СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об однородных членах предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработа формирует  умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об однородных членах предложения.»

Тема: Понятие об однородных членах предложения.

 Планируемые результаты:

Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: формирование умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Тип урока: комбинированный.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Орфоэпическая разминка (Раздаточный материал у каждого на столеРасставьте ударения. )

Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.

(Проверка «цепочкой».)

2.Введение в тему.

Синтаксический разбор предложения у доски .

О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (Пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)

- Чем осложнено предложение?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какие задачи мы должны сегодня решить?

Запись в тетради темы урока.

3. Новый материал

Задание. Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор.

1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).

2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).

 3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их.

• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

• Как мы их обозначаем схематически? (Берём в кружок).

• Сделайте схемы 1 и 2 предложения.

Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

4. Работа с материалом учебника. § 29,стр.126-130

Чтение правила стр. 126-130

Вопросы:

Что такое однородные члены предложения?

Какой связью в предложении связываются однородные члены?

Какими членами предложения могут быть однородные члены?

Когда между однородными членами ставиться запятая? Когда нет?

5. Закрепление

Работа в парах

А) Задание: запишите предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]

Б) Ребята, давайте вспомним что такое обобщающие слова при однородных членах предложения? (Обобщающее слово - слово, которое содержит в себе все значения однородных последующих членов предложения, а однородные члены его поясняют, конкретизируют, уточняют.)

Задание:

Подбери обобщающие слова к однородным членам и наоборот (устно).

1) Русский язык, литература, история- (школьные предметы).

2) Члены предложения: (главные и второстепенные).

3) Разделы языка: (фонетика, грамматика).

4) Существительное, прилагательное, числительное, глагол: (части речи).

  • Какие знаки препинания ставятся если обобщающее слово стоит перед однородными членами? (двоеточие)

  • А если обобщающее слово стоит после однородных членов? ( тире)

  • Как схематически обозначается обобщающее слово? (кружком с точкой в середине).

  • Делают схемы 1- 4 предложений (у доски и в тетрадях).

В) Индивидуальная работа по карточкам

Задание:

Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. Сделайте схемы предложений.

а) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.

б) Все жители поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать

пароход.

в) Пушкин Лермонтов Некрасов мои любимые поэты.

г) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.

Проверка

а) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.

б) Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать

пароход.

в) Пушкин, Лермонтов, Некрасов - мои любимые поэты.

г) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.

6. Дифференцированное задание. (устно)

Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

Зимний чудесный денёк. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. Зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

- Прочитайте переработанный текст.

Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.

- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.

Предупреждение грамматических ошибок (раздаточный материал)

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки самостоятельно.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами


1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчивнаблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

Исправьте ошибки.

1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.



2. Гринев был смел, благороден и честный.



3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.



4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.



С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им больше внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.

6. Подведение итогов урока.Рефлексия.

- Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?

- Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?

Подчитайте баллы и поставьте себе оценки.

7. Домашнее задание.

Выучить правила § 29 (всем).

По выбору

1.Сочинение-миниатюра «В зимнем саду», используй в нем однородные члены предложения.

2.Составь предложения с обобщающим словом (5 предл.)

3. Упр. 207 (расставь и объясни знаки препинания.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!