Открытый урок русского языка в 6 классе ФГОС
Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»
Тип: урок обобщающего повторения
Цели: закрепить и обобщить изученное об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора, монологической речи, работы с тестами.
Планируемые результаты:
Предметные:– развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.
Метапредметные: владение навыками лингвистического разбора; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности
Личностные – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация ,флажки, карточки для маршрута .
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Мобилизующий этап.
Начнём урок со сценки в магазине.
Мама, покупая Наташе материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»
- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)
- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»
-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница
Вы оказывались в подобной ситуации?
II . Актуализация знаний.
- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?
Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.
слайд 1
Какие цели мы поставим на уроке? слайд 2
Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.
Ну что, в путь?
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.
III. Введение в тему.
Ребята, перед вами маршрут нашего путешествия . ( на доске)
Отправной точкой будет, конечно же, ваша школа. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания.
Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком.
Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком.
Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок.
III. Повторение.
Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
Восстановление правила слайд 3
Слайд 4
Дополнительные вопросы:
- Какими постоянными морфологическими признаками обладает? разряд
- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.? ( У кач.-стен.сравн.; у всех-П.Ч Р.(Едч)
- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).
- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).
Молодцы, ребята, все вспомнили.
Ну что, в дорогу?
IV. Первый привал – разряды имен прилагательных.
Слайд 5
Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С. Соколов – Микитов)
- Определите тип текста. (Описание).
- Озаглавьте текст.
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
- Послушайте стихотворение.
слайд 6
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
- Стихотворение подтвердило ваши слова?
- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные.
(качественные, относительные и притяжательные).
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
- Сейчас, ребята,
- Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми Молодых Тяжелыми Белого Темно-зеленые Высоких Маленьких Тихому Высокие Синеватые Стройных Белых Легкие Маленькие 18 | Русский Зимний Лесными Кружевными Зимнему Зимний 6 | Беличьи Мышиные Птичьи 3 |
Итак, задание первого привала выполнили, проверим его по слайду 7.
- Но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с заданием.
( ученики по очереди отмечает флажком привал)
V. Охотничий домик. (Физкультминутка.)
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Слайд 8 .
Все встали, послушайте задание. Я вам называю прилагательные , а вы, если слышите прилагательное с одной Н - поднимаете руки вверх и тянетесь за ними .А если услышите прилагательное с НН – то приседаете .
Задание понятно? Тогда выполняем.
-Повторим изученное правило
Слайд 9
Отметим на карте, как прошла физминутка.
VI. Второй привал – степени сравнения.
- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
(сравнительная и превосходная)
- Что такое положительная степень? исходная
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
- А как образуется превосходная степень простая и составная?
слайд 10
Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
Слайд 11
Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько успешно вы с ним справились.
Ребята, следующий привал «Загадочный». VII. Привал «Загадочный»
Слайд 12
На этом привале вам приготовлена одна загадка.
Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая…
- Кто же это? (лисица).
- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).
- Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).
- Как образуются краткие прилагательные?
Краткие прилагательные – особые несклоняемые, предикативные формы качественных прилагательных. Отвечают на вопрос Каков? (Какова? Каково? Каковы?), придают речи оттенок книжности и обозначают признак как качественное состояние.
Краткая форма прилагательного образуется от основы полного прилагательного с помощью нулевого окончания, а также окончаний -а (-я), -о (-е), -ы (-и).
Краткие прилагательные не склоняются по падежам, но изменяются по родам и числам.
- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?
Большинство прилагательных в русском языке имеют и полную, и краткую форму. Есть -исключения, у которых есть только полная форма, относятся:
Прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами, несущими подчеркнуто объективно суждение (темненький, широченный, крохотный);
Некоторые названия цветов (оливковый, малиновый, шоколадный);
Прилагательные, называющие масти животных (вороной, пегий, гнедой)
- Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.?
Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем флажок.
VIII. Привал « Работа с учебником»
упр. В учебнике 382 с.37 1 у доски с объяснением
-Какое правило повторили?
VIIII. Привал. Привал «Зимнее творчество».
Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?
Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
- Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?
Слайд 13
Изменчивый месяц февраль –
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,
А в полдень он яркие звезды роняет.
И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,
Улыбчиво-грустный февраль.
Лежат на снегу ярко-синие тени
От черных деревьев, и, став на колени,
Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,
Над снегом колдует для тех,
Кто под снегом во мгле.
И радость морозную вешняя точит печаль
В обманчивый месяц февраль.
Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.
- Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах.
Эпитет --Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки.
слайд 14
Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты.
(дети зачитывают несколько работ).
Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились
IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Привал «Финальный»
Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.
Понравилась вам прогулка? Слайд 15
- Подведем итоги. Мы достигли поставленных целей? Всё ли повторили? Чему научились?
X. Домашнее задание.
слайд 16
Морозы стали слабее.
Выполните морфологический разбор прилагательного.
Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное», подготовиться к контрольной работе .