Самоанализ урока русского языка
Учитель: Борголова Аза Александровна, МБОУ «Александровская СОШ»,
село Александровское.
Тема урока: Повелительное наклонение глагола.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения; формировать навыки использования глаголов повелительного наклонения.
Задачи урока
Обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;
Развивающие: способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся;
Воспитательная: формировать навыки культуры речи, прививать любовь к родному языку.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, практическая работа, упражнения), анализ, обобщение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Средства обучения: Учебная, учебно-методическая литература, ИКТ
Правильность и обоснованность цели урока
Считаю, что цель соответствует программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний, умений и возрасту обучающихся, месту уроков в системе уроков по данной теме.
Структура урока
Структура урока соответствует его цели и типу (урок «открытия» нового знания); урок составлен в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к уроку русского языка;
Время целесообразно распределено по этапам занятия;
Оборудование кабинета использовалось рационально;
В соответствии со способностями обучающихся был выбран средний темп; ведения занятия, что обеспечило взаимосвязь этапов урока;
Организация начала и конца занятия положительно повлияла на его эффективность.
Краткая характеристика класса. Класс активный, дети активно принимают участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера. На уроках дети активны, работоспособны, проявляют интерес к знаниям, хорошо воспринимают материал. В основном дети находятся в дружеских отношениях друг с другом. Обучающиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык.
Содержание урока
В процессе занятия я старалась в доступной форме изложить научную информацию, исходя из возрастных особенностей данной категории детей. Связь изучаемого материала с жизнью, с интересами учеников, были учтены межпредметные связи (связь с литературой).
Предложенный для усвоения материал был отобран из значительного объема источников и структурирован согласно возрастным особенностям школьников. Задания были дифференцированные, с учётом возрастных, психологических особенностей детей, а также их интересов, потребностей, мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению. Это прослеживалось в таких эпизодах, как выражение своих возможностей, приоритетов и мнений. Коллективная работа помогла более быстрому выполнению заданий, воспитанию взаимовыручки, преодолению страха сделать ошибки и созданию ситуации успеха.
Дети выполняли следующие задания: определяли тему и цель урока, анализировали материал, формулировали правило, выполняли самостоятельную и практическую работу на актуализацию знаний.
Таким образом, обучающиеся учились получать не только знания, но и умения, а также навыки самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции.
Урок был построен так, чтобы процесс обучения был интересен и мотивирован. Мною использовался комплексный анализ текста, который учит работать с подобными заданиями в рамках ОГЭ. Кроме того, на уроке были активно использованы компоненты, направленные на решение задачи совмещения высокой продуктивности с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить здоровье школьников (физминутка, положительный эмоциональный настрой на урок, смена видов деятельности, игровые моменты).
Деятельность обучающихся на занятии.
Учащиеся продемонстрировали высокую степень активности и работоспособности на всех этапах урока. Интерес к содержанию занятия был ярко выражен.
Итоги занятия, оценка результативности.
В итоге занятия были созданы условия для развития общекультурной, когнитивной (познание нового, постановка цели, логическое рассуждение, умение действовать в нестандартных ситуациях), информационной и коммуникативной компетенций.
Домашнее задание, как и было запланировано, дано в конце урока – после рефлексии, что считаю целесообразным. Дозировка оптимальная, соответствует возрасту и физиологическим способностям.
Психологическая атмосфера занятия была комфортной и для обучающихся, и для меня. Обучающиеся получали навыки употребления глаголов повелительного наклонения в речи, комплексного анализа текста.
На уроке был использован дифференцированный подход в обучении.
В течение всего урока ребята развивали навыки устной речи, коммуникативные способности. Оказывали взаимопомощь друг другу, работая в тесном сотрудничестве. Таким образом, цель урока достигнута.