СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Предмет – русский язык

Класс – 5

Учебник – Русский язык.5 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола

Цели:

  1. Закрепить знания об особенностях значения форм наклонения глагола.
  2. Отрабатывать навык нормативного образования форм повелительного наклонения глагола.
  3. Вести работу по предупреждению ошибок, связанных с неправильным образованием и употреблением форм повелительного наклонения.
  4. Способствовать формированию универсальных учебных действий, а также умений и навыков в рамках личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы

 

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация 

Просмотр содержимого документа
«Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола»

Технологическая карта урока


Предмет – русский язык

Класс – 5

Учебник – Русский язык.5 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола

Цели:

  1. Закрепить знания об особенностях значения форм наклонения глагола.

  2. Отрабатывать навык нормативного образования форм повелительного наклонения глагола.

  3. Вести работу по предупреждению ошибок, связанных с неправильным образованием и употреблением форм повелительного наклонения.

  4. Способствовать формированию универсальных учебных действий, а также умений и навыков в рамках личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы


Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация
















Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Оргмомент

- Здравствуйте! Я рада вас видеть. Давайте наш урок начнем с игры «Собери слово». Первый корень из лова «плоды», второй корень из слова «творить», суффикс из слова «школьный», окончание слова «красная» - ПЛОДОТВОРНАЯ. Молодцы! Я рассчитываю сегодня на нашу плодотворную работу на уроке

Организуются, настраиваются на плодотворную совместную деятельность

Проверка домашнего задания

- Откроем тетради и запишем число, «Классная работа»

- Прежде чем приступить к знакомству с новой темой, проверим, как вы усвоили предыдущую. Дома вы выполняли упражнение 701, вам нужно было написать мини-сочинения от лица одного из школьников, мечтающих о том, что изображено на рисунке. Кто хочет прочитать свое сочинение классу?

Записывают число




Читают сочинения (3-4 ученика)

Запуск проекта

- Молодцы, спасибо. Я думаю, что сочинения, которые вы написали, можно проиллюстрировать (или своими собственными рисунками, или подобрать картинки) и оформить стенгазету, которую можно назвать «Если бы…» или как-то по-другому. Кто из вас хочет принять участие в выпуске газеты (редактор, корректор, художник-оформитель)? Время работы над проектом - одна неделя. После урока ответственные за выпуск газеты договорятся, когда они проведут заседание редколлегии и обговорят план действий. А мы с вами возвращаемся к нашему уроку.

Самоопределение

Определение темы урока, постановка целей и задач урока

- На слайде перед вами отрывок. Из какого произведения этот отрывок и кто автор этих строк?

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она.

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

- Выпишите в тетрадь глаголы


- Какой глагол употреблен в неопределенной форме (инфинитиве)? На какой вопрос он отвечает?


- Определите форму наклонения у глагола, употребленного в авторской речи. Какое действие названо этой формой?


- Какое действие называют глаголы, употребленные в действии Стрекозы? Что выражает Стрекоза с помощью этих форм, обращаясь к Муравью? Какой вопрос можно задать к этим формам?

- Вспомните, как называется наклонение глагола, с помощью которого выражают просьбу, побуждение, требование к совершению действия?

- Как вы думаете, почему это наклонение называется именно так – «повелительное»?

- Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока.


- Какие задачи мы могли бы поставить перед собой, начиная изучения новой темы?

- Итак, тема урока «Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола»




Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»




Ползет, не оставь, дай, собраться, прокорми, обогрей

Собраться (что сделать?)



Ползет – изъявительное наклонение; действие, которое сейчас происходит.

Просьбу.

Вопрос – что сделай?


Повелительное наклонение


С помощью них «повелевают»

Повелительное наклонение глагола

Узнать, как образуются, как употребляются

Записывают тему урока в тетради

Знакомство с новым материалом

- Обратимся к теоретическому материалу учебника на странице 136

- Какие из выписанных форм повелительного наклонения образованы с помощью суффикса – и? Без суффикса? Выделите суффиксы и окончания в выписанных формах.

- Если бы Стрекоза обращалась с просьбой не к одному муравью, а к нескольким, какую форму глагола она употребила? Как образуется форма множественного числа повелительного наклонения? На какой вопрос она отвечает?


- Проблемный вопрос. Как вы думаете, могут ли глаголы в форме повелительного наклонения изменяться по временам? Почему?

Читают, делают вывод

Прокорми, не оставь, дай, обогрей


Не оставьте, дайте, прокормите, обогрейте

С помощью –те от формы ед.ч (что сделайте?)

Действие не происходит сейчас, или в прошлом, или в будущем. Оно дано как требование или просьба.

Закрепление. Отработка навыков правильного образования форм

- А сейчас закрепим полученные знания и поупражняемся в образовании форм повелительного наклонения. Упр. 703

- Упр. 704 заполните таблицу


- Проблемный вопрос. Скажите, а можно ли образовать от глаголов мочь, хотеть, видеть формы повелительного наклонения?

3 ученика записывают предложения у доски

Самостоятельно в тетрадях (взаимопроверка)

Эти действия нельзя совершить по требованию

Физминутка


Выходят из-за парт, разминаются

Работа по формированию коммуникативных навыков, соблюдению норм речевого этикета

- Сравните предложения, выведенные на экран:

1) Будьте добры, закройте дверь!

2) Закройте дверь!

3) Пожалуйста, закройте дверь!

4) Не могли бы Вы закрыть дверь?

- Что объединяет все эти предложения по значению?


- В какой форме употреблен глагол закрыть в первых трех предложениях? Что выражает эта форма?


- Есть ли форма повелительного наклонения в четвертом предложении? В каких формах стоят глаголы в этом предложении?

- Расположите предложения в порядке возрастания степени вежливости выражения просьбы

- С помощью чего повышается степень вежливости просьбы?


- Поработаем в парах. Представьте себе различные ситуации: в магазине, в автобусе, на приеме у врача и т.д. Используя выражения из упр.706, составьте диалог.

- Проверим, что получилось

(Если осталось время мини-тест с взаимопроверкой)






Выражают просьбу закрыть дверь

Закройте – повелительное наклонение, значение побуждения

Могли бы – условное, закрыть – инфинитив


2,3,1,4

С помощью этикетных слов, форм условного наклонения


Записывают в тетрадях, зачитывают

Ключ 1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б

Рефлексия

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Получилось ли у нас достичь этих целей? Вспомним, как образуются формы повелительного наклонения.

- Научились ли мы правильно образовывать и употреблять формы повелительного наклонения?

- Что мы для этого делали? Как открывали новые знания? Что мы делали для закрепления новых знаний? Как мы проверяли насколько хорошо мы усвоили новую тему?

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Какое индивидуальное задание на дом каждый из вас определил для себя с учетом этих затруднений? Какие задания показались вам наиболее интересными?

Соотносят результат с поставленными в начале урока целями



Анализируют свою деятельность по достижению запланированных целей


Самоанализ, самооценка, самокорректировка

Выставление оценок

Выставляет и комментирует оценки

Участвуют в обсуждении оценок

Домашнее задание

1) §74, упр.705 2) индивидуальные задания (по отработке навыков образования и употребления форм повелительного наклонения), 3) начало работы над проектом

записывают



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!