2.Актуализация знаний. Проверка усвоения теоретических знаний по разделу | Проверка ЗУН: 1. Проверка д/з: упр 114 (аудиоприложение). 2. Организация индивидуальной работы (работа по карточкам): а) повторение о правописании не с прилагательными (правило 53); б) повторение о правописании не и ни в отрицательных местоименных наречиях (правило 59); в) повторение о прямом и обратном порядке слов (стр. 57); г) перечислите способы подчинительной связи | 1.Самопроверка: проверяют написание слов по аудиоприложению, зачитывают слова с ошибками. 2. Отвечают на вопросы: а) Слитно: если слово без нене употребляется (невзрачный), можно подобрать синоним к слову с не (невесёлый – грустный); Раздельно: есть противопоставление или есть усиливающее отрицание (нисколько (совсем) не грустный); б) негде, нигде с ударением е; без ударения и; в) весна пришла – прямой порядок, пришла весна – обратный порядок(инверсия); г) согласование, управление, примыкание |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Сообщение темы: цели, задач; мотивация их принятия; планируемые результаты. Демонстрация (слайдов № 1,2) Создание ситуации успеха и эмоционального настроения - Через год вам предстоит пройти итоговую аттестацию, экзамен в независимой форме. Экзаменационная работа состоит из творческой части (написания изложения и сочинения) и выполнения заданий. Подготовка к экзамену представляет собой работу, которая предполагает углубленное повторение изученного ранее материала. Сегодня мы повторим изученный материал на основе комплексной работы над текстом. | Записывают тему урока. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Осознают познавательную задачу. |
4.Обобщение и систематизация знаний. | 1. «Фразеологический калейдоскоп» - Что такое фразеологизм? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время? - Конечно нужно, часто учащиеся с трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, а иногда и не умеют употреблять фразеологизмы в речи. - Объясните фразеологизмы (слайда 3) 2. «Орфоэпическая разминка» - Грамотный человек должен уметь не только грамотно писать, но и правильно произносить слова. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Запишите данные слова, поставьте ударение в словах (слайд 4) Проверка работы (слайд 5) | Учащиеся отвечают на вопросы (Фразеологизм – особые неделимые сочетания слов) Объясняют фразеологизмы, проверяют по «вылетающим» словам (слайд 3) Записывают слова в тетрадь, проставляют знак ударения в словах. Проверяют, исправляют свои ошибки. Зачитывают слова с правильным произношением. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль усвоения. | Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ОГЭ 1) Организация работы с учебником, упр 136: а) запись текста, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки (слайд 6); б) чтение текста, устно объясняют орфограммы, проверка (слайд 7). 2) Выполнение заданий 2-14 к тексту. Слайды 8-14 3) Дополнительные вопросы к заданиям: а) (слайд 10) - задание 3: - Объясните значения выразительных средств; б)(слайд 12) - задание 4: - Дайте определение антонима; в)(слайд 14) –задание 6: - Что не являются словосочетанием? г) (слайд 16) – задание 7: - Какое определение называется согласованным? д) (слайд 16) – задание 8: - Что такое прямое дополнение? д) (слайд 16) – задание 9: - Что мы в русском языке называем обстоятельством? | а) Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки; б) читают текст, объясняют орфограммы, проверяют и исправляют ошибки по слайду 7; Выполняют задания, обосновывают свой выбор. Проверка по слайдам. а) Сравнение- это троп, в котором происходит уподобление одного предмета (явления) по какому-либо общему для них признаку, выражается с помощью слов как, будто, что, словно, похоже. Метафора – это троп, скрытое образное сравнение. Метонимия –троп, замена одного слова или выражения другим на основе близости значений ("я три тарелки съел") Синоним – слова разные по звучанию и написанию, но близкие по значению б) Антоним - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, противоположные по смыслу. в) Не являются словосочетанием: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологические обороты, служебные части со словами, составные словоформы (более умный). г) Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде) – согласование. д) Прямое дополнение– это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога (читать книгу) е)Обстоя́тельство― второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака. |
6.Рефлексия учебной деятельности. Итоги урока. | Заключительная беседа по вопросам. - Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнала…… - Сегодня на уроке у меня получилось…. - Мне было трудно при…… - Вам понравился урок? - Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ. - Теперь каждый из вас знает, какие задания ему даются с трудом, поэтому нужно будет повторить теоретический материал, чтобы восполнить пробелы в знаниях. - Наш сегодняшний урок я хочу закончить словами русской народной пословицы: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Урок окончен. До свидания! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы. |