"Подготовка к успешной сдачи ОГЭ по географии."
Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем. Для меня это особенно важно, так как география является вторым по выбору экзаменом после обществознания. Поэтому важно повышать интерес учащихся к предмету.
Основная подготовка выпускников к ОГЭ по географии осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ученику в подготовке к ОГЭ, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.
Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ:
1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ГИА) и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫;
4. Психологическая подготовка к ГИА;
5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения;
Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по географии в форме ГИА?
1) провожу исследование демо-версий ГИА по географии последних лет, взятые на сайте fipi. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.
2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 5-8 классах.
3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.
4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. дифференцированный подход необходим и обязателен .Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Учащиеся, имеющие средний уровень географической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки. Дети с повышенной мотивацией к обучению географии без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними задания подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ГИА.
5) « Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Следовательно необходимо, чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому на уроках мы учимся с детьми читать карты атласа. Для закрепления знаний также использую контурные карты.
Глобальные темы, которые нельзя запускать:
5 класс – Путешественники и исследователи (эта тема есть как в ОГЭ, так и в ВПР по географии 6,7 класс) .
6 класс – План местности, географическая карта, географические координаты, оболочки Земли.
7 класс – Климатические пояса. Особенности материков и океанов
8 класс – Географическое положение России, природа России, климат.
9 класс – Факторы размещения производств.
Задания при проведении экзамена по географии составлены в тестовой форме, значит, учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Весь курс географии разделен на разделы. Каждая новая тема опирается на знания, полученные ранее и это позволяет, систематически возвращаться к решению заданий предыдущего раздела.
Учащиеся очень позитивно настроены на выполнение заданий из ОГЭ. Так как это повышает их самооценку. Испытывают гордость за себя, моделируется ситуация успеха.
Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.
В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для географии задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.
В этом году ( как и предыдущие ) готовлю учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ.
В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с вариантами ОГЭ, правилами поведения на экзамене.
При подготовке к выпускным экзаменам я практикую следующее:
*включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям,
*в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи,
*итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для повторения и по ним провести диагностику в 9 классе:
1. План местности
2. Климатические пояса
3. Определение географических координат
4. Материки и уникальные географические объекты
5.Особенности Природы России
6. Основные географические объекты России
7. Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях
Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:
Обучение постоянному жёсткому контролю времени.
На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать- от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.
Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.
Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
Есть и свои трудности и проблемы по подготовке учеников, над которыми нам ещё предстоит долго работать. Для каждого ученика - нужно подобрать свой особый подход.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Таким образом важнейшей задачей учителя является сформировать бережное отношение к природе, любовь и уважение к Родине, толерантное отношение к людям других национальностей, расширить кругозор учащегося и научить использовать полученные знания на практике при решении заданий ОГЭ.