Учебник – Русский язык.5 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
Оргмомент | - Здравствуйте! Я рада вас видеть. Давайте наш урок начнем с игры «Собери слово». Первый корень из лова «плоды», второй корень из слова «творить», суффикс из слова «школьный», окончание слова «красная» - ПЛОДОТВОРНАЯ. Молодцы! Я рассчитываю сегодня на нашу плодотворную работу на уроке | Организуются, настраиваются на плодотворную совместную деятельность |
Проверка домашнего задания | - Откроем тетради и запишем число, «Классная работа» - Прежде чем приступить к знакомству с новой темой, проверим, как вы усвоили предыдущую. Дома вы выполняли упражнение 701, вам нужно было написать мини-сочинения от лица одного из школьников, мечтающих о том, что изображено на рисунке. Кто хочет прочитать свое сочинение классу? | Записывают число Читают сочинения (3-4 ученика) |
Запуск проекта | - Молодцы, спасибо. Я думаю, что сочинения, которые вы написали, можно проиллюстрировать (или своими собственными рисунками, или подобрать картинки) и оформить стенгазету, которую можно назвать «Если бы…» или как-то по-другому. Кто из вас хочет принять участие в выпуске газеты (редактор, корректор, художник-оформитель)? Время работы над проектом - одна неделя. После урока ответственные за выпуск газеты договорятся, когда они проведут заседание редколлегии и обговорят план действий. А мы с вами возвращаемся к нашему уроку. | Самоопределение |
Определение темы урока, постановка целей и задач урока | - На слайде перед вами отрывок. Из какого произведения этот отрывок и кто автор этих строк? Злой тоской удручена, К Муравью ползет она. «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» - Выпишите в тетрадь глаголы - Какой глагол употреблен в неопределенной форме (инфинитиве)? На какой вопрос он отвечает? - Определите форму наклонения у глагола, употребленного в авторской речи. Какое действие названо этой формой? - Какое действие называют глаголы, употребленные в действии Стрекозы? Что выражает Стрекоза с помощью этих форм, обращаясь к Муравью? Какой вопрос можно задать к этим формам? - Вспомните, как называется наклонение глагола, с помощью которого выражают просьбу, побуждение, требование к совершению действия? - Как вы думаете, почему это наклонение называется именно так – «повелительное»? - Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Какие задачи мы могли бы поставить перед собой, начиная изучения новой темы? - Итак, тема урока «Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола» | Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Ползет, не оставь, дай, собраться, прокорми, обогрей Собраться (что сделать?) Ползет – изъявительное наклонение; действие, которое сейчас происходит. Просьбу. Вопрос – что сделай? Повелительное наклонение С помощью них «повелевают» Повелительное наклонение глагола Узнать, как образуются, как употребляются Записывают тему урока в тетради |
Знакомство с новым материалом | - Обратимся к теоретическому материалу учебника на странице 136 - Какие из выписанных форм повелительного наклонения образованы с помощью суффикса – и? Без суффикса? Выделите суффиксы и окончания в выписанных формах. - Если бы Стрекоза обращалась с просьбой не к одному муравью, а к нескольким, какую форму глагола она употребила? Как образуется форма множественного числа повелительного наклонения? На какой вопрос она отвечает? - Проблемный вопрос. Как вы думаете, могут ли глаголы в форме повелительного наклонения изменяться по временам? Почему? | Читают, делают вывод Прокорми, не оставь, дай, обогрей Не оставьте, дайте, прокормите, обогрейте С помощью –те от формы ед.ч (что сделайте?) Действие не происходит сейчас, или в прошлом, или в будущем. Оно дано как требование или просьба. |
Закрепление. Отработка навыков правильного образования форм | - А сейчас закрепим полученные знания и поупражняемся в образовании форм повелительного наклонения. Упр. 703 - Упр. 704 заполните таблицу - Проблемный вопрос. Скажите, а можно ли образовать от глаголов мочь, хотеть, видеть формы повелительного наклонения? | 3 ученика записывают предложения у доски Самостоятельно в тетрадях (взаимопроверка) Эти действия нельзя совершить по требованию |
Физминутка | | Выходят из-за парт, разминаются |
Работа по формированию коммуникативных навыков, соблюдению норм речевого этикета | - Сравните предложения, выведенные на экран: 1) Будьте добры, закройте дверь! 2) Закройте дверь! 3) Пожалуйста, закройте дверь! 4) Не могли бы Вы закрыть дверь? - Что объединяет все эти предложения по значению? - В какой форме употреблен глагол закрыть в первых трех предложениях? Что выражает эта форма? - Есть ли форма повелительного наклонения в четвертом предложении? В каких формах стоят глаголы в этом предложении? - Расположите предложения в порядке возрастания степени вежливости выражения просьбы - С помощью чего повышается степень вежливости просьбы? - Поработаем в парах. Представьте себе различные ситуации: в магазине, в автобусе, на приеме у врача и т.д. Используя выражения из упр.706, составьте диалог. - Проверим, что получилось (Если осталось время мини-тест с взаимопроверкой) | Выражают просьбу закрыть дверь Закройте – повелительное наклонение, значение побуждения Могли бы – условное, закрыть – инфинитив 2,3,1,4 С помощью этикетных слов, форм условного наклонения Записывают в тетрадях, зачитывают Ключ 1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б |
Рефлексия | - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? - Получилось ли у нас достичь этих целей? Вспомним, как образуются формы повелительного наклонения. - Научились ли мы правильно образовывать и употреблять формы повелительного наклонения? - Что мы для этого делали? Как открывали новые знания? Что мы делали для закрепления новых знаний? Как мы проверяли насколько хорошо мы усвоили новую тему? - Какие задания вызвали у вас затруднения? Какое индивидуальное задание на дом каждый из вас определил для себя с учетом этих затруднений? Какие задания показались вам наиболее интересными? | Соотносят результат с поставленными в начале урока целями Анализируют свою деятельность по достижению запланированных целей Самоанализ, самооценка, самокорректировка |
Выставление оценок | Выставляет и комментирует оценки | Участвуют в обсуждении оценок |
Домашнее задание | 1) §74, упр.705 2) индивидуальные задания (по отработке навыков образования и употребления форм повелительного наклонения), 3) начало работы над проектом | записывают |