Просмотр содержимого документа
«Подготовка к Московской олимпиаде школьников»
1 - из луба 2 - из древесины 3 - из луба и древесины 4 - из древесины и камбия
Из чего делают такие мочалки? 1 - из луба 2 - из древесины 3 - из листьев 4 - из сердцевины
Как известно, устьица обеспечивают газообмен. Где располагаются устьица в плавающих на поверхности воды листьях этого растения? 1 - на верхней стороне листа 2 - на нижней стороне листа 3 - на верхней и нижней сторонах листа 4 - вообще отсутствуют
Как известно, устьица обеспечивают газообмен. Где располагаются устьица в листьях этого растения, плавающего в толще воды? 1 - на верхней стороне листа 2 - на нижней стороне листа 3 - на верхней и нижней сторонах листа 4 - вообще отсутствуют
У семенных растений новые побеги, как правило, развиваются из почек, расположенных в пазухе листа (см. рис. 1). Пользуясь этим правилом, определите, какой орган преобразовался в колючку на рис 2. 1 - лист 2 - побег 3 - корень 4 - прилистник
У семенных растений новые побеги, как правило, развиваются из почек, расположенных в пазухе листа (см. рис. 1). Пользуясь этим правилом, определите, какой орган преобразовался в колючку на рис 2. 1 - лист 2 - побег 3 - корень 4 - прилистник
Расшифруйте обозначения всех частей растительной клетки, представленной на рисунке ниже. Какую функцию выполняет структура, обозначенная цифрой 1?
ОТВЕТ
- 1-пора
- 2- первичная клеточная оболочка(стенка). Можно-срединная пластинка
- 3 - вторичная клеточная оболочка
- 4 - пристенный слой цитоплазмы, цитоплазма. Цитоплазма с органеллами
- 5 - лейкопласты, можно хлоропласты. Пластиды (на рисунке, конечно, клетка лука)
- 6 - ядро (компоненты ядра также можно считать правильным ответом.
- 7 - цитоплазматический тяж, пронизывающий вакуоль
- 8 - вакуоль (вакуоль с клеточным соком)
- В области поры оболочка тоньше (вторичная оболочка в этом месте не откладывается) – в
- неутолщенном участке первичной оболочки (в поровой мембране или замыкающей пленке
- поры) расположены многочисленные плазмодесмы – межклеточные контакты, по которым
- осуществляется симпластический транспорт.
- Перечисленные функции – до 2 баллов .
- Всего 10 баллов
Какая структура растения изображена на рисунке ниже? Какую функцию она выполняет? Что представляют собой ткани, обозначенные цифрами?
ОТВЕТ
- Это чечевичка. (+2 балла)
- Чечевичка часть перидермы, образуется на поверности многолетних стеблей древесных
- растений.
- Обозначения:
- 1 – пробка (феллема) – вторчная покровная ткань +2 балла
- 2. пробковый камбий (феллоген) +2 балла
- 3. подстилающий слой – феллодерма.+2 балла
- Функции чечевички: газообмен (воможно, немного – транспирация) +2 балла
- ЗАДАНИЕ 4. В каких частях растения возможен фотосинтез? Предложите как можно
- больше вариантов. Примеры приветствуются.
- ЗАДАНИЕ 5. Избыточное солнечное освещение опасно для растения из-за риска
- иссушения и перегрева. Однако многие растения, растущие под прямыми солнечными
- лучами, успешно защищаются от перегрева. Какие приспособления формируются у
- таких растений? Предложите как можно больше вариантов.
- ЗАДАНИЕ 6. Птицы и млекопитающие, живущие группами, в случае появления
- хищника обычно стараются предупредить сородичей о возникшей опасности. Какие
- сигналы они могут для этого использовать? Приведите примеры видов птиц или
- млекопитающих, использующих те или иные сигналы опасности.
- Вообще-то фотосинтез возможен ВО ВСЕХ частях растения. +2 балла
- Листья + 1 балл
- Прилистники и черешки – бобовые, уплощенные черешки – филлодии – например у
- филлодийной акации. + 1 балл
- Молодые стебли – все травянистые растения + 1 балл
- Не только молодые стебли (под перидермой может быть фотосинтезирующая паренхима – у
- клена, у ивы, например) + 1 балл
- Корни – напр. воздущные корни орхидей. + 1 балл
- Цветки и их части – чашелистики – зеленого цвета, бывает, что лепестки тоже зеленого цвета
- – у морозника. + 1 балл
- Плоды незрелые + 1 балл
- Плоды зрелые! Напр. болгарский перец, огурец, арбуз. + 1 балл
- Всего 10 баллов.
ОТВЕТ
- Испарение воды с поверхности листа – транс п ирация + 2 балла
- Опушение из многочисленных волосков, рассивающее свет + 1 балл
- Наоборот, глянцевая поверхность растения – отражающая свет + 1 балл
- Листья ориентированы вертикально, ребром по отношению к солнцу в полдень (компасные
- растения, - латук компасныы, эвкалипт + 1 балл
- Движения листьев + 1 балл
- Толсные мясистые листья, к клетках которых не очень много хлоропластов – листовые
- суккуленты – толстянковые и др. + 1 балл
- Вообще - можно избавиться от листьев и фотосинтезировать стеблями – они толстые с
- небошльшой поверхностью. – совокупное испарение и нагрев будут меньше. + 1 балл
- + ещё 1-2 балла за очень хороший твет с примерами.
- Всего 10 баллов
- Основные варианты сигналов опасности:
- а) резкое и быстрое движение особи, первой заметившей опасность – 1 балл .
- б) высокие прыжки-«свечки» у некоторых копытных, на которые реагируют другие особи в
- стаде – 1 балл плюс по 0,5 балла за примеры сайгака и других газелей.
- в) громкий и резкий треск крыльев при внезапном взлёте – 1 балл плюс 0,5 балла за пример
- куропаток или рябчиков.
- г) громкий крик, предупреждающий об опасности – 1 балл плюс 0,5 балла (всего) за пример
- птиц (сойки, кедровки, дятлы, синицы и др.) плюс ещё 0,5 балла (всего) за пример с
- млекопитающими (лай косули, фырканье и взлаивание псовых, свист сурков и сусликов).
- д) специализированный звуковой сигнал, не только обозначающий опасность, но и
- указывающий на её конкретный источник (вид хищника) – классический пример –
- мартышки-верветки – 1 балл без примера и 1,5 балла с примером.
- е) яркие контрастные пятна на крыльях, надхвостье и хвосте птицы, сразу бросающиеся в
- глаза при её внезапном взлёте – 1 балл плюс 0,5 балла (всего) за любые примеры:
- контрастная чёрно-белая окраска хвоста и надхвостья у соек, чеканов, каменок; полосатые
- крылья удода; яркие белые краевые перья хвоста у трясогузок и т.д.
- ж) светлое пятно-«зеркальце» на крупе и под хвостом у оленей – 1 балл .
- з) резкое изменение запаха у испуганной особи – многие грызуны, куньи – 1 балл.
- Максимальный балл за вопрос – 12 баллов
- ЗАДАНИЕ 7. Почему листья на деревьях, растущих около уличных фонарей, осенью
- опадают позже?
- ЗАДАНИЕ 8. Среди хищных млекопитающих есть хищники, поджидающие свою
- добычу в засаде, а есть те, которые предпочитают устраивать погони за своими
- жертвами. Как вы думаете, какие особенности свойственны хищникам-засадчикам, а
- какие – хищникам-загонщикам? По возможности, приведите примеры тех и других
- видов.
- Из-за другого режима освещеннтости.
- Листопад запускается фотопериодической реакцией – в ответ на изменение
- продолжительности светового дня. В данном случае растение можно «обмануть» - т.к. в
- течение суток оно освещается интенсивнее, из-за этого листопад не наступает .
- Варианты ответов:
- За счет дополнительного освещения, если объяснено как и почему это влияет, то + 3-5
- баллов
- Если упомянут фотопериодизм и объяснено, что такое фотопериодизм, то +3-5 баллов.
- Там теплее + 1 балл
- Всего – 11 баллов
- Хищники-засадчики:
- очень чуткий слух – 1 балл
- маскирующая окраска (пятна, полосы) – 1 балл
- отсутствие пахучих желёз на коже и очень слабый запах тела – 1 балл
- как правило, очень длинные клыки и когти (втяжные) для умерщвления жертвы с первого
- удара – 1 балл
- Примеры: бОльшая часть кошачьих – 1 балл
- Хищники-загонщики:
- хорошие лёгкие и сильная мускулатура конечностей для длительного бега – 1 балл
- более вытянутая лицевая часть черепа для лучшего захвата жертвы – 1 балл
- невтяжные, сильные и короткие когти для лучшего сцепления с грунтом при беге – 1 балл
- очень часто – социальный образ жизни для возможности коллективной охоты – 1 балл
- Примеры:
- многие псовые – 0,5 балла
- некоторые кошачьи – гепард – 0,5 балла
- ЗАДАНИЕ 9. Как получить квадратный помидор?
- ЗАДАНИЕ 10. Некоторые дачники утверждают, что лягушки едят их клубнику на
- грядках, и поэтому их надо уничтожать. Прокомментируйте это мнение. Насколько Вы
- с ним согласны? Объясните, с чем и по какой причине Вы можете согласиться или не
- согласиться в этом высказывании?
- Нужно сразу после отцветания завязь поместить в коробочку. Тогда при увеличении
- размеров формирующийся плод займет все пространство.
- Если подобная версия указана, то от +5-10 баллов в зависимости от развернутости
- ответа.
- Другие версии также можно учитывать по здравому смыслу. НО: В результате селекции
- такой плод получить НЕЛЬЗЯ! (хотя бы по закону гомологических рядов Н.И. Вавилова).
- Этот ответ не следует защитывать.
- Разумеется, высказывание неверное ( 1 балл ). В ответе надо отметить, что лягушки относятся
- к классу Амфибии или Земноводные ( 1 балл ), а потому они являются исключительными
- хищниками ( 1 балл ), которые едят преимущественно беспозвоночных ( 2 балла ). Причём
- добыча обязательно должна быть подвижной, чтобы лягушка восприняла её как пищу ( 3
- балла ). Клубника, с этой точки зрения, её никак не может заинтересовать, а вот слизни (или
- какие-либо другие движущиеся беспозвоночные), которые оставляют глубокие поеди на
- плоде, вполне могут привлечь их внимание. Пытаясь их схватить, они могут создать у
- наблюдателя впечатление, будто сами поедают клубнику (за обсуждение возможной
- причины ошибочности суждения дать ещё 2 балла ).
- Максимальный балл за ответ – 10 баллов.