СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к Московской олимпиаде школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю организовать работу с заинтересованными детьми по подготовке к Московской олимпиаде школьников

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к Московской олимпиаде школьников»

 1 - из луба  2 - из древесины  3 - из луба и древесины  4 - из древесины и камбия

1 - из луба 2 - из древесины 3 - из луба и древесины 4 - из древесины и камбия

  Из чего делают такие мочалки?    1 - из луба  2 - из древесины  3 - из листьев  4 - из сердцевины

Из чего делают такие мочалки? 1 - из луба 2 - из древесины 3 - из листьев 4 - из сердцевины

Как известно, устьица обеспечивают газообмен. Где располагаются устьица в плавающих на поверхности воды листьях этого растения?  1 - на верхней стороне листа  2 - на нижней стороне листа  3 - на верхней и нижней сторонах листа  4 - вообще отсутствуют

Как известно, устьица обеспечивают газообмен. Где располагаются устьица в плавающих на поверхности воды листьях этого растения? 1 - на верхней стороне листа 2 - на нижней стороне листа 3 - на верхней и нижней сторонах листа 4 - вообще отсутствуют

Как известно, устьица обеспечивают газообмен. Где располагаются устьица в листьях этого растения, плавающего в толще воды?  1 - на верхней стороне листа  2 - на нижней стороне листа  3 - на верхней и нижней сторонах листа  4 - вообще отсутствуют

Как известно, устьица обеспечивают газообмен. Где располагаются устьица в листьях этого растения, плавающего в толще воды? 1 - на верхней стороне листа 2 - на нижней стороне листа 3 - на верхней и нижней сторонах листа 4 - вообще отсутствуют

У семенных растений новые побеги, как правило, развиваются из почек, расположенных в пазухе листа (см. рис. 1). Пользуясь этим правилом, определите, какой орган преобразовался в колючку на рис 2.  1 - лист  2 - побег  3 - корень  4 - прилистник

У семенных растений новые побеги, как правило, развиваются из почек, расположенных в пазухе листа (см. рис. 1). Пользуясь этим правилом, определите, какой орган преобразовался в колючку на рис 2. 1 - лист 2 - побег 3 - корень 4 - прилистник

У семенных растений новые побеги, как правило, развиваются из почек, расположенных в пазухе листа (см. рис. 1). Пользуясь этим правилом, определите, какой орган преобразовался в колючку на рис 2.  1 - лист  2 - побег  3 - корень  4 - прилистник

У семенных растений новые побеги, как правило, развиваются из почек, расположенных в пазухе листа (см. рис. 1). Пользуясь этим правилом, определите, какой орган преобразовался в колючку на рис 2. 1 - лист 2 - побег 3 - корень 4 - прилистник

Расшифруйте обозначения всех частей растительной клетки,  представленной на рисунке ниже. Какую функцию выполняет структура, обозначенная  цифрой 1?

Расшифруйте обозначения всех частей растительной клетки, представленной на рисунке ниже. Какую функцию выполняет структура, обозначенная цифрой 1?

ОТВЕТ 1-пора 2- первичная клеточная оболочка(стенка). Можно-срединная пластинка 3 - вторичная клеточная оболочка 4 - пристенный слой цитоплазмы, цитоплазма. Цитоплазма с органеллами 5 - лейкопласты, можно хлоропласты. Пластиды (на рисунке, конечно, клетка лука) 6 - ядро (компоненты ядра также можно считать правильным ответом. 7 - цитоплазматический тяж, пронизывающий вакуоль 8 - вакуоль (вакуоль с клеточным соком) В области поры оболочка тоньше (вторичная оболочка в этом месте не откладывается) – в неутолщенном участке первичной оболочки (в поровой мембране или замыкающей пленке поры) расположены многочисленные плазмодесмы – межклеточные контакты, по которым осуществляется симпластический транспорт. Перечисленные функции – до 2 баллов . Всего 10 баллов

ОТВЕТ

  • 1-пора
  • 2- первичная клеточная оболочка(стенка). Можно-срединная пластинка
  • 3 - вторичная клеточная оболочка
  • 4 - пристенный слой цитоплазмы, цитоплазма. Цитоплазма с органеллами
  • 5 - лейкопласты, можно хлоропласты. Пластиды (на рисунке, конечно, клетка лука)
  • 6 - ядро (компоненты ядра также можно считать правильным ответом.
  • 7 - цитоплазматический тяж, пронизывающий вакуоль
  • 8 - вакуоль (вакуоль с клеточным соком)
  • В области поры оболочка тоньше (вторичная оболочка в этом месте не откладывается) – в
  • неутолщенном участке первичной оболочки (в поровой мембране или замыкающей пленке
  • поры) расположены многочисленные плазмодесмы – межклеточные контакты, по которым
  • осуществляется симпластический транспорт.
  • Перечисленные функции – до 2 баллов .
  • Всего 10 баллов
Какая структура растения изображена на рисунке ниже? Какую функцию  она выполняет? Что представляют собой ткани, обозначенные цифрами?

Какая структура растения изображена на рисунке ниже? Какую функцию она выполняет? Что представляют собой ткани, обозначенные цифрами?

ОТВЕТ Это чечевичка. (+2 балла) Чечевичка часть перидермы, образуется на поверности многолетних стеблей древесных растений. Обозначения: 1 – пробка (феллема) – вторчная покровная ткань +2 балла 2. пробковый камбий (феллоген) +2 балла 3. подстилающий слой – феллодерма.+2 балла Функции чечевички: газообмен (воможно, немного – транспирация) +2 балла

ОТВЕТ

  • Это чечевичка. (+2 балла)
  • Чечевичка часть перидермы, образуется на поверности многолетних стеблей древесных
  • растений.
  • Обозначения:
  • 1 – пробка (феллема) – вторчная покровная ткань +2 балла
  • 2. пробковый камбий (феллоген) +2 балла
  • 3. подстилающий слой – феллодерма.+2 балла
  • Функции чечевички: газообмен (воможно, немного – транспирация) +2 балла
ЗАДАНИЕ 4. В каких частях растения возможен фотосинтез? Предложите как можно больше вариантов. Примеры приветствуются. ЗАДАНИЕ 5. Избыточное солнечное освещение опасно для растения из-за риска иссушения и перегрева. Однако многие растения, растущие под прямыми солнечными лучами, успешно защищаются от перегрева. Какие приспособления формируются у таких растений? Предложите как можно больше вариантов. ЗАДАНИЕ 6. Птицы и млекопитающие, живущие группами, в случае появления хищника обычно стараются предупредить сородичей о возникшей опасности. Какие сигналы они могут для этого использовать? Приведите примеры видов птиц или млекопитающих, использующих те или иные сигналы опасности.
  • ЗАДАНИЕ 4. В каких частях растения возможен фотосинтез? Предложите как можно
  • больше вариантов. Примеры приветствуются.
  • ЗАДАНИЕ 5. Избыточное солнечное освещение опасно для растения из-за риска
  • иссушения и перегрева. Однако многие растения, растущие под прямыми солнечными
  • лучами, успешно защищаются от перегрева. Какие приспособления формируются у
  • таких растений? Предложите как можно больше вариантов.
  • ЗАДАНИЕ 6. Птицы и млекопитающие, живущие группами, в случае появления
  • хищника обычно стараются предупредить сородичей о возникшей опасности. Какие
  • сигналы они могут для этого использовать? Приведите примеры видов птиц или
  • млекопитающих, использующих те или иные сигналы опасности.
Вообще-то фотосинтез возможен ВО ВСЕХ частях растения. +2 балла Листья + 1 балл Прилистники и черешки – бобовые, уплощенные черешки – филлодии – например у филлодийной акации. + 1 балл Молодые стебли – все травянистые растения + 1 балл Не только молодые стебли (под перидермой может быть фотосинтезирующая паренхима – у клена, у ивы, например) + 1 балл Корни – напр. воздущные корни орхидей. + 1 балл Цветки и их части – чашелистики – зеленого цвета, бывает, что лепестки тоже зеленого цвета – у морозника. + 1 балл Плоды незрелые + 1 балл Плоды зрелые! Напр. болгарский перец, огурец, арбуз. + 1 балл Всего 10 баллов.
  • Вообще-то фотосинтез возможен ВО ВСЕХ частях растения. +2 балла
  • Листья + 1 балл
  • Прилистники и черешки – бобовые, уплощенные черешки – филлодии – например у
  • филлодийной акации. + 1 балл
  • Молодые стебли – все травянистые растения + 1 балл
  • Не только молодые стебли (под перидермой может быть фотосинтезирующая паренхима – у
  • клена, у ивы, например) + 1 балл
  • Корни – напр. воздущные корни орхидей. + 1 балл
  • Цветки и их части – чашелистики – зеленого цвета, бывает, что лепестки тоже зеленого цвета
  • – у морозника. + 1 балл
  • Плоды незрелые + 1 балл
  • Плоды зрелые! Напр. болгарский перец, огурец, арбуз. + 1 балл
  • Всего 10 баллов.
ОТВЕТ Испарение воды с поверхности листа – транс п ирация + 2 балла Опушение из многочисленных волосков, рассивающее свет + 1 балл Наоборот, глянцевая поверхность растения – отражающая свет + 1 балл Листья ориентированы вертикально, ребром по отношению к солнцу в полдень (компасные растения, - латук компасныы, эвкалипт + 1 балл Движения листьев + 1 балл Толсные мясистые листья, к клетках которых не очень много хлоропластов – листовые суккуленты – толстянковые и др. + 1 балл Вообще - можно избавиться от листьев и фотосинтезировать стеблями – они толстые с небошльшой поверхностью. – совокупное испарение и нагрев будут меньше. + 1 балл + ещё 1-2 балла за очень хороший твет с примерами. Всего 10 баллов

ОТВЕТ

  • Испарение воды с поверхности листа – транс п ирация + 2 балла
  • Опушение из многочисленных волосков, рассивающее свет + 1 балл
  • Наоборот, глянцевая поверхность растения – отражающая свет + 1 балл
  • Листья ориентированы вертикально, ребром по отношению к солнцу в полдень (компасные
  • растения, - латук компасныы, эвкалипт + 1 балл
  • Движения листьев + 1 балл
  • Толсные мясистые листья, к клетках которых не очень много хлоропластов – листовые
  • суккуленты – толстянковые и др. + 1 балл
  • Вообще - можно избавиться от листьев и фотосинтезировать стеблями – они толстые с
  • небошльшой поверхностью. – совокупное испарение и нагрев будут меньше. + 1 балл
  • + ещё 1-2 балла за очень хороший твет с примерами.
  • Всего 10 баллов
  • Основные варианты сигналов опасности:
  • а) резкое и быстрое движение особи, первой заметившей опасность – 1 балл .
  • б) высокие прыжки-«свечки» у некоторых копытных, на которые реагируют другие особи в
  • стаде – 1 балл плюс по 0,5 балла за примеры сайгака и других газелей.
  • в) громкий и резкий треск крыльев при внезапном взлёте – 1 балл плюс 0,5 балла за пример
  • куропаток или рябчиков.
  • г) громкий крик, предупреждающий об опасности – 1 балл плюс 0,5 балла (всего) за пример
  • птиц (сойки, кедровки, дятлы, синицы и др.) плюс ещё 0,5 балла (всего) за пример с
  • млекопитающими (лай косули, фырканье и взлаивание псовых, свист сурков и сусликов).
  • д) специализированный звуковой сигнал, не только обозначающий опасность, но и
  • указывающий на её конкретный источник (вид хищника) – классический пример –
  • мартышки-верветки – 1 балл без примера и 1,5 балла с примером.
  • е) яркие контрастные пятна на крыльях, надхвостье и хвосте птицы, сразу бросающиеся в
  • глаза при её внезапном взлёте – 1 балл плюс 0,5 балла (всего) за любые примеры:
  • контрастная чёрно-белая окраска хвоста и надхвостья у соек, чеканов, каменок; полосатые
  • крылья удода; яркие белые краевые перья хвоста у трясогузок и т.д.
  • ж) светлое пятно-«зеркальце» на крупе и под хвостом у оленей – 1 балл .
  • з) резкое изменение запаха у испуганной особи – многие грызуны, куньи – 1 балл.
  • Максимальный балл за вопрос – 12 баллов
ЗАДАНИЕ 7. Почему листья на деревьях, растущих около уличных фонарей, осенью опадают позже? ЗАДАНИЕ 8. Среди хищных млекопитающих есть хищники, поджидающие свою добычу в засаде, а есть те, которые предпочитают устраивать погони за своими жертвами. Как вы думаете, какие особенности свойственны хищникам-засадчикам, а какие – хищникам-загонщикам? По возможности, приведите примеры тех и других видов.
  • ЗАДАНИЕ 7. Почему листья на деревьях, растущих около уличных фонарей, осенью
  • опадают позже?
  • ЗАДАНИЕ 8. Среди хищных млекопитающих есть хищники, поджидающие свою
  • добычу в засаде, а есть те, которые предпочитают устраивать погони за своими
  • жертвами. Как вы думаете, какие особенности свойственны хищникам-засадчикам, а
  • какие – хищникам-загонщикам? По возможности, приведите примеры тех и других
  • видов.
Из-за другого режима освещеннтости. Листопад запускается фотопериодической реакцией – в ответ на изменение продолжительности светового дня. В данном случае растение можно «обмануть» - т.к. в течение суток оно освещается интенсивнее, из-за этого листопад не наступает . Варианты ответов: За счет дополнительного освещения, если объяснено как и почему это влияет, то + 3-5 баллов Если упомянут фотопериодизм и объяснено, что такое фотопериодизм, то +3-5 баллов. Там теплее + 1 балл Всего – 11 баллов
  • Из-за другого режима освещеннтости.
  • Листопад запускается фотопериодической реакцией – в ответ на изменение
  • продолжительности светового дня. В данном случае растение можно «обмануть» - т.к. в
  • течение суток оно освещается интенсивнее, из-за этого листопад не наступает .
  • Варианты ответов:
  • За счет дополнительного освещения, если объяснено как и почему это влияет, то + 3-5
  • баллов
  • Если упомянут фотопериодизм и объяснено, что такое фотопериодизм, то +3-5 баллов.
  • Там теплее + 1 балл
  • Всего – 11 баллов
Хищники-засадчики: очень чуткий слух – 1 балл маскирующая окраска (пятна, полосы) – 1 балл отсутствие пахучих желёз на коже и очень слабый запах тела – 1 балл как правило, очень длинные клыки и когти (втяжные) для умерщвления жертвы с первого удара – 1 балл Примеры: бОльшая часть кошачьих – 1 балл Хищники-загонщики: хорошие лёгкие и сильная мускулатура конечностей для длительного бега – 1 балл более вытянутая лицевая часть черепа для лучшего захвата жертвы – 1 балл невтяжные, сильные и короткие когти для лучшего сцепления с грунтом при беге – 1 балл очень часто – социальный образ жизни для возможности коллективной охоты – 1 балл Примеры: многие псовые – 0,5 балла некоторые кошачьи – гепард – 0,5 балла
  • Хищники-засадчики:
  • очень чуткий слух – 1 балл
  • маскирующая окраска (пятна, полосы) – 1 балл
  • отсутствие пахучих желёз на коже и очень слабый запах тела – 1 балл
  • как правило, очень длинные клыки и когти (втяжные) для умерщвления жертвы с первого
  • удара – 1 балл
  • Примеры: бОльшая часть кошачьих – 1 балл
  • Хищники-загонщики:
  • хорошие лёгкие и сильная мускулатура конечностей для длительного бега – 1 балл
  • более вытянутая лицевая часть черепа для лучшего захвата жертвы – 1 балл
  • невтяжные, сильные и короткие когти для лучшего сцепления с грунтом при беге – 1 балл
  • очень часто – социальный образ жизни для возможности коллективной охоты – 1 балл
  • Примеры:
  • многие псовые – 0,5 балла
  • некоторые кошачьи – гепард – 0,5 балла
ЗАДАНИЕ 9. Как получить квадратный помидор? ЗАДАНИЕ 10. Некоторые дачники утверждают, что лягушки едят их клубнику на грядках, и поэтому их надо уничтожать. Прокомментируйте это мнение. Насколько Вы с ним согласны? Объясните, с чем и по какой причине Вы можете согласиться или не согласиться в этом высказывании?
  • ЗАДАНИЕ 9. Как получить квадратный помидор?
  • ЗАДАНИЕ 10. Некоторые дачники утверждают, что лягушки едят их клубнику на
  • грядках, и поэтому их надо уничтожать. Прокомментируйте это мнение. Насколько Вы
  • с ним согласны? Объясните, с чем и по какой причине Вы можете согласиться или не
  • согласиться в этом высказывании?
Нужно сразу после отцветания завязь поместить в коробочку. Тогда при увеличении размеров формирующийся плод займет все пространство. Если подобная версия указана, то от +5-10 баллов в зависимости от развернутости ответа. Другие версии также можно учитывать по здравому смыслу. НО: В результате селекции такой плод получить НЕЛЬЗЯ! (хотя бы по закону гомологических рядов Н.И. Вавилова). Этот ответ не следует защитывать.
  • Нужно сразу после отцветания завязь поместить в коробочку. Тогда при увеличении
  • размеров формирующийся плод займет все пространство.
  • Если подобная версия указана, то от +5-10 баллов в зависимости от развернутости
  • ответа.
  • Другие версии также можно учитывать по здравому смыслу. НО: В результате селекции
  • такой плод получить НЕЛЬЗЯ! (хотя бы по закону гомологических рядов Н.И. Вавилова).
  • Этот ответ не следует защитывать.
Разумеется, высказывание неверное ( 1 балл ). В ответе надо отметить, что лягушки относятся к классу Амфибии или Земноводные ( 1 балл ), а потому они являются исключительными хищниками ( 1 балл ), которые едят преимущественно беспозвоночных ( 2 балла ). Причём добыча обязательно должна быть подвижной, чтобы лягушка восприняла её как пищу ( 3 балла ). Клубника, с этой точки зрения, её никак не может заинтересовать, а вот слизни (или какие-либо другие движущиеся беспозвоночные), которые оставляют глубокие поеди на плоде, вполне могут привлечь их внимание. Пытаясь их схватить, они могут создать у наблюдателя впечатление, будто сами поедают клубнику (за обсуждение возможной причины ошибочности суждения дать ещё 2 балла ). Максимальный балл за ответ – 10 баллов.
  • Разумеется, высказывание неверное ( 1 балл ). В ответе надо отметить, что лягушки относятся
  • к классу Амфибии или Земноводные ( 1 балл ), а потому они являются исключительными
  • хищниками ( 1 балл ), которые едят преимущественно беспозвоночных ( 2 балла ). Причём
  • добыча обязательно должна быть подвижной, чтобы лягушка восприняла её как пищу ( 3
  • балла ). Клубника, с этой точки зрения, её никак не может заинтересовать, а вот слизни (или
  • какие-либо другие движущиеся беспозвоночные), которые оставляют глубокие поеди на
  • плоде, вполне могут привлечь их внимание. Пытаясь их схватить, они могут создать у
  • наблюдателя впечатление, будто сами поедают клубнику (за обсуждение возможной
  • причины ошибочности суждения дать ещё 2 балла ).
  • Максимальный балл за ответ – 10 баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!