СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для психологов и воспитателей. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схемы и таблицы, содержащиеся в данном методическом пособии, предназначены психологам и воспитателям дошкольных образовательных организаций для построения траектории взаимодействия детского сада и семьи.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для психологов и воспитателей. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ»

16



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»



Система воспитательной работы ДОШКОЛЬНОЙ образовательноЙ ОРГАНИЗАЦИИ и родителей

в схемах и таблицах



Методическое пособие для психологов и воспитателей

Составитель: преподаватель Шашкина Галина Владимировна



Ейск

2016



Оглавление



стр.

Введение……………………………………………………………….

1. Схема «Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования»…….

2. Схема «Психологическая подготовка детей к обучению в школе»…………………………………………………………………

3. Схемы взаимоотношений в семье.

Модель № 1 «Взрослый - ребенок» …………………………………

4. Модель № 2. «Личностно-ориентированная форма общения»…

5. Модель № 3 «Взрослый-ребенок»………………………………..

6. Модель № 4 «Взрослый-ребенок»………………………………..

7. Схема «Проблемы воспитания в неполной семье»………………

8. Схема «Способы предупреждения отклонений в поведении ребенка» ………………………………………………………………

9. Схема «Педагогический коллектив: аспекты взаимодействия с семьёй.. Задачи. Пути реализации»….………………………………

10. Литература………………………………………………………...




4


5


6


7

8

9

9

10


11


12

13


















Введение


В настоящее время стремительное развитие науки и техники, рост благосостояния одних и обнищание других, безработица, утрата нравственных и моральных ценностей, упадок общей культуры общества вносят существенные коррективы в содержание воспитания современной семьи, осложняют её сохранение и укрепление, ставят новые акценты и придают проблемам воспитания свою специфику и остроту.

К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Ответственность за воспитание и образование детей родители предпочитают возложить на образовательные учреждения.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитатель­ных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В ча­стности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более ав­торитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания мини­мальная.

Взрослые часто «забывают», что неправильное воспитание детей в семье, конфликты между родителями оказывают отрицательное воздействие на формирование характера ребенка в дошкольном возрасте, подготовку к школьному обучению, создают дополнительные сложности в общении со своими детьми.


Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью, поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, преодолеть трудности в воспитании, скорректировать детско-родительские отношения.

Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами образования и воспитания детей одновременно. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома, в школе, в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, создадут оптимальные условия для его социализации и полноценного развития.

Работа с родителями должна распространяться на всю семью в целом, включая детей, и быть направленной на правильное их воспитание, оказание помощи родителям в построении гармоничных отношений с детьми.

Система работы педагогов и родителей должна быть структурирована и носить комплексный характер.

Схемы и таблицы, содержащиеся в данном методическом пособии, предназначены психологам и воспитателям дошкольных образовательных организаций для построения траектории взаимодействия детского сада и семьи.






Схема «Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования»


Психолого-педагогическое просвещение родителей



Информативное Обучающее

просвещение просвещение


знакомство с возрастными вооружать родителей

особенностями детей умениями


знакомство с оздоровитель- руководить детской

ными мероприятиями деятельностью


знакомство с методами воспи- развивать речь детей

тательно-образовательного

процесса

укреплять физическое

и психическое

воображение детей


развивать любознательность-

детей;


формировать творческое

воображение детей


развивать личность

ребенка


приобщать к общечеловнчес-

ким ценностям


формировать предпосылки

учебной деятельности


Схема «Психологическая подготовка детей к обучению в школе»


Формирование Овладение Развитие

предпосылок специальными умственной

волевых и психологи- знаниями деятельности

ческих качеств


наблюдать


запас знаний об

окружающем мире, о предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни


формирование

произвольной познавательной

деятельности,

любознательности, логического мышления, умения анализировать, обобщать

слушать

запоминать

добиваться решения поставленной задачи

желание стать школьником





владение элементами организованного поведения


развитие речи




понимание смысла учебных задач, осознание способов их выполнения


математические знания

в соответствии

с возрастом детей








Схемы взаимоотношений в семье

Модель № 1

«Взрослый – ребенок»


Взрослый



Способ общения


Тактика поведения


Лозунг

Наставление

Запрет

Угроза

Требование

Нотация

Окрик

Наказание


Опека



Диктат


Делай, как я



Я что тебе сказала (а)

Только попробуй



Ребенок







Поведение ребенка



Отрицательная реакция на требование


Отказ выполнять требование


Покорность


Невротизм


Негативизм



Результат



Боязливость


Несмелость


Безынициативность


Грубость

Цинизм






Модель № 2

«Личностно-ориентированная форма общения»


Взрослый



Способ общения


Тактика поведения


Лозунг

Понимание состояния ребенка

Признание его желаний

Учет его индивидуальных способностей, принятие его как личности


Обеспечение положительного психологического микроклимата


Делаем не рядом,

а вместе

Я взрослый не над тобой, а с тобой



Ребенок



Поведение ребенка



Послушание


Свободное изложение мыслей


Доброжелательность



Результат



Исчезает страх перед неудачей, насмешкой


Чувство комфорта в незнакомой обстановке


Коммуникабель-ность


Раскомплексо-

ванность



Модель № 3

«Взрослый-ребенок»


Взрослый



Любование ребенком


Выполнение всех желаний ребенка


Пестание с пеленок



Ребенок



Поведение ребенка



Грубость


Самолюбие


Черствость


Игнорирование чужого мнения


Эгоизм


Модель № 4

"Взрослый-ребенок»


Взрослый



Полнейшее равноправие родителей и детей

Деликатный контроль


Предоставление возможности самореализовываться


Минимум принуждения, максимум доверия


Разумная, без сюсюканья, похвала


Приобщение к труду




Ребенок




Черты характера



Терпеливый


Упорный


Изобрета-

тельный


Сосредото-

ченный


Самостоя-тельный



Схема «Проблемы воспитания в неполной семье»


Отклонения в поведении ребенка



Источники


Главный

источник


Второстепенные

источники


Ошибочное поведение матери


Отсутствие отца


Отсутствие мужчины в окружении ребенка


Жизнь для ребенка

Борьба с образом мужа, навязывание отрицательных пред-ставлений об отце

Борьба с «отрицательными» черта-ми характера, «унаследованными» от отца

Попытки купить любовь ребенка








Причины ошибочного поведения


Неумение выбрать нужный курс в новых условиях

Неуверенность в связях с миром

Неуверенность в своей любви к ребенку

Боязнь, что ребенок может «разлюбить», ее как это сделал бывший муж



Схема «Способы предупреждения отклонений в поведении ребенка»


Мать



Методы воспитания


Формы поведения


Позволение общаться с отцом

Позволение общаться со всеми родственниками и знакомыми

Предоставление свободы выбирать, с кем ребенку быть, с кем играть


Разнообразие интересов

Общение с друзьями

Избегание искусственного сужения своей жизни рамками «жизни для ребенка»

Ребенок




Взаимопонимание с матерью





Схема «Педагогический коллектив: аспекты взаимодействия с семьёй. Задачи. Пути реализации»


Образовательное учреждение



Изучение семьи, ее индивидуальных

особенностей



Посещение на дому


Беседы с родителями


Опрос детей


Анкетирование


Определение положения ребенка в семье через его рисунки



Анализ цифрограммы



Классификация семей


по виду


Полная, простая.

Родители, дети


Полная, сложная.

Бабушки,

дедушки


Полная измененная, один из родителей не является родным


Неполная


консультации, беседы, родительские собрания, дежурства родителей, обмен опытом, досуг


групповые праздники, тематические встречи, беседы, выставки, обмен опытом


тематические встречи, консультации, рекомендации, школа отцов


анкетирование, материальная помощь, методическая помощь



по количеству детей


С одним ребенком


С двумя детьми


С тремя детьми



Лектории


по благополучию


Благополучная формально:

Благополучная; Неблагополучная


Анкетирование



Методическая помощь



Литература


Консультации


Беседы





















Литература:


  1. Целуйко В.М. Психология семьи. - Ростов-н/Д: «Феникс», 2004

  2. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. - М.: Менка-Пресс, 2001

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!