Тема: Понятие об однородных членах предложения.
Планируемые результаты:
Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: формирование умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Орфоэпическая разминка (Раздаточный материал у каждого на столе. Расставьте ударения. )
Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.
(Проверка «цепочкой».)
2.Введение в тему.
Синтаксический разбор предложения у доски .
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (Пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)
- Чем осложнено предложение?
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
- Какие задачи мы должны сегодня решить?
Запись в тетради темы урока.
3. Новый материал
Задание. Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор.
1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).
3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их.
• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).
• Как мы их обозначаем схематически? (Берём в кружок).
• Сделайте схемы 1 и 2 предложения.
Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.
4. Работа с материалом учебника. § 29,стр.126-130
Чтение правила стр. 126-130
Вопросы:
Что такое однородные члены предложения?
Какой связью в предложении связываются однородные члены?
Какими членами предложения могут быть однородные члены?
Когда между однородными членами ставиться запятая? Когда нет?
5. Закрепление
Работа в парах
А) Задание: запишите предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.
Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]
Б) Ребята, давайте вспомним что такое обобщающие слова при однородных членах предложения? (Обобщающее слово - слово, которое содержит в себе все значения однородных последующих членов предложения, а однородные члены его поясняют, конкретизируют, уточняют.)
Задание:
Подбери обобщающие слова к однородным членам и наоборот (устно).
1) Русский язык, литература, история- (школьные предметы).
2) Члены предложения: (главные и второстепенные).
3) Разделы языка: (фонетика, грамматика).
4) Существительное, прилагательное, числительное, глагол: (части речи).
Какие знаки препинания ставятся если обобщающее слово стоит перед однородными членами? (двоеточие)
А если обобщающее слово стоит после однородных членов? ( тире)
Как схематически обозначается обобщающее слово? (кружком с точкой в середине).
Делают схемы 1- 4 предложений (у доски и в тетрадях).
В) Индивидуальная работа по карточкам
Задание:
Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. Сделайте схемы предложений.
а) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.
б) Все жители поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать
пароход.
в) Пушкин Лермонтов Некрасов мои любимые поэты.
г) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.
Проверка
а) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
б) Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать
пароход.
в) Пушкин, Лермонтов, Некрасов - мои любимые поэты.
г) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.
6. Дифференцированное задание. (устно)
Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
Зимний чудесный денёк. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. Зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
- Прочитайте переработанный текст.
Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.
- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?
- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.
Предупреждение грамматических ошибок (раздаточный материал)
Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки самостоятельно.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).
2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).
4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).
Исправьте ошибки. |
1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей. | | |
2. Гринев был смел, благороден и честный. | | |
3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. | | |
4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах. | | |
С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им больше внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.
6. Подведение итогов урока.Рефлексия.
- Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?
- Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?
Подчитайте баллы и поставьте себе оценки.
7. Домашнее задание.
Выучить правила § 29 (всем).
По выбору
1.Сочинение-миниатюра «В зимнем саду», используй в нем однородные члены предложения.
2.Составь предложения с обобщающим словом (5 предл.)
3. Упр. 207 (расставь и объясни знаки препинания.)