СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к олимпиаде: задания для 10-11 классов.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные задания развивают логику мышления, вызывают интерес к предмету, помогают подготовиться к экзамену по географии.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиаде: задания для 10-11 классов.»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ. 2019–2020 уч. г.



МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП





ЗАДАНИЯ ДЛЯ 10-11-Х КЛАССОВ








ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИИЙ

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ


  • На выполнение всех заданий теоретического тура отводится 2 астрономических часа (120 минут).

  • На выполнение всех заданий тестового тура отводится 1 астрономический час (60 минут).

  • Максимальная общая сумма баллов за решение всех задач теоретического тура – 80.

  • Максимальная общая сумма баллов за решение всех заданий тестового тура – 20.

  • Листы с заданиями для ответа НЕ используйте.

  • Ответ на задания записывайте в листе для ответов. Не забудьте указать номер задания.

  • Черновики не проверяются и не оцениваются.

  • Использование любых справочных материалов НЕ допускается.

  • Использование любых устройств мобильной связи НЕ допускается.

  • Использовать для записи решений заданий авторучки с красными или зелеными чернилами НЕ допускается.

  • Обращаться с вопросами во время Олимпиады к кому-либо, кроме дежурных и членов Оргкомитета НЕ допускается.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР


Задание 1. Максимально – 8 баллов


Его прозвали «вторым Колумбом». Он был одним из основоположников географии как науки, принадлежал к тем великим ученым, которые своими исследованиями и теоретическими трудами способствовали созданию учения о природе как о целостной, строго закономерной и непрерывно развивающейся системе.

Результаты многолетних экспедиционных исследований, проведенных им в Центральной и Южной Америке, позволили ему разработать и широко применить сравнительный метод в географии, а также сделать крупные научные обобщения в области географической зональности и высотной поясности в горах.

Назовите имя этого географа-путешественника?

За что его прозвали «вторым Колумбом»?

Назовите географические объекты, названные его именем (не менее 3).


Задание 2. Максимально – 12 баллов

Прочитайте стихотворения, определите о каких реках России идет речь, к бассейнам каких океанов они относятся:


О первой реке А. Твардовский написал:

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль,– семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.


О второй реке поэт И. Кокарев написал:

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан.


О третьей реке Ю. Марцинкевич написал так:

Я вода голубая из озера Ильмень,

Но как только я к Ладоге трогаюсь в путь,

Возникает тогда мое древнее имя,

Глуховатое чуть и волшебное чуть!


Четвертой реке посвятил эти строки поэт И. И. Молчанов-Сибирский:

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге меж гор течешь, свободная

Могучая сибирская река.


Распределите нижеприведенные ГЭС страны по данным рекам:

Братская, Чебоксарская, Саяно-Шушенская, Волховская, Богучанская, Жигулёвская, Усть-Илимская, Красноярская.


Задание 3. Максимально – 8 баллов


На бывшем острове Барсакельмес в Аральском море, ныне урочище в Аральском районе Кызылординской области Казахстана, можно было наблюдать такое явление: гонимые ветром облака при подходе к острову разделяются на две части и обтекают его; над морем идет дождь, а в районе острова сияет солнце.

В чем была причина этого загадочного явления?

Объясните, почему остров прекратил свое существование?


Задание 4. Максимально – 12 баллов


Это государство расположено на островах самого крупного на Земле архипелага. Между его островами, имеющими многочисленные естественные гавани, лежат внутренние моря, через которые проходят водные пути из океана, омывающего архипелаг с востока, в океан, омывающий его с запада. Пользуясь благоприятными для мореплавателей ветрами, жители западных островов этого архипелага еще в начале нашей эры пересекали океан, по которому сюда впервые проникли европейцы. Их превосходные морские карты португальцы высоко ценили.

О каком государстве и каком архипелаге идет речь?

Назовите самые крупные из его островов, а также моря, которые их разделяют.

О каких благоприятных для мореплавателей ветрах идет речь?

Какой океан был пересечен мореходами этих островов с востока на запад и как удалось установить это?

Назовите:

столицу государства и форму правления?

самый густонаселенный остров государства?

Какую политику проводит государство для обеспечения более равномерного распределения населения по территории страны?

По производству каких сельскохозяйственных культур страна входит в «пятерку» стран-лидеров?





Задание 5. Максимально – 6 баллов


Ниже представлены фотографии шести достопримечательностей мира.

Определите эти достопримечательности, внесите номер фотографии в таблицу ниже, заполните графу «Местоположение», указав страну, а также город, в котором находится объект.


1

2

3

4

5

6





Задание 6. Максимально – 12 баллов


На рисунках 1–4 представлены контуры четырех субъектов (республик) Российской Федерации (масштаб произвольный).

В таблице представлены некоторые статистические показатели этих субъектов.


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4


Определите субъекты, назовите их центры, сопоставьте их со строчками в таблице:

п/п

Субъекты РФ

Место субъекта в общероссийских основных социально-экономических показателях


Площадь

территории

Численность

населения

Валовой региональный продукт на душу населения

Инвестиции в основной капитал на душу населения

Объем отгруженных товаров собственного производства

(промышленность)

Продукция сельского

хозяйства

добывающая

обрабатывающая

1


44

8

16

11

8

5

3

2


73

66

64

80

78

54

42

3


1

56

8

5

6

71

57

4


82

74

85

83

66

82

73


Какие субъекты входят в один федеральный округ?


Для какого из указанных субъектов характерна данная возрастная структура населения.

Прочитайте стихотворение Л. Попова, о какой реке идет речь и на территории какого из субъектов она расположена:

У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.


Определите по краткому описанию субъект РФ, который является соседом первого порядка субъекта, изображенного на рисунке 2:

Расположен на западных склонах Южного Урала и в Предуралье. Высшая точка на территории – гора Ямантау (1640 метров). Крупнейшая река: Белая (1430 км) и её притоки. Среди озёр западной части наиболее крупными являются: Аслыкуль и Кандрыкуль.

Занимает первые места среди субъектов Российской Федерации по объёму нефтепереработки, производству бензина, производству дизельного топлива, поголовью крупного рогатого скота, производству молока и мёда.


Определите по краткому описанию об административном центре какого субъекта идет речь:

До 1919 назывался Царевококшайск, в период с 1919 по 1928 год – Краснококшайск. Население – 271 868 человек (2019). Является одним из центров культуры финно-угорских народов.



На территории какого из субъектов расположены следующие природные и культурно-исторические достопримечательности: природный заповедник Эрзи, Столовая гора (Маат-Лоам), Замок Вовнушки, Замок «Шато Эркен».


Задание 7. Максимально – 5 баллов


В таблице представлены данные по пяти метеостанциям, расположенным в разных странах мира. Каждая из метеостанций находится в районе, выделяющемся специализацией (в мировом масштабе) на производстве одной из следующих сельскохозяйственных культур: виноград, хлопчатник, кукуруза, маниок, сахарный тростник. Страны, в которых находятся эти районы, занимают лидирующие места в мире среди производителей данной сельскохозяйственной культуры.

Определите, на выращивании какой сельскохозяйственной культуры специализируется каждый из районов, и в какой стране он находится.

Ответ оформите в виде таблицы.


Январь

Февраль

март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь


метеостанция 1

географическая широта – 430 с.ш.

Т, °C

5.4

6.9

9.5

12.9

16.8

20.8

23.3

23.1

20

15.8

11.3

7.1

Осадки, мм

59

52

62

58

58

51

47

66

73

74

82

75


метеостанция 2

географическая широта – 330 с.ш.

Т, °C

9.8

12.3

17

22.1

27.2

31.7

30.1

28.5

27.3

22.4

16.1

11.4

Осадки, мм

61

61

72

50

38

41

222

227

91

24

17

37


метеостанция 3

географическая широта – 230 ю.ш.

Т, °C

21.5

21.4

20.5

18.5

16.6

15.5

15.4

16.2

17.4

18.5

19.8

20.3

Осадки, мм

218

205

149

64

56

49

35

43

71

123

137

190


метеостанция 4

географическая широта – 40 с.ш.

Т, °C

26.4

27.6

27.1

27.5

26.8

26.2

25.4

23.2

25.6

25.9

26.6

26.4

Осадки, мм

36

75

144

200

255

358

410

339

414

305

132

40


метеостанция 5

географическая широта – 440 с.ш.

Т, °C

-7.9

-4.4

2.0

7.8

14.8

19.9

22.5

22.2

15.7

9.4

0.6

-4.5

Осадки, мм

21

21

46

60

88

108

101

101

76

53

38

26


Задание 8. Максимально – 11 баллов


Определите, каким странам из перечисленных соответствуют демографические пирамиды (графики возрастно-половой структуры населения) на рисунках 1-4:

Саудовская Аравия, Германия, Мексика, Белоруссия, Нигерия

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5


Расположите данные страны в порядке уменьшения численности населения.

Используя данные таблицы, определите коэффициент общего прироста населения страны, возрастно-половая структура населения которой изображена на рисунке 1.

Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.


Статистические показатели

2018 год

Среднегодовая численность населения, млн. чел.

82,9

Число родившихся за год, чел.

787541

Число умерших за год, чел.

954897

Число прибывших, млн. чел

1,58

Число выбывших, млн. чел

1,18


Задание 9. Максимально – 6 баллов


Определите, между какими парами городов, расположенных на экваторе, местное (среднесолнечное) время различается на большую величину.

Рассчитайте разницу в местном времени с точностью до минут.

Расстояние между городами А и Б, измеренное по карте масштаба 1: 12 500 000 равно 17,8 см. а расстояние между городами В и Г, измеренное по карте М 1:75 000 000 составляет 4,3 см. Карты построены в проекции, не имеющей искажений длин линий.


ТЕСТОВЫЙ ТУР


На листе ответов запишите номер задания и номер, соответствующий выбранному вами ответу.

За каждый правильный ответ – 1 балл


1. Конурбация и джентрификация – являются объектом изучения науки:

  1. антропология

  2. демография

  3. этнография

  4. урбанистика


2. Путешественник переместился от начального меридиана вдоль экватора в сторону Южной Америки на 555 км, а затем вдоль меридиана к тропику Козерога на 222 км. Определите географические координаты конечной точки:

  1. 3° ю. ш. 5° в. д.

  2. 2° ю. ш. 5 з. д.

  3. 5° с. ш. 2° з. д.

  4. 2° с. ш. 5° з. д.


3. Территория, где ускорение Кориолиса будет наименьшим:

  1. остров Суматра

  2. Аравийский полуостров

  3. Среднерусская возвышенность

  4. полуостров Аляска


4. Северные склоны Кавказа образуют куэстовые гряды – хребты Скалистый и Пастбищный, у которых северный склон пологий, а южный – круто обрывающийся. Назовите причину формирования куэст:

  1. Это результат движений земной коры.

  2. Они образовались в результате деятельности горных ледников.

  3. Они сложены переслаивающимися породами разными по твердости.

  4. Это результат землетрясений.


5. Выберите верное утверждение:

  1. Пассаты Южного полушария имеют северо-западное направление.

  2. В циклонах Северного полушария ветры закручены по часовой стрелке.

  3. Зимний муссон приносит осадки на материк, т.к. дует с океана.

  4. В тропических широтах наблюдается нисходящее движение воздуха, и как следствие – высокое атмосферное давление.





6. Установите соответствие между климатическими показателями, приведенными в таблице под номерами и городами России:

Средняя летняя температура, °С

Средняя зимняя температура, °С

Среднее годовое количество атмосферных осадков, мм

Режим выпадения атмосферных осадков

1

15...18

-5...-8

700

относительно равномерно летний максимум



2

20...22

-18...-22

569

3

24...26

0...-5

200

4

10...18

-20...-24

400

  1. Мурманск

  2. Астрахань

  3. Иркутск

  4. Екатеринбург


7. Выберите вариант, где указанные реки текут с востока на запад:

  1. Лена, Нил, Юкон

  2. Дунай, Амазонка, Замбези

  3. Миссисипи, Днепр, Нигер

  4. Муррей, Оранжевая, Колорадо


8. Выберите верное утверждение об особенностях географического положения России:

  1. Россия – самая большая страна; её протяжённость с запада на восток почти 20 000 км.

  2. На территории России располагается только одна крайняя точка Евразии.

  3. Протяжённость границ России в 1,5 раза больше длины экватора.

  4. Протяжённость России с севера на юг более 50°.


9. Наиболее низкая себестоимость добыча угля характерна для:

    1. Кузбасса

    2. Канско-Ачинского бассейна

    3. Печорского бассейна

    4. Подмосковного бассейна


10. Какая продукция получается на выходе технологической цепочки производств: Качканар (сырье), Нижний Тагил (полуфабрикат), Первоуральск (готовая продукция):

    1. калийные удобрения

    2. стальные трубы

    3. алюминиевый прокат

    4. медная проволока


11. Выберите вариант, где указаны страны , каждая из которых расположена в нескольких частях света.

  1. Россия, Монголия, ЮАР

  2. Казахстан, Панама, США

  3. Великобритания, Франция, Китай

  4. Египет, Турция, Индонезия


12. Выберите верное соответствие: языковая семья – народ – преобладающее вероисповедание верующей части населения:

  1. индоевропейская – мордва – православие

  2. алтайская – карачаевцы – ислам

  3. уральско-юкагирская – карелы – протестантизм

  4. северокавказская – калмыки – буддизм


13. Выберите верное соответствие: субъект Российской Федерации – месторождение газа, расположенное на его территории:

  1. Оренбургская область – Штокмановское

  2. Ханты-Мансийский автономный округ – Заполярное

  3. Красноярский край – Ковыктинское

  4. Ямало-Ненецкий автономный округ – Уренгойское


14. Российский учёный – автор теории о ноосфере:

  1. В.И. Вернадский

  2. Л.Н. Гумилёв

  3. И.И. Мечников

  4. В.В. Докучаев


15. Выберите столицы республик, которые не расположены в бассейне

внутреннего стока:

  1. Владикавказ и Грозный

  2. Саранск и Ижевск

  3. Абакан и Горно-Алтайск

  4. Биробиджан и Салехард


16. Государство — абсолютная монархия, глава которого избирается сроком на 5 лет:

  1. Саудовская Аравия

  2. Катар

  3. Оман

  4. Объединенные Арабские Эмираты






17. Большинство населения Северной Африки и Юго-Западной Азии исповедуют ту же религию, что и верующие:

  1. Пакистана, Бангладеш и Индонезии;

  2. Франции, Испании, Италии

  3. России, Греции, Украины

  4. Китая, Индонезии и Индии


18. Назовите страну, национальный состав которой представлен народами хауса (10%), йоруба (15%), ибо (15%) и другими (60%):

  1. Индонезия

  2. Египет

  3. Эфиопия

  4. Нигерия


19. Страны, обозначенные на карте, являются мировыми лидерами по выращиванию:

    1. кукурузы

    2. ячменя

    3. картофеля

    4. риса


20. Выберите одно неверное утверждение о Швеции:

  1. Входит Шенгенскую зону.

  2. Входит в Европейский союз.

  3. Унитарное государство, конституционная монархия.

  4. Входит в НАТО.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!