СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Понятие об однородных членах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок -повторение

Просмотр содержимого документа
«"Понятие об однородных членах"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

"Акушинская средняя общеобразовательная школа№2"

МО "Акушинский район"







План - конспект урока русского языка с использованием ИКТ

. Тема: «Понятие об однородных членах» 

7 класс






Провела- учитель русского языка

Багандова Суганат Магомедгаджиевна.

















Акуша- 2020










Цели: обучающая: дать понятие об однородных членах; 

развивающая: научить находить однородные члены в предложении, определять их синтаксическую роль, строить схемы к предложениям с однородными членами; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; 

воспитательная: воспитывать терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку. 

I. Вступительное слово учителя 

II. Повторение изученного об однородных членах 

1. Упражнение 260 на странице 129. 

III. Создание новых знаний 

1. Самостоятельное задание с приёмом «Инсерт» используем на стадии «Вызов». Обучающимся розданы карточки с текстом, в котором нужно проставить условные значки. 

Однородные члены - это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно. 

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. 

Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, т. е. могут быть распространёнными. 

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше. 

Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая

2. Беседа 

- Что было известно вам об однородных членах предложения  с прошлых уроков? 

- Что нового вы узнали? 

3. Чтение § 26 на странице 129. 

IV. Применение новых знаний 

1. Упражнение 261 (письменно) с последующей проверкой. 

2. Устное задание (сначала работа в парах, затем проверяется вместе с учителем): определить, являются ли подчёркнутые слова в данных предложениях однородными членами: 

1) Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам. 

2) По вечерам на плотине любила собираться молодёжь. 

3)  Вокруг была снежная пелена да безмолвная степь. 

4) Вожатый и несколько ребят трудились в огороде. 

5) Она слушала его со страхом и жадно

3. Индивидуальное задание по карточкам: найти и подчеркнуть  однородные члены как члены предложения. Определить способ их выражения. Затем на стадии «Осмысление содержания» проводится взаимопроверка и взаимоопрос. 

1) Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на площади. 

2) Кипела, торопилась, грохотала жизнь. 

3)  По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. 

4)  Мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо. 

5)  Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске

В это время два человека работают у доски по карточкам. 

Запишите предложения в виде схем, указав ряды однородных членов: 

1) В лесу было холодно, пасмурно, пахло сыростью, прелым листом. 

2)  Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами, завалила улицы и дома сахарными холмами снега. 

3)  Целый день я бродил из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу

4. Самостоятельное задание: на стадии «Рефлексия» - написание синквейна на тему «Зима» с использованием однородных членов предложения. 

V. Итог урока 

Устный опрос по теме. 

VI. Домашнее задание: § 26 (правило), выписать из учебника литературы 8 предложений с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения. 

Урок 2. Тема: «Однородные и неоднородные определения» 

Цели: обучающая: дать понятие об однородности и неоднородности определений; 

развивающая: научить различать однородные определения от неоднородных; развить орфографический и пунктуационный навык, устную речь, умение слушать других, умение работать в группе; 

воспитательная: воспитывать терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку. 

I. Вступительное слово учителя 

II. Проверка домашнего задания: обучающиеся по желанию зачитывают выписанные предложения с однородными членами. 

III. Повторение изученного материала. 

На стадии «Вызов» при опросе используется приём «Корзина» идей, понятий, имён» (обучающиеся работают в группах). 

- Какие слова из названия темы вам известны? Что именно вы об этом знаете? 

- Постарайтесь все идеи, мысли поместить в «корзину» понятий. 

IV. Создание новых знаний 

1. Анализ предложений с однородными и неоднородными определениями. Упражнение 264 на странице 131 (в парах, затем коллективно). 

2. Чтение теоретического материала на странице 131. 

3. На стадии «Осмысление содержания» проводится самостоятельный анализ словосочетаний с определениями и делается дополнительный вывод.       Словосочетания записаны на доске. 

Сочная, пышная зелень                                      Высокий зелёный забор 

Красные, синие, зелёные ленты                      Остроконечная железная крыша 

- Возможно ли между определениями вставить союз и

Вывод: определения, между которыми можно вставить союз и, характеризуют предмет с одной стороны, т.е. одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и являются однородными. Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному: к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным.  

V. Применение новых знаний 

1. Устное  задание по карточкам выполняется вместе с учителем. 

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, обоснуйте своё мнение. 

1)  Было тихое летнее утро. 

2)  Стал накрапывать редкий мелкий дождь. 

3)  Стояла светлая безлунная звёздная ночь. 

4) Она походила на молодую стройную гибкую берёзу. 

5)  Ткань окрашена в яркие весёлые тона

2. Упражнение 265 на странице 132 выполняется письменно, затем проверяется коллективно. 

В это время два человека работают у доски по карточкам. 

Выполните синтаксический разбор предложения: 

Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча. 

В открытых глубоких освещённых солнцем прозрачных колдобинах плавали небольшие краснопёрые голавли

3. Упражнение 266 выполняется устно (сначала самостоятельно), затем задаётся на дом. 

VI. Итог урока 

На стадии «Рефлексия» обучающиеся заполняют маркировочную таблицу. Используется приём «ЗУХ» (знаю - узнал - хочу узнать). Продолжить заполнение таблицы можно дома. 

VII. Домашнее задание: § 26, страница 132; упражнение 266 письменно; дополнить таблицу, начатую на уроке.  

Урок 3. Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами,  

и пунктуация при них» 

Цели: обучающая:  изучить правило пунктуации при однородных членах, группы сочинительных союзов; 

развивающая: развить понятие о союзном соединении однородных членов, выработать и закрепить пунктуационный навык, развить умение работать в группах; 

воспитательная: воспитывать аккуратность, терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку. 

I. Вступительное слово учителя 

II. Проверка домашнего задания 

1. Маркировочная таблица «ЗУХ» по теме «Однородные и неоднородные определения». 

2. Устный опрос § 26. 

III. Создание новых знаний 

1. На стадии «Вызов» используем приём «Верные - неверные утверждения». 

Обучающимся розданы карточки с несколькими утверждениями по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Работа проводится в группах. 

1. Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы: соединительные, разделительные, противоположные. 

2.  К разделительным союзам относятся: или, либо, то - то, не то - не то. 

3. Запятая не ставится между однородными членами: перед противительными союзами, перед повторяющимися союзами, перед второй частью двойных союзов. 

4. Запятая ставится между однородными членами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом. 

5. В данных предложениях знаки препинания расставлены правильно: Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит. Овощи не только вкусны, но и полезны. 

6. В данных предложениях знаки препинания расставлены неправильно: Мой компьютер старенький, зато надёжный. Вдали не то туман, не то дым. 

2. Анализ предложений. Обучающиеся работают по карточкам и выполняют задание совместно с учителем.  

Найдите в предложениях однородные члены, заключите союзы в овал. Постройте схемы к предложениям. 

1)  Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль. 

2)  Не род, а ум поставлю в воеводы. 

3)  Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. 

4)  Мал золотник, да дорог. 

5)  То простодушны, то лукавы, то наивны дошедшие до нас народные названия трав. 

6)  Для изготовления лекарств используются яды не только кобры, гюрзы, но и гадюки обыкновенной. 

7) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость. 

8)  На бесконечном, вольном просторе блеск и движение

3. Создание таблицы в тетрадях:    

Запятая 

Союзы 

1. О, О 

а; но; да(но); зато 

2. О, а О 

ни - ни; не то - не то 

3. то О, то О 

или - или 

4. не только О, но и О 

как, так и; не только, но и; если не, то 

5. О и О 

и; или; либо; да (и) 

4. Чтение § 27 на странице 135 - 136 и вывод по прочитанному: 

- В каком случае ставится запятая между однородными членами? 

- К какому разряду сочинительных союзов относятся союзы из таблицы? 

IV. Применение новых знаний 

1. Упражнение 272 на странице 137 письменно (выборочно), совместно с учителем. 

2. Упражнение 273 (1 группа),  274 (2 группа) - устно. 

3. На стадии «Осмысление содержания» используем схематический диктант. Учитель читает предложения, а обучающиеся составляют схемы (два человека работают у доски). Затем проводится взаимопроверка. 

1)  У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (как О, так и О). 

2) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (О, и О, и О, и О). 

3) И видишь ты синий свод небес, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес (О, да О, да О)

V. Итог урока 

1. На стадии «Рефлексия» используем приём «Кластер» (работа в группах). Затем подводим итог урока по составленному кластеру. 

 

 

 

 

Рис. 2. Однородные члены предложения 

2. Возвращаемся к  «Верным - неверным утверждениям», подводим итог. 

VI. Домашнее задание: § 27 (теоретический материал), упражнение 275 (письменно). 

Урок 4. Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами,  

и пунктуация при них» (закрепление) 

Цели: обучающая: знать правило пунктуации при однородных членах, группы сочинительных союзов; 

развивающая: развить понятие о союзном соединении однородных членов, закрепить пунктуационный навык, развить умение работать  в парах; 

воспитательная: воспитывать аккуратность, терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку. 

I. Вступительное слово учителя 

II. Проверка домашнего задания 

1. Упражнение 275. 

III. Закрепление изученного на прошлом уроке 

1. Тема урока не записана на доске. На стадии «Вызов» обучающиеся выполняют самостоятельно задание, данное на карточках. 

1) Ещё зат…мно пр…несли в избы дрова из огромных поленниц и сл…жили охапки у печей.  

2)  На б…рёзовых, еловых и ольховых поленьях снежинки. 

3) Они тают, сверкают и нап…лняют жилище свежим морозным зап…хом, тревожа и взрослых, и малых. 

4) Затапливают…ся печи, и колебл…щиеся отсветы пламени играют в промороже(н, нн)ых окнах

1. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. 

 2. Запишите номер и схему сложносочинённого предложения. 

3.  Запишите номер неполного предложения. 

  4. Выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями. 

Проводится взаимопроверка. 

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? 

- Запишите тему урока в тетрадь. 

2. Устный опрос § 27 (в парах). 

3. Упражнение 276 (письменно, выборочно). 

4. На стадии «Осмысление содержания» проводим изложение-миниатюру по прочитанному тексту: задание на развитие речи. Нужно не только изложить текст, но и обязательно использовать предложения с однородными членами, найти их и построить схемы. 

 

 

 

Море 

Море! Кажется, всё, что я люблю, вмещается в это слово. Оно широкое-широкое, глубокое-глубокое. Я стою на обрыве, и ветер лохматит мои волосы, надувает платье, и оно становится похожим на парус. 

Я побывала во многих местах, видела и сказочную корону северного сияния, и безмолвную, кажущуюся безжизненной, но полную тайного движения пустыню. Видела леса, занимающие огромные пространства, красавицу степь, состоящую из шелеста и манящего аромата цветов. Я видела и белые до боли в глазах льды, и топкие болота… 

Это прекрасно, но больше всего я люблю море

- Ребята, в каких предложениях есть однородные члены? Зачитайте их и объясните постановку знаков препинания. 

5.  На стадии «Рефлексия» используем «Тестирование» по изученной теме. 

1. Расставьте знаки, найдите «лишнее» предложение: 

1) Что ты встал ни свет ни заря? 

2) Не слышно ни стука ни шороха. 

3) Геологов не пугали ни морозы ни тайга ни вьюги под открытым небом. 

4) О своём предполагаемом приезде я не написал ни отцу ни матери. 

2. Выпишите номер предложения, которое соответствует данной схеме:  

[…О, О, О]. Знаки в предложениях не расставлены. 

1) Мелькает вьётся первый снег. 

2) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте. 

3) Я люблю математику физику живопись. 

4) Москва богата театрами музеями стадионами парками кинотеатрами выставками. 

3. Замените союз И возможными союзами: не то - не то; то - то; не только…но и; как… так и. Запишите предложения. 

1) После окончания школы я буду и работать, и учиться в университете. 

2) Лунный свет поблёскивал и на стёклах окон, и на глади реки, и на штыке часового

Самопроверка. 

IV. Итог урока 

V. Домашнее задание: повторить теорию § 27; повторить тему «Обобщающие слова при однородных членах». Упражнение 277 (письменно). 

Урок 5. Тема: «Обобщающие слова при однородных членах  

и знаки препинания при них» 

Цели: обучающая: изучить правило пунктуации при обобщающем слове при однородных членах предложения; 

развивающая: развить представление об обобщающих словах, выработать навык узнавания их в тексте; продолжить формирование пунктуационного навыка, развить умение работать в парах; 

воспитательная: воспитывать аккуратность, терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку. 

I. Вступительное слово учителя 

II. Опрос-повторение 

1. Обучающимся розданы карточки со схемами: 

1) О О и О и О; 

2) О зато О; 

3) не только но и О; 

4) как О так и О; 

5) ни О ни О ни О; 

6) О и О О и О. 

- Вспомните, какие члены предложения называются однородными? 

- Расставьте знаки препинания в схемах. 

- Составьте предложения по 1-й и 6-й схемам (1 вариант) и 3-й и 5-й схемам (2 вариант). 

III. Создание новых знаний 

1. На стадии «Вызов» предлагаем выполнить следующее задание в парах:  обучающимся розданы карточки: 

 

 

   1. 

                                                            

 

 

 

   2.   

                                                  

                                                                                                                                    

         

 

 

   3.                                                                                                  

 

 

 

1) Что вы видите на картинках?  

2) Что объединяет данные слова в каждой группе? (Общее понятие для всех слов: обобщающее слово). 

3) Что известно вам об обобщающем слове при однородных членах? 

4) Придумайте предложения по данным картинкам, в состав которых входили бы однородные члены и обобщающие слова,  запишите их. 

2. Чтение и изучение § 28 на странице 142 - 143 (самостоятельно). 

3. Беседа: 

- Какими членами предложения могут быть обобщающие слова? 

- Что нового вы узнали из прочитанного? 

IV. Применение новых знаний 

1. Упражнение 283 (I) письменно (совместно с учителем). 

2. Преобразовать предложение, записанное на доске: 

а) чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; 

б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ним. 

Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке. 

3. На стадии «Осмысление содержания» применяем схематический диктант (2 человека работают у доски). Учитель зачитывает предложения, а обучающиеся составляют схемы в тетрадях. 

1) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, на батареях и на полях - она искала Баклашова, спрашивала о нём. 

2) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник. 

3) В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии - всюду растут новые города. 

4) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан. 

5) Отовсюду веяло запахом весны, а именно: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки

V. Итог урока 

1. На стадии «Рефлексия» используем маркировочную таблицу «ЗУХ» (знаю - узнал - хочу узнать больше). Подводим итог урока. 

VI. Домашнее задание: § 28 (выучить теоретический материал); найти в словаре значение словарных слов: интерьер, артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея, фильмотека, картотека и составить с ними предложения, используя обобщающее слово при однородных членах; упражнение 284 (устно). 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!