СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Повторение изученного об имени прилагательном."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- Повторение, закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном: грамматическом значении, грамматических признаках, согласовании с именем существительным;

- Учить применять знания о прилагательном, выявлять его признаки;

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, рассказе на грамматическую тему, выполнения работы с элементами проектной технологии;

- Развивать навыки правильного, точного использования прилагательных в речи с целью повышения ее выразительности;

- Воспитывать познавательную инициативу, мотивацию к учению.

 

1.Психологический настрой «На поэтической волне»

Тренинг хорошего настроения. Чтение стихотворения А.Фета учителем.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

(А.Фет)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, легким, светлым)

Пусть и наш урок пройдет легко, радостно, светло, ярко.

 

2. Вхождение в тему. Актуализация знаний.

- С помощью каких слов поэту удалось на

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Повторение изученного об имени прилагательном."»

Тема: Повторение изученного об имени прилагательном.


Цели:

- Повторение, закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном: грамматическом значении, грамматических признаках, согласовании с именем существительным;

- Учить применять знания о прилагательном, выявлять его признаки;

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, рассказе на грамматическую тему, выполнения работы с элементами проектной технологии;

- Развивать навыки правильного, точного использования прилагательных в речи с целью повышения ее выразительности;

- Воспитывать познавательную инициативу, мотивацию к учению.


1.Психологический настрой «На поэтической волне»

Тренинг хорошего настроения. Чтение стихотворения А.Фета учителем.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

(А.Фет)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, легким, светлым)

Пусть и наш урок пройдет легко, радостно, светло, ярко.


2. Вхождение в тему. Актуализация знаний.

- С помощью каких слов поэту удалось нарисовать чудную картину зимнего пейзажа?

А какие слова украшают стихотворение, делают его более выразительным, ярким? (перечисляют прилагательные, подчеркивают их на доске) (Проверьте себя) Текст, прилагательные- другим цветом.

К какой части речи относятся? (имя прилагательное)

Это прилагательное, которое говорит о себе так: «Определяю я предметы, они со мной весьма приметны» А какие предметы они определяют? (Подчеркивают у доски прилагательные и существительные, к которым относятся)

4. Постановка целей и задач урока.

-Тема нашего урока: Повторение изученного об имени прилагательном : значение, грамматические признаки, правописание, роль в предложении, употребление в речи.

- Что вы знаете о прилагательном?

3. Рассказ на грамматическую тему с опорой на карточку- схему.

Имя прилагательное – это…

Отвечает на вопросы…

Обозначает …

Указывает на…

Согласуется с существительным в…, …, …

В предложении бывает…

5. Самостоятельная работа. Выписывание словосочетаний (прил.+сущ.), определение грамматических признаков прилагательных.

Чудная картина (ж.р., ед.ч., И.п.)

Белая равнина (ж.р., ед.ч., И.п.)

Полная луна (ж.р., ед.ч., И.п.)

Небес высоких (мн.ч., Р.п.)

Блестящий снег (м.р., ед.ч., И.п.)

Саней далеких (мн.ч., Р.п.)

Одинокий бег (м.р., ед.ч., И.п.)

Задание. Выпишите из текста стихотворения прилагательные с существительными, к которым они относятся. Определите грамматические признаки имен прилагательных.

Проверьте себя

6. Задание 1 «В зимнем лесу». Вставить пропущенные окончания прилагательных, определить род, выделить окончания прилагательных.

На небе зажглась (какая?) утренн… звезда. (Какой?) пушист… иней украсил деревья. Настало (какое?) морозн… утро. Солнце осветило (какие?) колюч… ели, (какие?) стар… сосны. (Какое?) Соседн… село утонуло в сугробах.

- Зимний лес полон тайн и чудес. И в нем можно встретиться со сказочными героями. А.вот и они. Выполните задание – и вы назовете героев сказок.

7. Задание 2 «Узнайте героев сказок». Образовать прилагательное от существительного в скобках, согласовать его с существительным в роде, числе, падеже, опираясь на алгоритм.

  1. На каком?- (старость) болоте,

в чьей?- (лягушка) коже,

какими?- (мудрость) советами,

в какую?- (красота) царевну.

  1. Какую?- (из хрусталя) туфельку,

на каком? – (сказка) балу,

у какого?- (король) дворца,

от какой?- (доброта) феи.


Алгоритм «Секрет дружбы».

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Определить род, число, падеж существительного.

  3. Указать род, число, падеж прилагательного по существительному.


8. Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть…»

Чтоб продолжить к знаньям путь,

Сказка даст нам отдохнуть.

Потому- без промедленья-

Приступаем к упражненьям.

Упражнения для глаз- это раз.

Отдыхает голова- это два.

Руки выше, руки шире-

Мы считаем: три- четыре!

А закончим отдыхать-

Дружно скажем цифру- пять!


9. «В творческой мастерской»

- Поработаем «В творческой мастерской», создадим загадки- жемчужины народной мудрости.

Задание 3. Прочитайте текст, слова для справок. Сформулируйте задание. (Формулируют задание)

Вписать вместо пропусков из слов для справок походящие по смыслу имена прилагательные. Вставить пропущенные буквы.

1). Стоят в поле с…стрички:_________ глазок, _________реснички.

2).________ девица с…дит в т…мнице, а __________ к…са на улице.

3). Ст…ит Алена, пл…ток __________, __________ стан, __________ сарафан.

Слова для справок: Белые, желтый, зеленая, красная, шелковый, зеленый, тонкий.

Чтение загадок.

-Какое время года рисуют пословицы? (лето)

- Силой творческого воображения, знаний об имени прилагательном вы превратили зиму в лето, нарисовали чудную летнюю картину родной природы.

10. Речевая разминка.

-Но все ли так красиво в нашей речи?

Над степным просторами кружилась вьюга.

Задание. Прочитайте предложение. Найдите ошибку в согласовании прилагательного и существительного. Ответьте на вопрос с помощью теста.

Тест

Согласование нарушено:

1. В роде, в падеже

2. В числе

Выполнение тестового задания. Проверка.

11.- А сейчас приведем в систему наши знания об имени прилагательном и постараемся выполнить исследовательскую работу в группах творческого взаимодействия (Слайд Работа в группах творческого взаимодействия)

Будут работать 4 отдела:

1 Научный отдел с помощью тестовых заданий занимается выдвижением гипотез, обобщением научных сведений по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

2 Аналитический отдел – построением алгоритма при решении орфографических задач.

3 Информационный отдел занимается сбором информации- подбором примеров на данную орфограмму.

4 Художественный отдел представляет решение орфографической проблемы в виде рисунков.

- Не забываем о критериях оценки.

Критерии оценки:

  1. Правильность и полнота ответов

  2. Точность, выразительность при представлении работы

  3. Умение работать в группе

12. Защита проектов.

13. Рефлексия

-Вы показали себя настоящими исследователями: красиво мыслили, ясно отвечали, активно работали.

Знатоками грамматических признаков имени прилагательного были…

Последовательный, полный рассказ об имени прилагательном был у…

На страже красоты речи зорко стояли…

И всем вам были свойственны творческий поиск, взаимопомощь!

И поэтому весна дарит вам чудесный подарок. Он мужественно пробился сквозь снег сомнений и затруднений, согретый теплом добра, внимания, взаимопомощи и , конечно же, труда:

Выглянул подснежник

В полутьме лесной-

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть еще над лесом

Властвуют снега.

Пусть лежат под снегом

Сонные луга.

Пусть на синей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет!

14. Урок окончен.








1 Научный отдел

Задание

Выполнить тестовые задания и составить рассказ на тему:

«Имя прилагательное как часть речи».


-Имя прилагательное –это…, которая обозначает…


- Указывает на… (стр.75) перечислить


-Отвечает на вопросы…


- Согласуется с существительным в…, …,…


- В предложении бывает…






2 Аналитический отдел

Задание

Построить алгоритм при решении орфографических задач.


1) «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

- Безударные окончания прилагательных можно проверить ударным окончанием_____________


2)- Вопрос ставится от _______________ к _______________

- Каждому вопросу соответствует 2 варианта окончаний: ___________ и _________


3)- Перед падежными окончаниями при склонении прилагательных на ____, ____, ___, ____ сохраняется ____________ ____(стр.83)





3 Информационный отдел


Задание

Поставить вопрос и подобрать имена прилагательные с учетом данных падежных окончаний.


(_______?)-ый- __________________

(_______?)-йй- __________________



(________?)-ая- _________________

(________?)-ое- _________________



(________?)-ых- _________________

(________?)-их- _________________








Художественный отдел

Задание

Представить решение орфографической проблемы в виде рисунка.


Нарисовать рисунок предмета по его признакам.

1Круглый, оранжевый, сочный, сладкий.







2 Художественная, интересная, библиотечная.









3 Свежий, белый, ароматный, вкусный, хрустящий




«Безударные окончания прилагательных»

Золотой перстень Золотое сердце








Золотая цепочка Золотые колосья




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!