СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Повелительное наклонение глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Повелительное наклонение глагола»Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: создать условия для усвоения понятия «повелительное наклонение глагола».

 

Просмотр содержимого документа
«"Повелительное наклонение глагола"»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


Тема урока: «Повелительное наклонение глагола»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для усвоения понятия «повелительное наклонение глагола».

Задачи:

Образовательные: дать понятие о повелительном наклонении глагола; актуализировать знания о морфологических признаках глагола; формировать умения отличать изъявительное, условное и повелительное наклонения; развивать умения находить в тексте и образовывать глаголы в повелительном наклонении.

Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самоопределению и самооценке; развитие интереса к получению знаний в процессе обучения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные: умение находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки.

Предметные: знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении;

Методы и формы обучения: проблемно-поисковый метод, диалоговый метод, индивидуальная, дифференцированная, групповая, фронтальная формы, эвристическая беседа.

Межпредметные связи: литература, физическая культура

Базовый уровень: самостоятельная работа с учебником, работа в группах, беседа-диалог

Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация

Дидактические материалы: карточки с заданиями для групп и индивидуальный на каждого человека

Автор учебника: УМК «Русский язык. 5 класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2019 г.)







Ход урока:


Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД


I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.


Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!

Запишите число, классная работа.

Цель: организовать и психологически настроить детей на урок, создать позитивное настроение

Учитель зачитывает эпиграф урока( на доске записан):

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!

Н.Заболоцкий

– Не случайно я выбрала эпиграфом урока строчки из стихотворения Ник.Алексеев.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!». Надеюсь, что наш урок будет плодотворным, увлекательным. Не позволяйте себе лениться!


Ученики приветствуют учителя, слушают стихотворения.

Записывают число и классную работу.


Коммуникативные УУД обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, высказывать свои мысли
Личностные УУД

формирование мотивации к учебной деятельности.


II. Актуализация знаний

Актуализация знаний по теме «Глагол».

На уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Проверка домашнего задания.

Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 

 1) Глаголы называют …действия предметов

2) Начальная форма глагола …инфинитив

 3) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.

4) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.

5) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по …лицам и числам.

6) Наклонение глагола это….

Цель: повторить и закрепить полученные ранее знания по теме «Глагол»

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают морфологические особенности глагола на основе имеющихся знаний.









Стараются полно ответить на поставленный вопрос.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний.

Анализировать, группировать, строить высказывания.


III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения


Создание проблемной ситуации. Лингвистическая задача.

– О каком наклонении идёт речь?

1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».

2) «Моё действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои верные помощники, частицы БЫ или Б».

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

- Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном. (фронтальная работа).

- А теперь послушайте стихотворение:

Грустный Петрушка

Сидит Петрушка, скучает,
А всяк его поучает:
— Займись делом, порисуй мелом!
 Возьми лопатку, вскопай грядку!
— Позвони Косте, позови в гости!
— Попрыгай, Петрушка,
Не сиди, как старушка!

Тут Петруня – как разозлится,
Как топнет ногой по дощечке!
Не хочу, — говорит, — веселиться,
А хочу погрустить на крылечке.
Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое!

-Глаголы какого наклонения преобладают в этом тексте? Что они обозначают?

- Как вы думаете, о чем пойдеть речь сегодня на уроке?

Попробуем определить задачи к нашему уроку:

- узнать, что выражают глаголы в повелительном наклонении;

- определить на какие вопросы отвечают;

- как образуются;

- где используются в речи




Слушают предложение, определяют наклонение глагола





Высказываются о затруднениях, с которыми столкнулись при выполнении задания.

Отмечают, что не хватает знаний для ответа на поставленный вопрос, формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы.

Формулируют цель и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать цели урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения


Решение учебных задач.

1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?»

- Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова.(повелевать, велеть, повелитель).

Работа по словарю. Обратимся к толковому словарю.

(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях.

Выполняй уроки сейчас же! -приказ

Будь другом, погуляй с собакой пока я на работе. - просьба

Принимайте это лекарство два раза в день. - совет

Будьте здоровы! -пожелание

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

2) Задача «Вопросы»

- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)

3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?

- Как будем решать задачу?

Обратимся к теории, п. 96. Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись)


Подведём итог: расскажите о значении, изменении и образовании глаголов в повелительном наклонении (заслушиваем ответ, оцениваем).


Находят ответы на поставленные задачи, проводят аналитико-синтетическую работу по составлению алгоритма «Образование глагола повелительного наклонения».

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Планировать свою деятельность.

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Извлекать информацию из текста, преобразовывать её и передавать в других формах (схема).

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание для первичного закрепления.

1) Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.

Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.). (на доске)

Писать, смотреть, бежать, радоваться, улыбаться.

- Контроль. Ответы пар заслушать.

А еще, ребята, обязательно нужно знать, что при использовании гл. повелит. накл. нужно добавлять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры.

Цель: - Закрепить новую тему, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Выполняют задание, проговаривают названия степеней сравнения, делают вывод, что не все прилагательные имеют степени сравнения. Конструируют предложения, подчёркивают прилагательные как член предложения


Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму


Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.

Цель: - Дать возможность отдохнуть

Выполняют движения


VI. Включение в систему знаний и повторения.

Применение знаний и формирование умений и навыков.

Работа с сигнальными карточками.

Опрос:

— Какие наклонения глаголов вы теперь знаете? (изъявительное, условное, повелительное)

-Что обозначают глаголы изъявительного наклонения? (обозначают действия, которые происходили, происходят и будут происходить).

-Условного наклонения? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях).

-Повелительного наклонения? (обозначают такие действия, ктоторые кто-то требует или просит выполнить).

-Перед вами лежат сигнальные карточки И У П:

И-изъявительное, У-условное, П-повелительное

-Найти глаголы, определите их наклонение, поднимите нужную карточку.

1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы. (Изъявительное)

2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы. (Условное)

3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.

(Условное)

4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. (Повелительное)

5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы. (Изъявительное)

6.Вытрите пыль с письменного стола. (Повелительное)

7.Пожар снежком не погасишь. (Изъявительное)

8.На печи не храбрись, а на поле не трусь. (Повелительное)

9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет? (Условное)

Творческое задание.

«Одну минуту на ответ»

-Составьте слово из разных морфем данных слов:

«От глагола написать возьмите приставку, от существительного поклон-корень, от существительного объявление-суффикс, от существительного солнце-окончание» (наклонение)

-Произведите морфемный разбор.

Работа в парах. Проблемный вопрос.

-Продолжаем развивать навыки правописания глаголов в различных наклонениях.

-ите или -ете?

-В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких — -ете? Можем ли мы ответить на этот вопрос? Нет.

-Обратимся к алгоритму на проекторе.

Задание: (конверты с разрезными предложениями)

-Составить предложение из отдельных слов, записать, найти глагол, определить наклонение, вставить пропущенную букву, объяснить.

Конверт № 1.

Нежности, чувство, милой, к, любовь, природе, северной, к, выраз..те, земле.

(Выразите чувство нежности к природе, любовь к милой северной земле.)

Конверт № 2.

Если вы напишете мне письмо, то я буду очень рад.

Конверт №3

Электроприборы, выключ..те, грозы, все, приближении, при, приборы.

(При приближении грозы выключите все электроприборы.)

Проверка выполненного задания.

-Поднимите руки, у кого получилось предложение с глаголом повелительного наклонения?

-Прочитайте предложение, объясните орфограмму. (во 2 лице, мн.числе в повелительном наклонении окончание –ИТЕ)

-У кого получилось предложение с глаголом изъявительного наклонения?

-Прочитайте предложение, объясните, от чего зависит гласная в окончании данных глаголов. (во 2 лице, мн.числе в изъявительном наклонении у глаголов 2 спряжения окончание -ИТЕ).

Задача «Где используем глаголы в повелительном наклонении»?

- Ребята, а в жизни, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.

Работают самостоятельно. Самоконтроль, взаимоконтроль.

Тест:

1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;

в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

а) по временам, числам, лицам или родам;

б) по числам и родам;

в) по числам.

3) Найдите строку, в которой даны глаголы только повелительного наклонения.

а) читал бы, пишу, рисуй

б) возьми, собери, принес бы

в) узнай, поезжай, смотри

г) расстроили, нарисовал бы, решил бы




4) Найдите пословицу, в которой глаголы употреблены в повелительном наклонении.

а) Меньше бы говорил, больше бы делал.

б) Десять раз примерь, а потом отрежь.

в) Была бы охота, заладится всякая работа.

г) поищешь - найдешь, захочешь - добьешься.

5) Найдите строчку, в которой глаголы имеют форму 2-го лица, множественного числа, повелительного наклонения.

а) Возьми, следи, позволяй, трудись

б) гони, тащи, не разрешайте

в) Держите, снимайте, освобождайте

г) хватай, учите, не бойтесь

Ответы: 1б, 2в, 3в, 4б, 5в.

Выполняют работу на карточках. Делают обобщение по заданию.




























Исправляют ошибки, используют полученные знания в конкретном задании.










Работают у доски, закрепляют полученные знания.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму


VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности


- Как образуются глаголы в повелительном наклонении?

- Какие значения имеют глаголы в повелительном наклонении?

- Какова сфера употребления глаголов в повелительном наклонении?

- Чтение стихотворения О. Высоцкой «Не замыкайся в скорлупе..»

Не замыкайся в скорлупе,
Как червячок в орехе
Пусть будут на твоей тропе
– И беды, и огрехи!

При виде тучи грозовой
Не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой –
Ведь ты не черепаха!

Пусть на пронзительном ветру
И зябко и тревожно, –
Не лезь в кротовую нору –
В норе ослепнуть можно!

Не раскисай, не унывай,
Когда придётся трудно,
Всё, что имеешь – раздавай,
А не храни подспудно!

Будь бескорыстней, чем солдат
В прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат,
Кто ничего не копит!

- Ребята, вы обратили внимание, как много глаголов в форме повелительного наклонения употребляет автор стихотворения. Для чего?

- Она желает нам не раскисать, радоваться жизни, быть бескорыстными.

- А я желаю вам как можно меньше употреблять глаголы в повелительном наклонении в значении приказа, повеления, команды, а употреблять их только в значении совета, просьбы, пожелания.

– Вспомните, какие поставили цели в начале урока. Удалось ли достичь этих целей?

- Как вы усвоили сегодняшний материал? Оцените его по 5 бальной шкале ( покажите на пальцах)

- Оценки и их аргументирование.


Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока

Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать. Оценить работу учащихся на уроке.


Определяют уровень достижения целей и задач урока.

Производят самооценку

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Определять степень успешности работы.


VIII. Домашнее задание

1. Упр. 607 пар. 96.

Записывают домашнее задание















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!