СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение взаимодействия образовательных организаций с родителями.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для организации воспитательной работы в общеобразовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Построение взаимодействия образовательных организаций с родителями.»

Построение взаимодействия образовательных организаций с родителями.

Современные подходы образовательных организаций: вовлечение родителей в систему воспитания в образовательных организациях. Воспитание ребенка и формирование ценностей закладывается в семье, затем в дошкольных учреждениях. Взаимодействие педагогов и родителей в образовательной организации дает возможность решения задач: развитие воспитательной среды, развитие проекта «Орлята России», проведение внеурочной деятельности, формирование позитивного воспитательного процесса, развития межпоколенческого диалога, просветительской работы с учащимися и их родителями. В помощь реализации этих задач существуют актуальные проекты ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» для родителей: журнал «Семья и школа», всероссийский проект «Открытые родительские собрания», всероссийский проект «Открытые уроки», марафоны. В нормативно-правовой базе РФ отмечается необходимость укрепления семьи и семейных ценностей и приоритетность семейного воспитания. Федеральный закон «Об образовании» от 2012 года законодательно закрепил обязанность и ответственность родителей заложить «основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44, п. 1). В нем отмечается, что «образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44, п. 2). Родители несовершеннолетних обучающихся также имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом организации (ст. 44, п. 3.3.). Семья и образовательная организация являются двумя важными социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка. Семья является функционирующим социальным институтом, который закладывает основные ценности (добро, дружба, семья, ЗОЖ, патриотизм, гражданственность, социальная активность, саморазвитие и др.). Именно она закладывает основы для интеграции детей в коллективы, молодежные организации, трудовые и культурные объединения посредством создания условий для освоения ими определенного уровня культурных ценностей, духовно-нравственных норм и реализации своей активности, саморазвития. Родители в первую очередь должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Именно та среда, которую создает семья, имеет самый важный воспитательный потенциал для становления личности. От этой среды зависит формирование ценностных ориентиров ребенка: его отношение к государству, жизни, дружбе, семье, которые определяют его деятельность. Образовательная организация воздействует на развитие личности учеников. Образовательная организация подготавливает детей к жизни в тех социальных условиях, в которых им нужно будет жить и работать. Образовательная организация является моделью социального мира, в которой ребенок развивается, формируется. В дошкольных и школьных образовательных организациях ребенок осваивает те законы, по которым живет взрослый мир. Образовательная организация получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой, и жизнь образовательной организации часто является продолжением общественной жизни. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесса лежат в поле взаимодействия образовательной организации и семьи ребенка. Воспитателям и педагогам необходимо знать условия проживания ребенка в семье: многодетная, благополучная семья, где поддерживаются и удовлетворяются интересы всех ее членов; неблагополучная и т.д. В основе семейного воспитания должны лежать ценности традиционной российской семьи:

- ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению;

– ценности семьи — это совокупность идеалов и правил, норм поведения и отношения к жизни и государству, которых придерживаются члены одной малой социально-психологической группы, связанные брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью;

– семейные традиции — это принятые в семье обычаи, оказывающие положительное влияние на всестороннее формирование личности и наиболее полно отражающие национальное своеобразие в воспитании подрастающего поколения, воспроизводстве культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений;

– основа дружной семьи — грамотное распределение ролей, прав и обязанностей;

три основных ориентира при распределении семейных обязанностей — это индивидуальные предпочтения (кто что сам больше хочет), умения и способности (кто что лучше умеет делать, тот тем и занимается), польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни);

– реализация основных функций семьи — репродуктивной, социализирующей, хозяйственно-экономической (трудовой), функции социального контроля, эмоционально-психологической, функции культурного наследия, досуговой, функции духовного общения.

Полноценное воспитание возможно при продуктивном взаимодействии сотрудников образовательной организации и родителей (законных представителей). Взаимодействие педагогов и родителей происходит в образовательной организации. В центре этого взаимодействия — всегда ребенок. Успешность воспитания зависит от двух векторов этого взаимодействия:

- первый направлен на достижение единства ценностей и смыслов воспитания;

- второй основан на единстве понимания и принятия возрастосообразных целей воспитания.

Лишь при единстве понимания целей и ценностей родителями и педагогами возможно качественное осуществление процесса воспитания. Необходимо помнить, что у образовательных организаций и у родителей могут быть изначально различные взгляды на сущность воспитания. Как показывают проведенные исследования, чаще всего родители видят цель воспитания в приобщении ребенка к моральным и нравственным нормам, в подготовке ребенка к жизни в обществе, в социализации, в передаче ценностей, традиций, в приобщении ребенка к культуре, а также в привитии любви, понимания и уважения внутри семьи. Цель и задачи воспитания для педагогов образовательной организации заложены в примерных программах воспитания соответствующего уровня.

Цель воспитания в школе:

-создание условий для личностного развития обучающихся, их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;

- бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания в школе:

– усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

– формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

– приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний. При взаимодействии образовательной организации с родителями можно выделить три типа взаимоотношений:

1. Продуктивные отношения. Продуктивные отношения — это система связей и отношений между сотрудниками образовательной организации и родителями, характеризующаяся направленностью на создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания.

2. Ценностные основания:

– базовые общенациональные ценности;

– ценность детства как уникального периода жизни человека;

– ценность воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся.

3. Целевые ориентиры совместной деятельности:

– личностное развитие ребенка;

– приобщение воспитанников к базовым общенациональным ценностям;

– решение возрастных задач развития ребенка.

Цель продуктивных отношений — личностное развитие воспитанников и создание условий для их воспитания и позитивной социализации на основе базовых общенациональных ценностей. Основная задача продуктивных отношений — создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания. При продуктивном взаимодействии, при котором родители являются активными участниками жизни образовательной организации, между педагогами и родителями происходит активный обмен различными инициативами, присутствует обоюдное стремление к решению задач воспитания ребенка, преодолению возникающих сложностей, реализуются совместные проекты и события, выстраиваются совместные институты управления образовательной организацией. Ключевая характеристика продуктивных отношений — доверие. Продуктивные отношения характеризуются:

– единым пониманием и принятием важности воспитания, ценностей, целей и задач воспитания; – готовностью к совместной деятельности и направленностью взаимодействия на решение задач воспитания;

– возникновением между участниками взаимодействия доверия, готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, ответственности друг перед другом и перед ребенком, возникновением благоприятного устойчивого моральнопсихологического климата;

– пониманием и принятием краткосрочных и долгосрочных перспектив взаимодействия;

– высокой продуктивной активностью;

– появлением команды (ядра) участников взаимодействия, вокруг которых выстраивается активность по реализации целей и задач воспитания;

– зарождением норм и правил взаимодействия и поведения между родителями и педагогами. Родительский комитет — орган самоуправления родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу в организации сотрудничества семьи и образовательной организации на благо детей. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений. Родительское собрание — основная и обязательная форма совместной работы воспитателя/классного руководителя с родителями, во время которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского коллектива и воспитания учащихся в образовательной организации и дома.

Психолого-педагогический консилиум — это одна из организационных форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Неформальные формы взаимодействия — это такие формы взаимодействия, которые проявляются в ходе общения педагогов и родителей в воспитательном процессе, реализуются через создание и осуществление образовательной организацией и семьей проектов, мероприятий и акций, направлены на решение поставленных задач. Родительские конференции — это форма работы, предусматривающая изложение теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом между родителями, педагогами и руководителями образовательных организаций. Круглые столы — способ организации обсуждения с целью обобщения идей и мнений участников взаимодействия по обсуждаемой проблеме. Родительские клубы, клубы выходного дня — это дискуссионные собрания родителей, педагогов и психологов, формирующие атмосферу доверия и сотрудничества между сотрудниками образовательной организации и родителями, создающие уникальный, постоянный круг общения вокруг воспитательных проблем группы или класса. Мастер-классы — это неформальное объединение родителей, детей и педагогов, в процессе, которого от педагога-мастера происходит передача опыта и мастерства посредством прямой и комментированной демонстрации тех или иных действий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!