диво румяна (прил.), стройна (прил.), высока (прил.). (Н.А. Некрасов)

Теперь вы видите, что прилагательное может выполнять роль определения и сказуемого. Вывешиваю плакат № 2.

Весь урок мы с вами говорили о том, что прилагательное характеризует предмет разных сторон. Какие вы знаете прилагательные, которые различаются по форме и значению? Обратите внимание на плакат (качественные, количественные, относительные, притяжательные)

- Как вы думаете, почему качественные прилагательные назвали качественными? Ответ кроется  в самом названии и на плакате. (качественные – качество предмета или лица; относительные – признак предмета через отношение к предмету или лицу; притяжательные – принадлежность предмета лицу)

Например: лисья нора (нора принадлежит лисе) притяжательное.

                     деревянный стол (стол из дерева) относительное.

                    теплый ветер (качественное).

- А что вы скажете о прилагательном «золотое сердце»? Какой разряд у него? (качеств) Подбери синоним к слову «золотой» (добрый, хороший)

- Мы можем сделать вывод, о том, что относительные прилагательные могут переходить в качественные.

Устное упражнение по разрядности.

 - А сейчас мы выполним небольшое упражнение __________. Для того, чтобы восстановит и дополнить   ваши знания по разрядам прилагательных.

- Я буду называть вам прилагательные, а вы с места называть его разряд. Поднимаем руки, а не выкрикиваем с места.

Золотой ключик (отн), деревянный домик (отн), медвежья нора (прит), ледяная гора (отн), львиная грива (прит), трудная задача (кач), интересная игра (кач), городской житель (отн), чудесная картина (кач), медвежья услуга (кач).

- Ну вот, ребята, мы повторили все об имени прилагательном, что вы изучали в пятом классе: окончание, согласование прилагательного с существительным в роде ,числе, падеже; разряды прилагательного; синтаксическую роль прилагательного.

Итог: Итогом нашего урока послужит кластер. Все, что вы знали и узнали, напишите, на лучах этого солнца.

Кластер (2 мин)

Написать на кластере: самостоятельная часть речи; род, число, падеж как у существительного; окончание определяется по вопросам; сказуемое, определение; какой чей, каков; обозначает признак предмета; качественные, относительные, притяжательные; краткие, полные.

 

Дача домашнего задания.

Запишите Д/З упр. ______ , стр _____.

Комментарий оценок.

– Молодцы, ребята! Сегодня все хорошо работали и получили следующие оценки………..(кому за что)

Урок окончен. До свидания.

Просмотр содержимого документа
«Повторение имен прилагательных»

Дата:

Класс: Шестой

Предмет: Русский язык

Тема: Имя прилагательное

Тип урока: Урок повторения

Цели: 1) Повторить с учащимися все об имени прилагательном.

2) Развивать умение находить прилагательные в тексте, отличать полные от кратких;

различать разряды прилагательных; определять род; число, падеж прилагательного

3) Содействовать воспитанию личностных качеств, воспитанию казахстанского

патриотизма, гражданственности.

Методы: Слово учителя, частично – поисковый, самостоятельной работы

Оборудование: ТСО (магнитофон), наглядность, учебник, словари.


План урока.

1.Организационный момент. (0,5 мин)

2. Повторение изученного материала. (10 мин)

3. Словарная работа. (5 мин)

4. Закрепление. (22 мин)

5. Итог. (2 мин)

6. Дача Д.З. (0,5)

Ход урока.

Организационный момент. Подготовка класса к уроку. Сообщение целей и задач.

Повторение изученного материала.

–Ребята, обратите внимание на доску. Эпиграф гласит:

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь…

Меня вам нужно знать, беречь!

- Ребята, как вы думаете, о какой части речи говорится в эпиграфе?

– Какая часть речи определяет или обозначает признак предмета?

-Правильно, это имя прилагательное.

- Значит, сегодня на уроке мы будем повторять все изученное вами ранее об имени прилагательном.

Мы повторяем разряды прилагательных, правописание окончаний, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного. Для того, чтобы вы могли все восстановить в своей памяти знания об имени прилагательном и правильно использовать их в устной и письменной речи.

- Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, дату, классная работа, и тему урока «Имя прилагательное». Пишите красиво и аккуратно, соблюдайте осанку (пока дописывают, вывешиваю плакат на доску)

- Для того, чтобы вы вспомнили, что такое имя прилагательное и все, что с ним связано, я приготовила следующую подсказку, к ней мы будем обращаться в течение урока.

Словарная работа.

Но прежде, чем перейти к повторению и закреплению, мы проведем словарную работу, потому что в упражнениях будут встречаться слова, значение которых возможно вам будет непонятно. Вот эти слова (вывешиваю на доску).

ОРНАМЕНТ, ОЛИЦЕТВОРЯТЬ

- Ребята, как вы понимаете лексическое значение этих слов (ответы учащихся)

ОРНАМЕНТживописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрии, растительных или животных элементов.

ОЛИЦЕТВОРЯТЬ – выражать, представлять, обновлять.

- Хорошо, а теперь проверим их значение по словарю, найдите значение этих слов.

– Ребята, запишите эти слова в тетради. Обозначьте орфограммы, поставьте ударение, составьте с данными словами словосочетания и предложения.

Казахстанский компонент.

– Ребята, а вы знаете, как называется орнамент на флаге нашего государства? (ответы) (кошкар муйиз – рога барана)

Закрепление.

– Ну, а теперь, когда вы знаете значения и правописание этих слов мы можем смело переходить к работе над прилагательными. Итак, какую часть речи называют именем прилагательным? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

Разбор по составу.

– Ребята, попробуем разобрать прилагательное по составу…. Иди к доске… и разбери слово «прилагательное».

  1. Прилагательное –прилагательный – прилагаетльного.

  2. Доказываем, что лаг – это корень: полагать, предполагать.

  3. Доказываем, что при – это приставка: прилететь, прибежать.

  4. Прилагать, приложить.

  5. Тель – учительский, строительский.

  6. Н – степной, лесной.

- Садись ….. (оцениваю) - Ребята, вы сказали, что имя прилагательное обозначает признак предмета, а какие признаки вы можете назвать (вес, рост, характер, цвет, качество)

Упражнение устно. Прочитай задание.

Работа по карточкам.

– Ребята, некоторые из вас сейчас получают задания оп карточкам, вы должны выполнить его за 6 минут (раздаю карточки)

- А мы продолжаем работу. Какие вы знаете прилагательные (полные и краткие). Обратите внимание на плакат. Чем они отличаются (вопросами)

- Правильно, вопросами, например (какой?) хороший (каков?) хорош

- Теперь проверим ваши знания о кратких прилагательных. Будем работать в два варианта. Я буду диктовать полные прилагательные, а вы в тетрадях будете записывать их краткую форму. Первое слова – 1 варианта, второе – 2 варианта.

Актуальный – актуален, энергичный – энергичен, способный – способен, питательный – питателен, хороший – хорош, крепкий – крепок, стройный – строен, молодой – молод, верный - верен, добрый – добр.

- Посмотрим, как вы справились с этим заданием (фронтальный опрос по упражнению)

- Ребята, заканчиваем и сдаем работу по карточкам. В начале урока я сказала, что у прилагательных есть морфологические признаки, назовите их? (изменение по родам, числам, падежам)

ТСО.

- А как можно определить род, число, падеж у имени прилагательного. А ответить на этот вопрос нам поможет небольшая сказка. Слушайте внимательно.

- Родились прилагательные с покладистым характером и с удовольствием согласовались с существительным, да вот незадача! Не было у прилагательных собственного рода, числа, падежа. «Что если нам попросить их у Существительных, хотя бы на время» - догадались Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа, падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе служба - в месте и дружба!

- О чем говорится в сказке? (ответы учащихся)

Вывод о согласовании.

- Значит, мы можем сделать вывод о том, что имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Например: чудесный день (Им.п., ед.ч., м.р.)

- А какое окончание будет у прилагательного? (-ый)

- Как вы определили? Обратите внимание на подсказку (по вопросу)

Упражнение (7 мин) – А сейчас мы выполним упражнение __________ на закрепление, где увидим согласование между существительным и прилагательным.

Региональный компонент. Прочитай __________ задание. (Расскажите о символах РК)

- Ребята, какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, гимн, Флаг)

- Кто знает, что символизирует наш Флаг?

Синтаксическая роль краткого прилагательного. Чаще всего в предложении роль сказуемого играет краткое прилагательное. Разберем такое предложение. К доске пойдет _________. Красавица миру на диво румяна (прил.), стройна (прил.), высока (прил.). (Н.А. Некрасов)

Теперь вы видите, что прилагательное может выполнять роль определения и сказуемого. Вывешиваю плакат № 2.

Весь урок мы с вами говорили о том, что прилагательное характеризует предмет разных сторон. Какие вы знаете прилагательные, которые различаются по форме и значению? Обратите внимание на плакат (качественные, количественные, относительные, притяжательные)

- Как вы думаете, почему качественные прилагательные назвали качественными? Ответ кроется в самом названии и на плакате. (качественные – качество предмета или лица; относительные – признак предмета через отношение к предмету или лицу; притяжательные – принадлежность предмета лицу)

Например: лисья нора (нора принадлежит лисе) притяжательное.

деревянный стол (стол из дерева) относительное.

теплый ветер (качественное).

- А что вы скажете о прилагательном «золотое сердце»? Какой разряд у него? (качеств) Подбери синоним к слову «золотой» (добрый, хороший)

- Мы можем сделать вывод, о том, что относительные прилагательные могут переходить в качественные.

Устное упражнение по разрядности.

- А сейчас мы выполним небольшое упражнение __________. Для того, чтобы восстановит и дополнить ваши знания по разрядам прилагательных.

- Я буду называть вам прилагательные, а вы с места называть его разряд. Поднимаем руки, а не выкрикиваем с места.

Золотой ключик (отн), деревянный домик (отн), медвежья нора (прит), ледяная гора (отн), львиная грива (прит), трудная задача (кач), интересная игра (кач), городской житель (отн), чудесная картина (кач), медвежья услуга (кач).

- Ну вот, ребята, мы повторили все об имени прилагательном, что вы изучали в пятом классе: окончание, согласование прилагательного с существительным в роде ,числе, падеже; разряды прилагательного; синтаксическую роль прилагательного.

Итог: Итогом нашего урока послужит кластер. Все, что вы знали и узнали, напишите, на лучах этого солнца.

Кластер (2 мин)

Написать на кластере: самостоятельная часть речи; род, число, падеж как у существительного; окончание определяется по вопросам; сказуемое, определение; какой чей, каков; обозначает признак предмета; качественные, относительные, притяжательные; краткие, полные.


Дача домашнего задания.

Запишите Д/З упр. ______ , стр _____.


Комментарий оценок.

– Молодцы, ребята! Сегодня все хорошо работали и получили следующие оценки………..(кому за что)





Урок окончен. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!