СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме «Имя прилагательное»  

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Имя прилагательное»»



         Открытый урок русского языка в 6 классе ФГОС



Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Тип: урок обобщающего повторения

Цели: закрепить и обобщить изученное об имени прилагатель­ном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистиче­ского разбора, монологической речи, работы с тестами.

Планируемые результаты:
Предметные:– развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Метапредметные: владение навыками лингвистиче­ского разбора; умения определять основную мысль текста, анали­зировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к аналитической деятельности
Личностные – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация ,флажки, карточки для маршрута .

                                                   Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!




  1. Мобилизующий этап.



Начнём урок со сценки в магазине.




Мама, покупая Наташе материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»

- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)

- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»

-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница

Вы оказывались в подобной ситуации?

II . Актуализация знаний.




- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.

слайд 1

Какие цели мы поставим на уроке? слайд 2


Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.
Ну что, в путь?
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

III. Введение в тему.


Ребята, перед вами маршрут нашего путешествия . ( на доске)

Отправной точкой будет, конечно же, ваша школа. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания.

Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком.

Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком.

Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок


III. Повторение.

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

Восстановление правила слайд 3

Слайд 4




Дополнительные вопросы:
- Какими постоянными морфологическими признаками обладает? разряд
- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.? ( У кач.-стен.сравн.; у всех-П.Ч Р.(Едч)
- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили. 
Ну что, в дорогу?

IV. Первый привал – разряды имен прилагательных.

Слайд 5 

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

                                                                                                                                    (И.С. Соколов – Микитов)

- Определите тип текста. (Описание).
- Озаглавьте текст.
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?















- Послушайте стихотворение.

слайд 6 

                                                      Я слово замечательное,-
                                                      Сказало прилагательное,-
                                                      Я равного себе не знаю:
                                                      Я признаки обозначаю.
                                                      Без признаков предмета нет – 
                                                      Об этом знает целый свет.
                                                      Определяю я предметы,
                                                      Они со мной весьма приметны.
                                                      Я украшаю вашу речь
                                                      Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?

- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные.

(качественные, относительные и притяжательные).
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).



- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).



- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)



- Сейчас, ребята, 
- Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).







  Качественные

    Относительные

    Притяжательные

Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми 
Молодых
Тяжелыми
Белого
Темно-зеленые
Высоких
Маленьких
Тихому 
Высокие
Синеватые
Стройных
Белых Легкие Маленькие 18

Русский
Зимний 
Лесными
Кружевными 
Зимнему
Зимний 6

Беличьи
Мышиные
Птичьи 3




Итак, задание первого привала выполнили, проверим его по слайду 7.

- Но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с заданием.
( ученики по очереди отмечает флажком привал)

V. Охотничий домик. (Физкультминутка.)

 
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Слайд 8 .

Все встали, послушайте задание. Я вам называю прилагательные , а вы, если слышите прилагательное с одной Н - поднимаете руки вверх и тянетесь за ними .А если услышите прилагательное с НН – то приседаете .
Задание понятно? Тогда выполняем.
-Повторим изученное правило

Слайд 9



Отметим на карте, как прошла физминутка.




VI. Второй привал – степени сравнения.



- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
(сравнительная и превосходная) 



- Что такое положительная степень? исходная 
- Как образуются сравнительные степенипростая и составная?


- А как образуется превосходная степень простая и составная?

слайд 10






Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения. 



(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
Слайд 11

Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько успешно вы с ним справились.








Ребята, следующий привал «Загадочный». VII. Привал «Загадочный»



Слайд 12


На этом привале вам приготовлена одна загадка. 

                                              Эта рыжая плутовка
                                              И коварна и хитра.
                                              Быстрых зайцев ловит ловко,
                                              Кур ворует со двора
                                              И мышами поживиться
                                              Любит шустрая…

- Кто же это? (лисица). 
- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).


- Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).
- Как образуются краткие прилагательные?

Краткие прилагательные – особые несклоняемые, предикативные формы качественных прилагательных. Отвечают на вопрос Каков? (Какова? Каково? Каковы?), придают речи оттенок книжности и обозначают признак как качественное состояние.

Краткая форма прилагательного образуется от основы полного прилагательного с помощью нулевого окончания, а также окончаний -а (-я), -о (-е), -ы (-и).

Краткие прилагательные не склоняются по падежам, но изменяются по родам и числам.

- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?




 Большинство прилагательных в русском языке имеют и полную, и краткую форму. Есть -исключения, у которых есть только полная форма, относятся:

  • Прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами, несущими подчеркнуто объективно суждение (темненький, широченный, крохотный);

  • Некоторые названия цветов (оливковый, малиновый, шоколадный);

  • Прилагательные, называющие масти животных (вороной, пегий, гнедой)


- Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.?

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем флажок.
VIII. Привал « Работа с учебником»

упр. В учебнике 382 с.37 1 у доски с объяснением

-Какое правило повторили?

  • . Выставляем флажок.





  • VIIII. Привал. Привал «Зимнее творчество».

    Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?
    Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

    - Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?


  • Слайд 13
                                               Изменчивый месяц февраль – 
                                                  Он любит весну, и зимы ему жаль. 
                                                  Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,
                                                  А в полдень он яркие звезды роняет.
                                                  И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,
                                                  Улыбчиво-грустный февраль.
                                                  Лежат на снегу ярко-синие тени
                                                  От черных деревьев, и, став на колени,
                                                  Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,
                                                  Над снегом колдует для тех,
                                                  Кто под снегом во мгле.
                                                  И радость морозную вешняя точит печаль
                                                  В обманчивый месяц февраль.

    Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.
    Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

    - Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах.

Эпитет --Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки.


слайд 14
Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты. 
(дети зачитывают несколько работ).

Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.


Привал «Финальный» 
Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.
Понравилась вам прогулка? Слайд 15


- Подведем итоги. Мы достигли поставленных целей? Всё ли повторили? Чему научились?

X. Домашнее задание.

слайд 16

Морозы стали слабее.

Выполните морфологический разбор прилагательного.
Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное», подготовиться к контрольной работе .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!