Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Рудня»
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
| Составитель: Романовская Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания |
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к олимпиадам составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часов).
Цель курса: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории и обществознанию.
Задачи курса:
научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.
Организация и проведение олимпиад является важной частью внеклассной работы по обществознанию и истории. Они способствуют активизации познавательных и творческих способностей учащихся, выявлению талантливых детей, интересующихся обществознанием и историей. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
В целях эффективной подготовки к муниципальным и региональным олимпиадам проводится собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся в изучении курсов истории и обществознания. Именно этим проблемам на занятиях уделяется больше времени.
При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию и праву учитываются следующие положения:
• отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);
• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;
• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;
• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.
Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.
Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.
Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимают практические занятия по решению юридических, экономических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.
Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по обществознанию предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки уделяется выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе используются различные афоризмы писателей, поэтов, философов.
Результаты освоения курса:
Личностные:
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
расширение, углубление и закрепление изученного в основном курсе истории и обществознания;
сформированность умения находить нестандартные способы решения заданий;
развитие умения решения нестандартных задач; успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
сформированность основ логического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении олимпиадных заданий;
владение методами формирования заданий; использование наблюдений и рассуждений при выстраивании алгоритма решения олимпиадных заданий;
владение навыками использования ИКТ, справочной литературы
умение применять полученные сведения для решения задач исследовательского и комбинаторного характера
Литература и источники заданий
Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и
комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
ttp://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит
обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные
стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика,
социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории
России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные
проблемам исторического пути России.
www.gov.ru – Сервер органов государственной власти РФ.
www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента РФ.
www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html – Большая юридическая энциклопедия.
www.allpravo.ru – «Все о праве» – компас в мире юриспруденции.
www.echr-hase.ru – Информационная система по правам человека и Европейскому суду.
www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал
www.websib.ru/noos/economy/ – Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела или темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 |
3. | Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 |
4. | Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 |
5. | Раздел IV. Задания по работе с изобразительными материалами | 2 |
6. | Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами | 6 |
7. | Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 |
8. | Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 |
9. | Обобщающее тестирование | 1 |
| Итого: | 34 |
Основное содержание:
Введение -1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов (5 часов)
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов (3 часа)
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных (6 часов)
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом (2 часа)
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами (6 часов)
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач (4 часа)
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами
(6 часов)
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий (1 час)
Выполнение итогового теста
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Из них практическая работа | Количество часов на самостоятельную работу |
1. | Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий | 1 | | |
| Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 | 4 | 1 |
2. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | | |
3. | Задания по принципу образования и продолжения рядов | 1 | 1 | |
4. | Задания типа «Заполни пропуски» | 1 | 1 | |
5. | Задания на выявление лишнего элемента | 1 | 1 | |
6. | Самостоятельное выполнение заданий | 1 | | 1 |
| Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 | 2 | 1 |
7. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | | |
8. | Выполнение заданий с учителем | 1 | 1 | |
9. | Самостоятельная работа с тестами этого типа | 1 | | 1 |
| Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 | 4 | 1 |
10. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | | |
11. | Как выполнять задания со схемами | 1 | 1 | |
12. | Анализ таблиц и построение таблиц | 1 | 1 | |
13. | Работа с графиками | 1 | 1 | |
14. | Задания на анализ приведенных в диаграмме данных | 1 | 1 | |
15. | Самостоятельная работа с заданиями данного типа | 1 | | 1 |
| Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 | 1 | |
16. | Общая характеристика заданий | 1 | | |
17. | Практическое выполнение заданий | 1 | 1 | |
| Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами | 6 | 5 | 2 |
18. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | | |
19-20. | Работа с историческими текстами | 2 | 2 | 1 |
21-22 | Работа с обществоведческими текстами | 2 | 2 | 1 |
23. | Самостоятельная работа с текстом | 1 | | 1 |
| Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 | 3 | 1 |
24. | Общая характеристика заданий | 1 | | |
25. | Решение познавательных исторических задач | 1 | 1 | |
26. | Решение познавательных обществоведческих задач | 1 | 1 | |
27. | Самостоятельная работа с задачами познавательного характера | 1 | | 1 |
| Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 | 5 | 2 |
28. | Общая характеристика заданий | 1 | | |
29-31 | Написание сочинения - эссе | 3 | 2 | 1 |
32-33 | Составление исторических текстов из заданных слов | 2 | 1 | 1 |
34. | Тестирование с различными видами заданий | 1 | | 1 |