СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по истории 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ .

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по истории 9 класс»


2. Пояснительная записка

Главная задача совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержание образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможной успешной социализации.

Статус документа



Материалы рабочей программы составлены в соответствии:

  • С Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23. 12. 2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г., № 1089;

  • С авторской программой по «Истории России» 6-9 классы. А. А. Данилова, Л. Г. Косулина.-М.: Просвещение, 2011.

  • С Учебным планом школы на 2017-2018 учебный год;

  • С Положением о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ, Приказ № 160 от 16. 12. 2013 г.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Обоснование выбора авторской программы.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

 Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всеми обу­чающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию к участию в олимпиадах разных уровней.

Рабочая программа по «Истории России» разработана на обучающихся 9 «А» класса МОБУ Тыгдинской СОШ. Это в основном дети со средним уровнем способностей, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. Для сильных учащихся предусмотрены индивидуальные задания повышенного уровня сложности, доклады, работа в парах со слабыми учащимися с целью отработки основных понятий, терминов и дат по изучаемым темам. Разноуровневый подход дает возможность проявить себя каждому ученику.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

В рабочую программу по «Истории России» 6-9 классы. А. А. Данилова, Л. Г. Косулина изменений внесено не было. В рабочую программу включёны вопросы регионального компонента – История Дальнего Востока, изучающиеся в темах:


- Российская империя на рубеже веков и её место в мире (Дальний Восток на рубеже веков)

- Внешняя политика Николая II (Россия и Китай на Дальневосточных рубежах)

-Реформы Столыпина

- Свержение монархии (Эхо революционных боёв)

-Октябрьская революция (Область между двумя революциями)

-Гражданская война на Амуре

- НЭП по - Амурски

-Индустриализация (К социализму!)

-Репрессии 30-х годов

-Великая Отечественная война (Амурцы на фронтах войны)

-Восстановление экономики (Экономическое чудо послевоенных лет)

- Экономика СССР в 1953-1964 гг.(Новый облик Амурской деревни)

- Экономика « развитого социализма» (Последние великие стройки века)

- Новая Россия. 1991-2006 гг. (Августовские события в Приамурье).


Принципы.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

- соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

- структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

- формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных

позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

- На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

- Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.



Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); предъявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализировать цели и результаты; объяснять преимущества и недостатки, выявлять общее и различное; объяснять факты; сопоставлять различные суждения; использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы.

Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям национальной культуры.

Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя их представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими – руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Система оценки достижений учащихся.


Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов




3. Общая характеристика учебного предмета.

Изучение истории направлено на дос­тижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте своей страны и человечества, служащих основой индивидуального и социального самоопределения личности.

  2. Сформировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем: воспитание патриотизма и гражданственности, уважения прав человека и демократических ценностей.

  3. Выработать у школьников представление о многообразии отражений и объяснений событий истории и современности с позиций историзма, с использованием приемов исторического анализа.

Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравствен­ного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе, на формиро­вание у школьников ценностных ориентации и личностного осмысления опыта ис­тории и современной жизни России.

Одна из центральных задач курса - показать роль России как активного уча­стника и творца всемирной истории, преодолеть изолированность в изучении ис­тории Отечества и зарубежной истории. Во всех разделах программы представ­лены материалы, раскрывающие место нашего Отечества в мировых событиях изучаемого времени.

Курс предполагает раскрытие истории с позиций обоснования национальных и государственных приоритетов России.



 Виды деятельности, методы обучения

Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация, телемост и др.

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен   диалогизм и проблемность изложения нового материала.

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный  подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
    Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами; семинар, дискуссия, деловая игра.

Формы и средства контроля

Одной из главных форм контроля является текущая промежуточная и итоговая промежуточная аттестация, проходящая в форме тестирования, контрольных работ.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

Межпредметные связи, преемственность:

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории России, обществознания, географии, литературы, МХК, ИЗО, биологии и др. Главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.


Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются: -усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала

- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения

- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

На уроках истории постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесное взаимодействие обоих предметов в формировании познавательной и социальной компетентностей учащихся.

Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, лабораторных и практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.



4. Место предмета в базисном учебном плане

    Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме  350 часов; в 9 классе по 2 часа в неделю.

5. Результаты освоения учебного курса.


В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

  • Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исто­рического развития.

  • Изученные виды исторических источников.


Уметь:

  • Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последова­тельность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории.

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников.

  • Показывать на исторической карте: территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий.

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобре­тенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять сущест­венные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и собы­тия по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в совре­менной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


6. Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

1.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1916 Г.Г.)

9

2.

РОССИЯ В 1917-1927 ГГ.

7

3.

СССР В 1928-1938 ГГ.

5

4.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

7

5.

СССР В 1945-1952 ГГ

2

6.

СССР В 1953-СЕРЕДИНЕ 60-Х ГГ.

3

7.

СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х-СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.

3

8.

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985-1991 ГГ

3

9.

НОВАЯ РОССИЯ. 1991-2006 ГГ.

4

10.

Повторение по курсу

1


Авторская программа

Настоящая программа

44

44



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)

ТЕМА: РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1916 г.г.) (9 часов)

Российская империя на рубеже веков и ее место в ми­ре.

Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Особенности процесса модернизации в России начала XX века. Характе­ристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский..

Особен­ности развития российской экономики начала XX в. Роль го­сударства в экономике России. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Иностранный капитал в России: при­чины его широкого проникновения в страну, роль в разви­тии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономи­ке. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX.. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточ­ный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход во­енных действий на суше и на море. Портсмутский мир. При­чины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса поли­тических партий в России. Классификация партий.

Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Больше­вики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности прог­раммных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятель­ность Боевой организации. Е. Ф. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное дви­жение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перс­пективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные события. «Верхи» в ус­ловиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 ок­тября»: политические доктрины, решение аграрного и национ. вопросов, соц. состав, численность. П.Н. Ми­люков. А.И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организа­ции: программа, соц. состав, численность. Черносотенцы. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной ду­мы, ее аграрные проекты. Правительственная программа Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги аграрной реформы. Развитие кооперативного движе­ния. Убийство П. А. Столыпина III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на поли­тическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Русская внешняя поли­тика после окончания русско-японской войны. Обострение русско-германских противоречий. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампа­нии 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. От­ношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в н. XX в. Демократизация культуры. Основные тенденции раз­вития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Д.И.Менделеев,И.М. Сеченов, И.И.Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев Рус­ская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Библиотечное дело. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Русская по­эзия. Декаданс Символизм. Акмеизм Футуризм. Изобрази­тельное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Го­лубая роза», « Бубновый валет».

Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.К.С.Станиславский. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Кинематограф.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1час). Россия в ожидании перемен.

ТЕМА: РОССИЯ В 1917-1927 гг. (7 часов)

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской револю­ции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II .

Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельский кризис Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коали­ционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Формирование советской государ­ственности. Отношение большевиков, к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революци­онной войны. Борьба в РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Выход России из Первой мировой войны. Брест- Литовский мирный договор; его условия, эконо­мические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской влас­ти в области промышленного производства, транспорта, тор­говли, банковской системы. Закон о социализации земли. Ус­тановление продовольственной диктатуры. Конец правитель­ственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация то­варно-денежных отношений. Первые мероприятия советской влас­ти в области промышленного производства, транспорта, тор­говли, банковской системы. Закон о социализации земли. Ус­тановление продовольственной диктатуры. Конец правитель­ственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация то­варно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспыш­ки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Кале­дина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный Иностранная интервен­ция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Вос­точного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание регио­нальных правительств. Уфимская директория.

«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Дени­кина. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и такти­ка махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. Итоги Гражданской войны. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание. Голод 1921 года.

Новая экономическая политика. Экономический и поли­тический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономи­ческой политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты прео­доления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг . Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на НЭП. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП (б) в главное звено государственной структуры. Образо­вание СССР. Конституция СССР 1924 г. Борьба за власть в политическом руководстве после смер­ти В. И. Ленина.И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин. Усиление позиций И.В.Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстанов­ка во время и после окончания Гражданской войны. Внеш­неполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистичес­кого Интернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И.Ленина на идею мировой рево­люции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролет­культ. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном ис­кусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинемато­граф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

ТЕМА: СССР В 1928-1938 гг. (5 часов)

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: Причины, проявления, меры к преодолению. Оформ­ление двух точек зрения на причины и пути выхода из кри­зиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталин­ской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Советская модель модернизации. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пя­тилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты политической системы.

Роль и место ВКП (б) в политической системе и жизни об­щества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средства­ми массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация обществен­ной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре совет­ского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производствен­ные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Соци­альная дифференциация. Ужесточение трудового законода­тельства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Измене­ния в социальной психологии крестьян. Ограничение адми­нистративных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирова­ние пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделе­ние советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культу­ру. Школа и семья. Ликвидация безграмотности. Развитие системы образования. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического ре­ализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Пе­сенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества

Повторение и обобщение. Накануне суровых испытаний.

ТЕМА: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (7 часов)

СССР накануне войны. Советско-германские отноше­ния. Развитие политического процесса в Европе после заклю­чения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Совет­ско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые дей­ствия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападе­ния Германии на СССР - Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпо­ра врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацист­ский «новый порядок» на оккупированной территории, мас­совое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Моск­вой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступле­ние Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Лет­нее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталин­градская битва. Сражения на Кавказе.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Герои­ческий труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной вой­ны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало мас­сового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багра­тион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Герма­нии. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Ито­ги и цена победы. Вклад СССР в освобождение Европы. Советские полководцы. Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.

Повторение и обобщение. Итоги и уроки великой войны.

ТЕМА: СССР В 1945-1952 гг. (2 часа)

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Состояние эко­номики страны после окончания войны. Экономические дис­куссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышлен­ности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Создание ядерного оружия. «Демократический им­пульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Пра­вящая партия и общественные организации в первые после­военные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоре­чия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

ТЕМА: СССР В 1953-СЕРЕДИНЕ 60-х гг. (3 часа)

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. На­чало реабилитации жертв политических репрессий. Реоргани­зация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завер­шение построения экономических основ индустриального об­щества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищ­ное строительство. Курс на ускорение научно-технического прогресса. Трудности в снабжении населения продовольствием.

Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Внешняя политика. Научно-техническая ре­волюция в СССР. Запуск первого искусственного спутни­ка Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш, И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь

Зарождение обновленческого направле­ния в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твар­довский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евту­шенко. Вознесенский. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музы­кального искусства, живописи, кинематографии. Выработка новых подходов во внеш­ней политике. Мирное сосуществование государств с различ­ным общественным строем. Возобновление диалога с За­падом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Поиски новых подходов в отношениях со страна­ми социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира»

ТЕМА: СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х-СЕРЕДИНЕ 80-х гг. (3 часа)

Политическое развитие. Внешняя политика СССР при Брежневе. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Уси­ление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и прове­дение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление ро­ли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

Установление военно-стратегическо­го паритета между СССР и США. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отно­шения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского ру­ководства.

Экономика «развитого социализма».Предпосылки и ос­новные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отстава­ние СССР в научно-технической сфере. Особенности соци­альной политики.«Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Общественная жизнь. Развитие художественной культу­ры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художест­венной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Сол­женицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Грос­сман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Со­ветская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Об­разцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козин­цев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

ТЕМА: ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985-1991 гг. (3 ч)

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Все­союзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Съезды народных депутатов. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и об­щественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы пе­рестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками су­веренитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние эко­номики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая ре­форма 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее послед­ствия. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Общественная жизнь. Внешняя политика. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика глас­ности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой ин­формации. Новые явления в литературе, театре, кинематогра­фе. Возобновление реабилитации жертв политических репрес­сий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистичес­кой идеологии и политики. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конф­ликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Вос­точной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

ТЕМА: НОВАЯ РОССИЯ. 1991-2006 гг. (4 ч)

Российская экономика на пути к рынку. Программа ра­дикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либера­лизация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный ха­рактер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Национальная политика и межнациональные отноше­ния Декларация о государственном су­веренитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конс­титуции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж со­ветской системы власти. Ликвидация Советов. Конституция России 1993 г. Рос­сийская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоре­чий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Резуль­таты федеративного строительства в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культу­ры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразитель­ное искусство. Средства массовой информации. Традицион­ные религии в современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Геополитическое положение и внешняя политика Рос­сии. Россия на пороге XXI в.Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и США. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

Президент В. В. Путин. Укреп­ление российской государственности. Политические рефор­мы. Обеспечение гражданского согласия и единства общест­ва. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ Место России в современном мире. (1 ч)

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • А.А. Данилов. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ - Москва, «Просвещение», 2011 год

  • Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века. 9 класс. - М.: Просвещение, 2010 г.

  • О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках истории. Основная школа. – М.: «Интеллект – Центр». 2009 год;

  • Данилов А. А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX века». - М.: Просвещение, 2006 г.

  • Методические рекомендации к учебнику «История Отечества XX век» / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2011.

  • Данилов А. А., Косулина В. Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX - начала XXI века» в двух частях. - М.: Просвещение, 2010


ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Мультимедиа, видеокассеты

1. Виртуальная школа КМ. Уроки отечественной истории KM XIX-XX века.

2. Виртуальная школа КМ. Уроки всемирной истории КМ. Новейшая история.

3. Большая энциклопедия России. Великие люди России.

4. Александр II. 5. Император Александр III

6. Император Николай II. 7. Расстрел Семьи Романовых.

8. XX век. ( Серия дисков) 9. Видеоуроки по Новейшей истории.


РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ:

http://www.history.inc.ru/ http://lichm.narod.ru/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks /History/Bohan/index.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2d93c4a-5cb4-42b9-a38c-649ca28fd9f4/

http://www.zadachi.org.ru/?n=7937

http://www.dazzle.ru/spec/iir5508.shtml

http://www.5ballov.ru/referats/preview/32170

http://www.krotov.info/history/solovyov/lichmanl.html

http://www.ancient.ru/ http://www.rulers.narod.ru/

http://www.hronos.km.ru/

http://www.hist.msu..ru/ER/Etext/index.html


8. Календарно-тематическое планирование курса истории России 9 класс

урока

Тема

урока

Кол-во

ча-

сов

Тип, форма урока

Элементы содержания

Подготовка к ГИА

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. Россия в начале 20 века (9ч)

1.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире


1

Урок изучения нового материала

прогресс общественный, прогресс научно-технический, кризис человека.

Познакомиться с задачами и предметом курса истории России, уметь характеризовать социально-экономическое развитие России

§1 записи в тетрадях



2.

Экономическое и политическое развитие России в начале XX в.


1

Урок комбинированный с постановкой проблемного вопроса и закрепления изученного материала

Модернизация: сущность, модели Роль государства в модернизации России. Формирование монополий

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Выяснить и проанализировать особенности российской экономики, охарактеризовать роль государства, проанализировать проблемы аграрного сектора

§2,3, раб. тетр, документы




3.

Внешняя политика Николая II.


1

Урок комбинорованный

Политика России на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904 — 1905 годов.


Задания части А

Знать причины и характер войны; образно рассказывать об исторических событиях и их участниках, называть основные даты событий; локализовать исторические факты на карте

§4, таблица сообщ. Николая II, вопросы



4.

Реформы П.А. Столыпина

1

Комбинированный урок с элементами аналитической деятельности учащихся

Аграрный вопрос в России.Начало аграрных реформ П.А. Столыпина. Итоги реформ.

Россия накануне Первой мировой войны.

Отруб, хутор, артель, кооперация, 1906 г.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Проанализировать столыпинские реформы, их итоги и последствия. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России

§6, раб тетр, документы, итоги и значение реформы, вопрос: «В чём трагедия

Столыпина как рефор-матора?»





5.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.


1

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Цель: познакомить с главными изменениями политического строя Российской империи после революции 1905-1907 гг.

Новый избирательный закон 1907 г., Третья Государственная дума, общество и власть в годы столыпинских реформ.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать причины краха реформ Столыпина, причины нарастания революционных настроений.

Уметь давать характеристику политическому составу 3 4 Государственных дум.


§ 7, таблица, вопросы и задания.




6.

Духовная жизнь «Серебряного века».



1

Урок изучения нового материала

Цель: охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества начала ХХ века, ведущие направления литературы и живописи.

Биосфера, импрессионизм, Нобелевская премия, ноосфера


Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве, основные персоналии данного периода.


§ 8, презентации, вывод «Развитие русской культуры Серебряного века»




7.

Россия в Первой мировой войне.




Урок изучения нового материала

Цель: показать влияние первой мировой войны на внутреннюю ситуацию в стране.

Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, 1 августа 1914 г., сепаратный мир, национализация, аннулирование, 3 марта 1918 г.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать причины втягивания России в войну, цели сторон, анализировать влияние войны на внутреннее положение страны.

Уметь анализировать отношения партий и общества к войне.


§ 9, карта, восточный фронт, раб. тетр., документы




8.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале 20 века»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Тестовое задание контрольно-измерительный материал





9.

Свержение монархии.




1

Урок изучения нового материала с постановкой проблемного вопроса

Цель: подвести к пониманию причин падения монархии в Российской империи.

Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание.

Знать объективные и субъективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции.

§ 10, схема, вопросы, документы



10.

Октябрьская

революция.



1

Урок комбинированный

Цель: охарактеризовать социально-экономическую ситуацию в октябре 1917 г., хронологию вооружённого восстания в Петрограде, основные Декреты власти

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать причины победы леворадикальных сил осенью 1917 г., иметь представление о позиции меньшевиков эсеров, содержание декретов о мире, о земле, о власти.


§ 11-12, записи, документы, вопросы и задания.




11.

Формирование

советской государственности.




1

Урок комбинированный

Цель: охарактеризовать причины и суть изменения взглядов большевиков на проблемы Учредительного собрания; первые мероприятия в промышленности, создания новых органов власти.


Знать причины и суть изменения взглядов большевиков на проблемы Учредительного собрания; факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, основные положения Конституции РСФСР 1918 г.


§ 13, раб. тетр., документы, составить опорный конспект.




12-13

Гражданская война в России.

2

Урок изучения нового материала с постанов

кой проблемно

го вопроса

Цель: охарактеризовать причины и суть изменения взглядов большевиков на проблемы Учредительного собрания; первые мероприятия в промышленности, создания новых органов власти и основные этапы Гражданской войны, «красное» и «белое» движения.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать причины и сущность гражданской войны, её основные этапы, события первого этапа, раскрывать цели и политическую программу белого движения.


Иметь представление о ходе Гражданской войны.

Знать специфику советско-польской войны, термины и даты.

Уметь анализировать позиции сторон в Гражданской войне.


§ 14-15, таблица «Белые и красные: соотношение сил», документы




14.

Экономический и политический кризис 20-х годов.

1

Урок комбиниро

ванный

Цель: охарактеризовать социально-экономический и политический кризис 1920 -1921 гг., причины поражения белых и победы красных. Проанализировать причины и итоги «Малой» Гражданской войны.

Задания части В


Знать основные положения «Политики военного коммунизма»

Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 20-х гг.


§ 16-17, записи, вопросы




15.

Повторение по теме «Россия в первой четверти XIX в»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовое задание контрольно-измерительный материал






16.

НЭП и образование СССР.



1

Урок изучения нового материала с постанов

кой проблемно

го вопроса

Цель: подвести к пониманию причин, сущности, основных мероприятий, итогов нэпа, подвести к пониманию причин, предпосылок и проектов построения СССР

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать причины перехода к нэпу, основные экономические мероприятия.

Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927-1928 гг.

Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах страны; особенности первой Конституции.

Уметь анализировать содержание исторической карты, документов.

§18-19, вопросы, сообщения темам «Л.Троцкий», «Г.Зиновьев», «Н, Бухарин».




17.

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг.

.


1

Урок комбинированный

Цель: подвести к пониманию противоречивости внешней политики


Знать причины сближения СССР с Германией.

Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики данного периода; анализировать исторические источники.


§ 20-21, документы, раб. тетр., вопросы



18.

Политическая система СССР в 30-е гг.



1

Урок комбинированный

Цель: подвести к пониманию причин возникновения культа личности, причин возникновения и длительного существования тоталитарного режима.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать примеры репрессивной политики Сталина.

Уметь анализировать её последствия.


§ 25, документы,

вопросы, презентации




19.

Индустриализация и коллективизация.

1

Урок комбинированный

Цели: познакомить с целями, задачами и особенностями индустриализации в СССР, познакомить с советской моделью модернизации.

Познакомить с причинами перехода к политике сплошной коллективизации, целями и задачами «нового курса» в деревне.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать цели и задачи индустриализации.

Уметь анализировать экономические и социальные, политические последствия, понимать истоки трудового героизма людей.

Знать причины и сущность коллективизации.

Уметь анализировать экономические и политические итоги коллективизации.


§ 23-24, схема,

раб. тетр, документы,

подготовить устный ответ на вопрос: « Каковы причины, методы и итоги коллективизации»



20.

Духовная жизнь СССР в 20-30-е гг.



1

Урок изучения нового материала

Цель: охарактеризовать развитие наук, культуры, образования в 20-30-е гг., достижения и противоречия развития советской науки.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал


Знать основное содержание и последствия «культурной революции».

Уметь анализировать, сопоставлять факты, работать с историческим документами.


§ 22-26, сообщения, презентации о деятелях культуры, науки, образования



21-22.

СССР накануне Великой Отечественной войны.


.


2

Урок изучения нового материала

Цель: познакомить с событиями внешней и внутренней политики СССР накануне войны

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать содержание и суть «Пакта о ненападении», причины и итоги Финской войны, суть планов «Барбаросса», «Ост».

Уметь анализировать состояние угрозы войны.


§28, записи, документы, вопросы, сообщения «Война в жизни моей семьи»




23.

Начало Великой Отечественной войны.



1

Урок комбинированный

Цель: познакомить с трагическими событиями начала войны, причинами поражения Красной армии в первые месяцы войны.


Знать цели похода «на Восток» фашистской Германии, иметь представление об основных этапах войны.

Знать факты героической обороны Ленинграда, Москвы.


§ 29 , даты, карта, документы, устный ответ на вопрос «Причины поражения Красной армии в первые месяцы войны»



24.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.



1

Урок комбинированный

Цель: познакомить с развитием событий на фронтах 1942 г., дать характеристику Сталинградской битве и её значению.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы.

Уметь анализировать исторические события, факты.


§ 30, даты, карта,

документы, вопросы.




25.

Советский тыл в Великой Отечественной войне.




1

Урок комбинированный

Цель: познакомить с социально-экономическими предпосылками коренного перелома в войне, социальной политикой в годы войны.


Знать примеры героической работы тружеников тыла, партизанского движения.

Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом.

§ 31, устный ответ на вопрос: «Всё для фронта, всё для победы!» -Какова цена такой победы?»



26.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.



1

Урок изучения нового материала

Цель: познакомить с решающими сражениями войны, подвести к пониманию значения для победы сражений под Сталинградом и на Курской дуге.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, на Орловско-Курском направлении.

Уметь анализировать события коренного перелома в ходе войны.


§32-33, карта, документы, таблица «Этапы коренного перелома».



27.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.


1

Урок комбинированный

Цель: познакомить с событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны, подвести к пониманию причин победы в войне

Знать ход основных операций Советской армии в 1944 г.

Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Сов.армии, роль СССР в разгроме немецко-фашистских войск.

§34, даты, события,документы,сообщение Расстановка сил.



28.

Тестовая работа в рамках текущей промежуточной аттестации и повторение по теме «Великая Отечественная война»


1

Урок повторения и закрепления

Тестовое задание контрольно-измерительный материал





29.

Восстановление экономики.

Политическое развитие.





1

Урок изучения нового материала

Цели: познакомить с особенностями восстановления народного хозяйства после войны, подвести к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на дальнейшее развитие; проанализировать альтернативы общественно-политического развития страны в послевоенный период.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать примеры героических усилий народа по восстановлению экономики СССР.

Уметь анализировать точки зрения на перспективы развития экономики.

Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий.


§ 35-36, раб. тетр., вопросы,

Устный ответ на вопрос: «Причины и итоги изменений политической системы»



30.

Идеология и культура. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.






1

Урок комбиниро

ванный

Цель: показать истоки и сущность «холодной войны», влияние СССР на политику; дать представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенное время.


Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства.

Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отеч. науки и культуры в послевоенный период.

Знать причины обострения отношений между СССР и США.


§ 37-38, записи, вопросы, устный ответ на вопрос «Каких успехов в развитии науки и культуры добился СССР после войны»?




31.

Изменение политической системы.



1

Урок комбиниро

ванный

Цель: дать представление об альтернативах политического развития после смерти Сталина; познакомить с реформаторской деятельностью Хрущёва

Знать основные идеи доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС.

Уметь анализировать противоречивость политики партии на данный период.


§ 39, записи, вопросы, сообщения.




32.

Экономика СССР в 1953-1964 гг.



1

Урок изучения нового материала

Цель: показать необходимость реформ в стране, альтернативные пути развития, охарактеризовать экономические реформы Маленкова.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953-1964 гг.


§ 40, раб. тетр., документы, особенности, вопросы.




33.

Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.




1

Урок комбинированный

Цель: дать представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни; дать анализ международного положения СССР в 1950-е гг.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать характерные примеры развития науки и техники.

Уметь анализировать достижения кино, литературы, музыкального искусства, живописи и архитектуры.

Знать причины и ход развития Карибского и Венгерского кризисов, их последствия.

Уметь анализировать международное положение СССР в 50-е гг.

§41-42, таблица, документы, Вопрос – Почему Оттепель?»



34.

Консервация политического режима. Политика разрядки: надежды и результаты.



1

Урок комбинированный

Цель: дать представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры; причинах отставки Хрущёва и возвышения Брежнева; дать представление об основных направлениях внешней политики СССР в данный период, о предпосылках разрядки международной напряжённости.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать особенности смещения Хрущёва в октябре 1964 г., основные положения Конституции 1977 г.

Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры. Знать предпосылки разрядки напряжённости, о периодах нарастания и спада напряжённости.

§ 43, понятия, документы, вопросы.



35.

Экономика

« развитого социализма».



1

Урок изучения нового материала

Цель: анализировать изменения советской экономической системы в середине 60-х гг.


Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. причины неудач

§ 44, записи, вопрос: «Почему этот период называют застой?» и «Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-нач. 80-х гг.»



36.

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века.


1

Урок комбинированный

Цель: дать представление об изменениях в общественной жизни СССР в сер.60-х – сер.80-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать причины зарождения диссидентства, развития правозащитного движения.

§ 45, записи, вопросы, документы, сообщения



37.


Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.


1

Урок изучения нового материала

Цель: Дать представление о предпосылках и неизбежности радикальной реформы советской политической системы

Знать факты национальной политики в данный период, значение политического кризиса1991 г. Уметь анализировать альтерн. пути реформ-я политической системы.

§ 47, записи. раб. тетр., вопросы, развернутый план-конспект



38.

Экономические реформы 1985-1991 гг.


1

Урок комбинированный

Цель: сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране.

Знать причины неудач экономического развития.

§48, записи, работа с документом, высказывания, вопросы



39.

Политика гласности: достижения и издержки. Диалектика нового мышления.


1

Урок комбинированный

Цель: показать противоречивость и непоследовательность действий властей в данный период. Иметь представление о причинах изменения концептуальных основ внешнеполитического курса, его основных направлений, результатах и последствиях.

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата в обществе. Знать основные положения политики «нового мышления», причины и последствия распада социалистической системы

§ 49-50, записи, документы, вопросы



40.


Российская экономика на пути к рынку.



1

Урок комбинированный

Цель: дать представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода к рынку.


Уметь характеризовать состояние экономики России, особенности

§51, раб. тетр., вопросы, планы и точки зрения




41.

Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Геополитическое положение и внешняя политика России.


1

Урок комбинированный

Цель: показать принципиальные отличия новой политической системы России; основные положения Конституции 1993 г.; дать представление о радикальных изменениях геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса

Тестовое задание контрольно-измерительный материал

Знать изменения в национальной политике, анализировать причины; факты складывания многопартийного устройства парламента; Знать б основных направлениях внешней политики России на современном этапе, об отношениях России со странами СНГ и Запада.

§52, записи, документы, оценка высказываний, вопросы



42.

Духовная жизнь России.


1

Урок изучения нового материала

Цель: показать исторические предпосылки и основные направления перемен в духовной жизни общества в 1990-е гг.


Знать конкретные примеры развития литературы и искусства 1990-х гг., о формировании независимых от власти СМИ.

§ 53, записи в тетради, вопросы



43.

Строительство обновлённой Федерации. Россия на пороге XXI века.



1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Цель: дать представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР. анализировать политику В.В. Путина, политические реформы начала ХХ1 века.

Знать о развитии и мерах преодоления сепаратистских настроений внутри страны.

§ 54, презентации, документы, эссе по теме: «Обновленная РФ»».



44.

Итоговое обобщение по курсу «История России XX века»


1

Урок обобщения и систематизации знаний


Тестовое задание контрольно-измерительный материал











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!