Разработка урока по ОДНКНР
для 6 класса: « Подвиг,как узнать героя»
Автор: Петривная Анжелика Владимировна, учитель истории, обществознания и ОДНКНР,МБОУ « Еткульская СОШ»
Эпиграф:
1. «Кто за Родину горой, тот истинный герой.» (русская народная пословица)
2. Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ.
Николай Гаврилович Чернышевский
3. «Береги Родину, как зеницу ока». (русская народная поговорка)
Тип учебного занятия: комбинированный
Задачи: достижение образовательных результатов
Личностные:
1.личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации
2.воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
Метапредметные:
1. Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей,
2. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, логически строить рассуждение.
3. Овладение навыками смыслового чтения текстов раз-
личных стилей и жанров, в том числе религиозного характер способность работать с информацией, представленной в разных формах;
Предметные:
1. Определять термины: героизм, патриотизм, милосердие
2. Понимать отличие подвига на войне и в мирное время
3. уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
4.знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
Вид учебного занятия: Занятие с элементами групповой работы
УМК:
1.Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э Основы духовно-нравственной культуры народов России:6 класс -М.: Просвещение,2022
Дополнительная литература:
1.Малягин В. Святой благоверный князь Александр Невский.-М.: ООО
« Даниловский благовестник», М.:ЗАО ИД «Комсомольская правда»
2.Православие от А до Я/Авт-сост.Ольга Глаголева,Екатерина Щеголева
М.:ЭКСМО,2010
3.От первого лица. Дневники, письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов -Челябинск Библиотека А. Миллера, 2020
Оборудование: проектор, компьютер, карточка-задание, презентация, видеоролик «Непобедимые Евгений Овчинников» https://www.youtube.com/watch?v=f7jpikTS0bA&t=5s
Характеристика основных видов учебной деятельности:
Называть особенности героических поступков и патриотического поведения, устанавливать межпредметные связи с историей, находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности, в интернете и словарях высказывать и обосновывать собственные суждения, решать проблемные ситуации
Этапы учебного занятия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный | Здравствуйте! Посмотрите на свою парту, все ли готово к уроку? Настроились ли вы на урок? | Проверяют готовность к уроку. |
2.Фронтальная проверка выполнения домашнего задания. | На дом вы получили задание выписать из толкового словаря понятие подвиг и найти примеры профессий, которые можно назвать героическими в мирное время. | Приводят примеры профессий и называют понятие подвиг |
3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Класс делится на три группы. Каждой группе дается эпиграф, смысл которого нужно объяснить. И по возможности привести примеры. Также каждой группе дается карточка, в которой они к концу урока должны записать те качества, которые нужны человеку, защищающему свою Родину, а также герою в мирное время. А также каждый участник группы ставит смайлик (веселый, средний или грустный, в зависимости от своего ощущения на уроке) | Работают по группам, делегируют полномочия. |
4.Усвоение новых знаний | Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о подвиге и защитниках Родины. Запишите тему: слайд 1) Как мы поставим цель нашего урока? Цель: Изучение подвигов людей в разные времена. И к концу урока каждая группа сдает карточку с ответом на проблемный вопрос: Какие качества нужны человеку, совершающему подвиг, заполнять ее вы будете в течение урока. (слайд 2) Ратный подвиг-значит военный подвиг. В разные времена Русь подвергалась опасности. Без знания истории мы не можем быть истинными патриотами. Кто знает, что означают слова патриот и патриотизм. Хорошо, записываем в тетради. Патриотизм-любовь к Родине и готовность ее защищать. (слайд 3) Давайте послушаем рассказ об святом благоверном князе Александре Невском. И подумаем какие нравственные качества он проявил. (слайд4) Жил он в 13 веке, и шведские и немецкие рыцари решили воспользоваться слабостью Руси, чтобы ухватить себе русские земли. В 1240году Александр побеждает шведов на р. Неве, за что и получил прозвище Невский. В 1242 году немецкие рыцари решили напасть на Новгород, где княжил Александр. Зная особенность немцев строиться клином или свиньей, Невский расположил свои войска наиболее выгодно, и большая часть рыцарей утонула. Перед вами 2 текста о Невской битве и Ледовом побоище. На их вы основе вести данные в ваши карточки. [1] (слайды 5,6,7) Вид карточки [3] Отвечаем на вопросы: В чем Бог по мнению князя Александра? Чем рисковали защитники Новгорода по мнению Константина Симонова? Физ. минутка: Потянулись, потерли ладошки, Поднялись на носочки, на пяточки А теперь давайте прочитаем в учебнике о подвиге Николая Раевского. (с 35-37) И ответим на вопрос: в чем суть подвига Раевского? А теперь из 19 века перенесемся в двадцатый. Одна из самых страшных страниц нашей истории Великая Отечественная война…Много подвигов и примеров героизма можем мы назвать, говоря о этом времени. Давайте подумаем, что такое героизм? Правильно! Это самоотверженность мужество, готовность к совершению подвига. (слайд 9) А теперь послушаем сообщение вашего одноклассника о Иване Кожедубе. Какие качества проявил этот герой? (запишите в карточку) Второй герой, о котором мы с вами сегодня поговорим- наш с вами земляк: Евгений Овчинников. (слайд11) В честь него названа улица в Челябинске. Давайте посмотрим о нем короткий ролик из серии «Непобедимые» И у вас на столах карточка с отрывком из письма Овчинникова.[2] Запишите себе качества, которые проявил Евгений. В чем состоял его героизм? Обсудите в группах. | Записывают, отвечают на вопросы. Записывают понятие. Работают с текстами (на слайдах презентации) Записывают качества А. Невского в карточки. Отвечают на вопросы. Слушают сообщение. Записывают. Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь. Отвечают, записывают Смотрят ролик, обсуждают, записывают. |
5. Проверка понимания учащимися нового материала. | Сейчас каждая группа задаст другой вопрос про одного из наших героев. | Задают вопросы. Отвечают. |
6.Закрепление нового материала | Вспомните цель нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы ее? На своей карточке с качествами поставьте смайлики, которые соответствуют вашему настроению. Один человек от группы озвучивает какие качества выписали ребята. Подводим итоги. | Проводят рефлексию, самооценка Озвучивают качества: смелость, воля, решительность смекалка, патриотизм вера в себя, ответственность… |
7. Инструктаж учащихся по выполнению домашней работы | Домашнее задание. Прочитать учебник с.34-41, записи | Записывают задание |
8.Подведение итогов урока. | Вы хорошо поработали. Большинство из вас получили хорошие оценки. Оценки за урок: за работу в группе, устные ответы. | Слушают, какие оценки получили, подают дневники. |