ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2089» (ГБОУ ШКОЛА № 2089)
111674, Москва, 1-я Вольская улица, дом 9, корп.3 www.sch2089uv.mskobr.ru
телефон: 8(495) 706-90-97 факс:8 (495) 706-98-31 E-mail: 2089@edu.mos.ru
ОКПО 18125593, ОГРН 1137746800058
ИНН / КПП 7721805149 / 772101001
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 2089 _______________________ Артемьев А.Н. «28» августа 2016г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ГБОУ Школа № 2089 ______________________ Абузярова С.А «28» августа 2016г. | ПРИНЯТО на заседании МО от «27» августа 2015г протокол № 1 зав. МО истории и обществознания |
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
| Составитель: Кошелькова Татьяна Евгеньевна учитель истории и обществознания |
Москва
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по подготовке к олимпиадам составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего
образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в
неделю (34 часов).
Цель курса:
-подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по обществознанию
Задачи курса:
-научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня
-стремиться принимать участие в олимпиадном движении
-повышение мотивации к изучению обществознания
Реализуемый в нашей стране национальный проект «Образование», предполагает поддержку талантливой молодёжи, в частности победителей олимпиады по истории и обществознанию. Важной частью внеклассной работы по обществознанию и истории является организация и проведение олимпиад. Они помогают активизировать познавательные и творческие способности учащихся, выявить талантливых детей, интересующихся обществознанием и историей. Такие олимпиады дают
учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
В целях эффективной подготовки к муниципальным и региональным олимпиадам проводится собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся, чаще всего это вопросы тематических блоков: «Экономика», «Социальная психология», «Философия».Именно этим проблемам на занятиях уделяется больше времени.
При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по обществознанию и праву учитываются следующие положения:
• отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются
материалы олимпиад прошлых лет);
• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;
• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е.
практическая направленность проводимых занятий;
• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их
познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и
использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.
Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.
Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.
Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимают практические занятия по решению юридических, экономических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.
Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по обществознанию предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки уделяется выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе используются различные афоризмы писателей, поэтов, философов.
Литература и источники заданий:
Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и
комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
ttp://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит
обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные
стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика,
социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории
России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные
проблемам исторического пути России.
www.gov.ru – Сервер органов государственной власти РФ.
www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента РФ.
www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html – Большая юридическая энциклопедия.
www.allpravo.ru – «Все о праве» – компас в мире юриспруденции.
www.echr-hase.ru – Информационная система по правам человека и Европейскому суду.
www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал
www.websib.ru/noos/economy/ – Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела или темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 |
3. | Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 |
4. | Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 |
5. | Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 |
6. | Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами | 6 |
7. | Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 |
8. | Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 |
9. | Обобщающее тестирование | 1 |
| Итого: | 34 |
Основное содержание:
Введение -1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов -5 часов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов - 3 часа
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных - 6 часов
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом - 2 часа
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами - 6 часов
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач - 4 часа
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий - 1 час
Выполнение итогового теста
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Из них практическая работа | Количество часов на самостоятельную работу |
1. | Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий | 1 | | |
| Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 | 4 | 1 |
2. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | | |
3. | Задания по принципу образования и продолжения рядов | 1 | 1 | |
4. | Задания типа «Заполни пропуски» | 1 | 1 | |
5. | Задания на выявление лишнего элемента | 1 | 1 | |
6. | Самостоятельное выполнение заданий | 1 | | 1 |
| Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 | 2 | 1 |
7. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | | |
8. | Выполнение заданий с учителем | 1 | 1 | |
9. | Самостоятельная работа с тестами этого типа | 1 | | 1 |
| Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 | 4 | 1 |
10. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | | |
11. | Как выполнять задания со схемами | 1 | 1 | |
12. | Анализ таблиц и построение таблиц | 1 | 1 | |
13. | Работа с графиками | 1 | 1 | |
14. | Задания на анализ приведенных в диаграмме данных | 1 | 1 | |
15. | Самостоятельная работа с заданиями данного типа | 1 | | 1 |
| Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 | 1 | |
16. | Общая характеристика заданий | 1 | | |
17. | Практическое выполнение заданий | 1 | 1 | |
| Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами | 6 | 5 | 2 |
18. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | | |
19-20. | Работа с историческими текстами | 2 | 2 | 1 |
21-22 | Работа с обществоведческими текстами | 2 | 2 | 1 |
23. | Самостоятельная работа с текстом | 1 | | 1 |
| Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 | 3 | 1 |
24. | Общая характеристика заданий | 1 | | |
25. | Решение познавательных исторических задач | 1 | 1 | |
26. | Решение познавательных обществоведческих задач | 1 | 1 | |
27. | Самостоятельная работа с задачами познавательного характера | 1 | | 1 |
| Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 | 5 | 2 |
28. | Общая характеристика заданий | 1 | | |
29-31 | Написание сочинения - эссе | 3 | 2 | 1 |
32-33 | Составление исторических текстов из заданных слов | 2 | 1 | 1 |
34. | Тестирование с различными видами заданий | 1 | | 1 |