СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки учащихся к итоговой аттестации

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа состоит из пояснительной записки целей и задач.

имеется календарно-тематическое планирование при подготовки итоговой аттестации в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки учащихся к итоговой аттестации»


Пояснительная записка


Цель: Сформировать устойчивые знания у учащихся по биологии.

Задачи:

- углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки, развить интерес к биологии, способствовать выбору учащимися старших классов путей дальнейшего продолжения образования;

- обеспечить понимание материального единства живой природы, диалектического характера и материальной сущности биологических явлений, познание естественнонаучных причин развития живой природы и пр.;

- повысить вклад в политехническое образование, способствовать профориентации, выбору сельскохозяйственных, медицинских, ветеринарных профессий путем усиления внимания к научным основам выращивания растений и животных;

- способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе;

- расширить знания учащихся о собственном организме, сохранении здоровья, мерах профилактики, доврачебной помощи; о биологических основах техники безопасности на промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятиях; о повышении работоспособности; обеспечить гигиеническое воспитание школьников, понимание вреда гиподинамии, курения, употребления алкоголя, неправильного питания, нарушения режима дня и др.

В государственном общеобязательном стандарте образования и общеобразовательной основной программе по биологии сформулированы главные цели обучения предмета «Биологии»: подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, обладающей экологическим и эволюционным стилем мышления, ориентирующейся в научной картине мира, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, о сохранении, охране многообразия экосистем и видов, экологизации производства. Стремительное развитие научно-технического прогресса требует дальнейшего совершенст­вования биологического образования. Данная программа способствует углублению и расширению знаний учащихся по биологии растений, животных и человека, формирует навыки работы с источниками знаний, умение выделять главное, умение составлять таблицы, тезисы, конспекты и тд. Формирует желание заниматься биологией, развивает такие компетентности как:

  • учебно-познавательная,

  • ценностно-ориентационная,

  • информационно-технологическая,

  • социально-трудовая,

  • личностного саморазвития,

  • экологическая.

В программе уделяется большое внимание на те вопросы, которые оказываются «трудными» для учащихся. Взаимосвязь между ними часто остается за пределами понимания. Если учащиеся сумеют разобраться в некоторых общих вопросах, то многие факты из биологии им не придется заучивать. Программа направлена на систематизацию знаний учащихся по биологии и ликвидацию пробелов в понимании.

Последовательность изучения тем может изменяться и дополняться.­ Количество часов для изучения отдельных тем носит ориентировочный характер.

Особое внимание планируется уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, рефератов, проведению экспериментальных исследований, изготовлению при­боров, работе с литературой, в том числе справочной, и др.

В процессе курса планируется ши­роко использовать различные схемы, таблицы, модели, учебные фильмы и другие наглядные средства.

Проработав все варианты тестирования, ученик:

  • Повторит весь пройденный материал за курс основной школы;

  • Успешно подготовится к итоговой аттестации.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПОСЛЕ 11 КЛАССА (ЭКЗАМЕН)

Все детали проведения экзамена после 11 класса в 2017 году, или итоговой аттестации. 

29 мая – казахский и русский языки (первый экзамен)

29 мая выпускники сдают казахский язык для казахских школ и русский язык для русских школ. Это является первым экзаменом.

Он проводится в форме сочинения (эссе).

Ответственным за проведение это экзамена является школа. Таким образом, проводить и организовывать данный экзамен будет школа.

Темы для сочинений будет определять органы управления образованием.

1 июня – математика

Далее, 1 июня выпускники сдают математику.

Математика сдается в форме контрольной работы. Это – письменный экзамен.  Организовывает и проводит школа.                 

5 июня – казахский язык для русских и русский язык для казахских школ

5 июня происходит сдача второго по счету экзамена 2017 года. 

Отвечает за проведение и оценку результатов – Национальный Центр Тестирования (НЦТ). НЦТ составляет базу заданий, доставляет данный материал в органы образования, а также проверяет и выдает результаты оценки знаний путем сканирования листов ответов. Обработка ответов происходит в филиалах НЦТ.

Данный экзамен состоит из трех частей:

  1. Лексико-грамматический блок (20 вопросов, один правильный ответ);

  2. Блок «аудирование» (10 вопросов, несколько правильных ответов, на основании двух текстов объемом  200-250 слов);

  3. Блок чтение (10 вопросов на основании двух текстов объемом 200-250 слов).

Длительность этого экзамена – 75 минут. Все в формате тестирования. 

5 июня – история Казахстана

Сдача истории Казахстана тоже будет проходить  5 июня. Организовывает и проверяет – НЦТ (все так же в организационных вопросах, как и при сдаче казахского и русского языка как второго предмета). Формат – тестирование.

Всего будет 20 заданий. 10 заданий будет с выбором одного ответа, остальные 10 – с множественным выбором ответа.

Время проведения данного экзамена – 40 минут.

5 июня – предмет по выбору

Сдача предмета по выбору проходит 5 июня. Организовывает и проводит  НЦТ. В предметы, которые может выбрать выпускник, входят:

  1. Физика (тесты);

  2. Химия (тесты);

  3. Биология (тесты);

  4. История Мира (тесты);

  5. Казахская литература (тесты);

  6. Литература (тесты).

  7. Казахская литература (тесты); 

  8. География (тесты);

Все эти 8 предметов  на выбор сдаются по следующему формату: 40 заданий, из которых 20 вопросов с одним правильным вариантом, остальные – с множественным выбором ответа. На решение отводится 70 минут.

Иностранный язык состоит из трех блоков:  лексико-грамматический (20 вопросов с одним возможным ответом), блок «аудирование» (10 вопросов на основании двух текстов объёмом 200-250 слов), блок «чтение» (10 тестов заданий, 2 текста, 200-250 слов). На иностранный язык отводится 75 минут.

Информатика (состоит из тестирования и практических заданий). Информатика сдается по следующему принципу:

  1. 20 тестовых заданий, в которых только один возможный правильный вариант ответа;

  2. 10 практических заданий.


Подготовка осуществляется по определенной схеме:


Подготовительный этап к работе.

  1. Общая тетрадь для конспектов (термины, определения, даты, ученые и т.д.)

  2. Общая тетрадь для тестирования и работы над ошибками.

  3. Дополнительная литература по биологии (справочники, тестировщики, тренажеры, схемы и таблицы и пр.)

  4. Тесты по биологии

  5. Учебники по биологии за 6,7,8,9,10,11 классы.


Основные этапы работы:

1. Повторение теоретического материала по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии с использованием учебников и справочной литературы.

2. Конспектирование в общей тетради основных терминов, определений и т.д.

3. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.

4. Работа по тестниками с использованием учебника.

5. Тестирование.

6. Работа над ошибками в тетрадях для тестирования.


Домашняя работа:

  1. Самостоятельное изучение определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на занятиях.

  2. Конспект в тетради основных терминов, понятий, определений и т.д.

  3. Проверка своих знаний по тестникам с последующей работой над ошибками.

  4. Работа над ошибками, совершенными в тестах на занятиях в школе.


Занятия в школе:

  1. Лекция.

  2. Семинарское занятие по заданной теме:

1) Опрос учащихся с выявлением пробелов в знаниях в виде беседы.

2) Разбор материала, вызывающего затруднения.

2. Тестирование:

1) Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний)

2) Работа учащихся над ошибками - разбор заданий вызвавших затруднения

3) Контрольное тестирование


Мониторинг результативности:

  • Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы.

  • Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания

  • При оценке знаний и умений учащихся, прежде всего, следует создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы. Дать возможность ученикам осваивать блоки на протяжении большего времени.


При оценке знаний учитывать:

  • Полноту (соответствие объема знаний объему, предусмотренному программой);

  • Осознанность (умение применять полученные знания на практике);

  • Глубину (соответствие знаний изученным блокам).


Рекомендации по подготовке учащихся к ИА:

1.Организовать сопутствующее повторение с начала учебного года по темам с использованием банка тестовых заданий за несколько лет. 2. Закрепление и изучение нового материала по предмету также, используя банк тестовых заданий за несколько лет по изучаемым темам. 3. Обсуждение вместе с учителем задач повышенной сложности.

В готовности учащихся к сдаче ИА можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Советы ученикам

Перед началом тестирования. Вам сообщат необходимую информацию. От того, как вы внимательно запомните все правила, зависит ваш успех. — Во время тестирования. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся:

1. Внимательно прочтите вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. 2. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены в выборе правильного ответа, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливайтесь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. 3. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.

4. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом. 5. Вернитесь к трудным заданиям.

6. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех. 7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

8. Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.



Предметные результаты уровня подготовки учащихся


Должны знать:

1) общие признаки живых организмов;

2) строение растительной клетки;

3) влияние деятельности человека на растительные сообщества;

4) строение и функции клеток растений;

5) деление растительной клетки;

6) дыхание, передвижение веществ у растений;

7) размножение, рост и развитие растительного организма;

8) среду обитания растений;

9) природные сообщества;

10) приспособленность растений к жизни в сообществе;

11) роль человека в природном сообществе;

12) строение и функции клеток бактерий, грибов, растений;

13) семейства Покрытосеменных растений;

14) строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайников как симбиотических организмов;

15) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

16) размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений;

17) вирусы как неклеточные формы жизни;

18) среды обитания организмов;

19) влияние деятельности человека на экосистемы;

20) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства животных;

21) на элементарном уровне процессы эволюции животных;

22) усложнения животных в процессе эволюции;

23) природных и искусственных сообществ;

24) типичных представителей изучаемых Семейств животных;

25) наиболее распространённых видов и пород домашних животных;

26) особенности питания гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов);

27) размножение, рост, развитие животных;

28) среды обитания организмов;

29) искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

30) особенности строения человеческого организма;

31) гигиенические требования для сохранения здоровья;

32) последствия неблагоприятных экологических факторов на продолжительность жизни и здоровье человека;

33) о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;

34) факторы риска рождения неполноценного потомства.

35) предмет и задачи общей биологии;

36) основные уровни организации жизни;

37) основные положения клеточной теории;

38) основные принципы жизнедеятельности клетки;

39) роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов;

органических и неорганических веществ в клетке;

40) основные способы деления клеток;

41) закономерности индивидуального развития;

42) предмет и задачи генетики; методы генетики, особенности изучения генетики человека

43) значение понятий изменчивости, наследственности, гена, генотипа, мутации;

44) строение и функции гена, генетический код роль хромосом в наследственности организмов;

45) негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды

на наследственность человека;

46) формы наследственной изменчивости;

47) основы эволюционного учения;

48) вид и его критерии;

50) популяция – элементарная структура вида

51) предмет и задачи экологии; - экологические факторы;

52) сущность понятий вид, экосистема, биоценоз, биосфера;

53) структуру и принципы функционирования экосистем;

54) значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения

55) законы наследственности, модификационную и комбинативную изменчивость, их причины;

56) предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина;

57) учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборах;

58) главные направления эволюционного процесса;

59) основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм;

60) развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры;

61) свойства человека как биологического вида; как биосоциального существа;

62) структуру биосферы и её компоненты;

63) абиотические, биотические и антропогенные факторы среды;


Должны обосновывать:

1) взаимосвязь строения и функций тканей и органов растений;

2) взаимосвязь растительного организма и среды;

3) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

4) роль растительного разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

5) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;

6) роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

7) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений.

8) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;

9) влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности и пород домашних животных.

10) взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма человека и среды;

11) особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

12) роль нейро-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

13) особенности высшей нервной деятельности;

14) влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;

15) вредное влияние алкоголя, курения на организм человека и его потомство;

16) меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

17) роль окружающей среды в формировании личности;

18) влияние общества на формирование социальной сущности человека;

19) биологическую природу человека.


Должны уметь распознавать:

1) растительные организмы;

2) клетки, ткани, органы растений;

3) наиболее распространённые виды растений;

4) организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;

5) наиболее распространённые виды растений своего региона, растения разных Семейств, Классов, Отделов;

6) съедобные, ядовитые и плесневые грибы.

7) наиболее распространённые виды животных своего региона, животных разных Семейств, Классов, Типов;

8) переносчиков возбудителей болезней человека.


Должны уметь называть:

1) общие признаки живого организма;

2) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства цветковых растений, животных

3) процессы эволюции растений и животных.

4) предмет и задачи биологии, основные методы исследования;

5) объекты изучения биологии;

6) зарубежных и отечественных учёных, внёсших существенный вклад в развитие биологии, их труды;

7) роль биологического многообразия;

8) значение охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере;

9) последствия человеческой деятельности на природные экосистемы;

10) значение мутагенных факторов окружающей среды.


Должны уметь сравнивать:

1) строение и функции клеток растений; строение и функции тканей и органов растений;

2) организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

3) семейства, Классы Покрытосеменных (Цветковых) растений, Семейства, Классы Млекопитающих животных;

4) отделы живой природы.


Должны проявлять:

1) готовность пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой;

2) способности составлять развёрнутый план – тезисы текста, конспектировать текст,

3) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернет;

4) умения составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника;

5) способности использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;

6) знания генетической терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решения задач на обмен веществ и превращение энергии, генетических задач, задач по молекулярной биологии.













Тематическое планирование по подготовке к ИА по биологии


Тема занятия

Дата

БОТАНИКА

1

Ботаника как наука

Общее знакомство с растениями

Клеточное строение растений



2

Органы цветковых растений, плоды и семена

Основные процессы жизнедеятельности растений


3

Основные отделы царства растений

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.


4

Царство Вирусы

Царство Бактерии


5

Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Природное сообщество


ЗООЛОГИЯ

6

Зоология - наука о Царстве Животные.

Классификация животных.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные.


7

Тип Кишечнополостные.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.


8

Тип моллюски.

Тип Членистоногие.


9

Тип хордовые.


10

Развитие животного мира на Земле.

Природные сообщества.


АНАТОМИЯ

11

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена.


12

Человек как биологический вид.

Гуморальная регуляция систем.


13

Нервная система.


14

Органы чувств – анализаторы.


15

Опорно-двигательная система.


16

Внутренняя среда организма.


17

Сердечно-сосудистая система


18

Дыхание.


19

Пищеварение.


20

Обмен веществ и превращение энергии.


21

Выделение.


22

Кожа и теплорегуляция.


23

Индивидуальное развитие организма.


24

Поведение и психика.


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

25

Введение в общую биологию


26

Цитология.


27

Обмен веществ в клетке (метаболизм).


28

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов


29

Основы генетики.


30

Основы селекции и биотехнологии


31

Возникновение и развитие жизни на Земле.


32

Эволюционное учение


33

Развитие органического мира на Земле


34

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии




Содержание занятий

  1. Ботаника как наука. Начало изучения царства Растений. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.

  2. Общее знакомство с растениями. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Признаки растений. Основные органы растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растительных организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.

  3. Клеточное строение растений. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм.

  4. Органы цветковых растений, плоды и семена. Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание семян. Глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян. Распространение семян. Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Побег. Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растений. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления. Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время. Цветок, плод. Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.

  5. Основные процессы жизнедеятельности растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные и микроэлементы). Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

  6. Основные отделы царства растений. Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений. Подцарство Водоросли. Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве; Отделы Мохообразные. Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений; Отделы Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. Отдел Голосеменных растений. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса; Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные). Семейства однодольных растений (Лилейные, Луковые, Злаки).

  7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Происхождение и многообразие культурных растений. История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы.

  8. Царство Вирусы. Особенности строения вирусов как примитивных форм организации. Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.

  9. Царство Бактерии. Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

  10. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы» Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. «Грибы». Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Понятие о микоризе. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

  11. Природные сообщества. Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе как совместной жизни растений. Характеристики природного сообщества как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

  12. Зоология - наука о Царстве Животные. Многообразие животных, их распространение на Земле. Дикие и домашние животные. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

  13. Классификация животных. Основные систематические группы животных: Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан.

  14. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоёмах, почве и в организме человека и растений. Корненожки. Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, осморегуляция, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые; Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Половой процесс. Ползающие и сидячие нфузории. Симбиотические инфузории крупнорогатого скота. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амёба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амёбой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.

  15. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе; Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

  16. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. Общая характеристика червей. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания; Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев; Круглые черви. Общая характеристика круглых червей. Нематоды, аскариды, острицы как представители круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. Кольчатые черви. многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.

  17. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины в пассивной защите; Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (или виноградная улитка) и голый слизень их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение; Класс Двустворчатые. Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение; Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

  18. Тип Членистоногие. Общая характеристика Типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями; Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Место обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Другие ракообразные. Значение ракообразных в природе и жизни человека; Паукообразные.. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека; Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека. Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с вредителями насекомыми. Охрана насекомых.

  19. Тип хордовые. Краткая характеристика типа хордовых; Подтип Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение; Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костистой рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие хрящевых рыб. Осетровые рыбы. Значение осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камболообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство. Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки (на примере любого вида). Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб. Класс Пресмыкающихся Общая характеристика класса. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи, ужи, гадюки (или другие виды в зависимости от местных условий). Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Класс Птицы. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы и органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания и образу жизни. Экологические группы птиц: птицы леса, водоёмов и их побережий, открытых пространств, кормящиеся в воздухе. Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком. Класс Млекопитающие или Звери. Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоёмов, и их побережий. Живущие в почве. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

  20. Развитие животного мира на Земле. Историческое развитие животного мира. Доказательства исторического развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

  21. Природные сообщества. Естественные природные и культурные организмы (биогеоценозы и агроценозы). Место и роль животных в природных сообществах. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Численность животных в природе и причины её колебаний. Колебание численности животных в агроценозах.

  22. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека;

  23. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека. Топография внутренних органов. Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены. Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр. Химический состав клетки: вода, минеральные соли. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Жизнедеятельность клеток. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Согласованность функций систем органов в организме человека.

  24. Гуморальная регуляция систем. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин. Их влияние на сердце сосуды, печень. Роль гормонов в обмене веществ, росте, развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны. Щитовидная железа, влияние её гормонов на рост, развитие, обмен веществ организма. Болезни щитовидной железы, вызванные нехваткой йода в пище. Гипофункция щитовидной железы: заболевание детей кретинизмом, взрослых - слизистым отёком. Гиперфункция щитовидной железы: базедова болезнь. Учёт экологических факторов при профилактике заболеваний щитовидной железы неблагополучных по содержанию йода в почве и воде районах Казахстана. Роль гормонов надпочечников, гипофиза и щитовидной железы в стимуляции полового созревания. Развитие половых желёз и выделение ими гормонов, определяющих появление вторичных половых признаков. Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Заболевание сахарным диабетом при гипофункции поджелудочной железы.

  25. Нервная система. Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс. Процессы возбуждения и торможения как необходимые условия регуляции организма. Передача информации через синапсы. Рефлекс и рефлекторная дуга: рецептор, чувствительные, вставочные, двигательные нейроны, синапс, рабочие органы. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Отходящие от спинного мозга нервы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга. 12 пар отходящих нервов. Отделы головного мозга их строение и функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции. Демонстрации. Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный. Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция).

  26. Органы чувств – анализаторы. Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознании зрительных образов. Заболевания и повреждения глаз. Близорукость и дальнозоркость, их предупреждение. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

  27. Опорно-двигательная система. Кости, мышцы, сухожилья – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей, их форма и функции. Рост трубчатых костей в длину и толщину. Внутреннее строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость. Красный, жёлтый костный мозг. Роль красного костного мозга в кроветворении. Основные отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей, скелет конечностей. Отделы позвоночника. Особенности скелета человека. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого организма. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений и динамической работы. Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры. Распределение физической нагрузки в течение дня: утренняя зарядка, уроки физкультуры, спорт.

  28. Внутренняя среда организма. Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь. Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Роль тромбоцитов в свёртывании крови. Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Э.Дженнер и Л.Пастер. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный. Профилактика СПИДа. Группы крови и переливание крови.

  29. Сердечно-сосудистая система» Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны. Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, разность давления в начале и в конце пути; артериальное давление крови и способы его измерения; верхнее и нижнее АД; гипертония и гипотония, их причины. Инфаркт миокарда. Экологические и социальные причины, нарушающие работу сердечно-сосудистой системы. Пульс. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы. Гуморальная регуляция. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях. Наложения жгута при травмах сосудов конечностей. Первая помощь при носовых кровотечениях. Демонстрация: измерение артериального давления с помощью сфигмоманометра и фонендоскопа; приёмы наложения закрутки.

  30. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Очищение и согревание воздуха в носовой полости. Носоглотка, глотка, гортань. Голосовые связки, их роль в голосообразовании и речи. Трахея и главные бронхи. Строение лёгких: лёгочная плевра, бронхиальное древо, альвеолы. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Функция дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулёз лёгких – болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха – возбудитель туберкулёза. Рак лёгких. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний. Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Подверженность органов дыхания воздействиям химического, бактериального, вирусного загрязнения воздуха. Аллергия. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землёй. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  31. Пищеварение. Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения. Пищеварительная система: пищеварительный тракт, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник; пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочная железа, печень, кишечные железы). Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Функция надгортанника и язычка в защите дыхательных путей от попадания в них пищи. Глоточные миндалины, их функция. Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке под действием сока поджелудочной железы и желчи печени. Действие кишечного сока на пищу. Конечные продукты переваривания белков до аминокислот; жиров до глицерина и жирных кислот; углеводов до молекул глюкозы. Всасывание. Строение и функции ворсинки тонкой кишки. Роль толстого кишечника в пищеварении. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные слюноотделительные рефлексы. Их торможение. Питание и здоровье. Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и другие возбудители, переносчики этих заболеваний. Меры профилактики: борьба с мухами, тараканами, соблюдение правил личной гигиены. Профилактика глистных заболеваний. Меры профилактики пищевые отравления. Меры первой помощи. Правила хранения и использования пищевых продуктов.

  32. Обмен веществ и превращение энергии. Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Нормы питания и их связь с энерготратами организма. Основной и общий обмен. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания в зависимости от возраста, пола, физической активности. Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота при авитаминозе А, болезнь бери-бери при авитаминозе В 1 , цинга при авитаминозе С, рахит при авитаминозе Д. Гиповитаминозы этих витаминов. Сохранение витаминов в пище. Витамины – антиоксиданты. Водо– и жирорастворимые витамины. Демонстрация: витаминные препараты.

  33. Выделение. Значение выделения. Удаление продуктов обмена лёгкими, почками, потовыми железами. Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение почки. Нефроны, их функции. Корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамидки, образование мочи. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды: выведение продуктов обмена и ревизия веществ, всосавшихся ворсинками кишечника. Регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты и экологическая загрязнённость воды и пищевых продуктов как причина заболевания почек. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Демонстрации: строение почки млекопитающего (влажный препарат), выявление органических веществ в природных источниках воды (путём обесцвечивания йода).

  34. Кожа и теплорегуляция. Барьерная роль кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Потовые, сальные железы, сосуды кожи, её рецепторы, их функции. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи: жирная, сухая, нормальная. Уход за кожей. Повреждения кожных покровов, погрешности в диете, несовершенство гормональной регуляции, контакт с аллергенами, гиповитаминозы как причина кожных заболеваний. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Чесоточный зудень – возбудитель чесотки. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Поддержание постоянства температуры тела регуляцией теплообразования и теплоотдачи. Гигиена кожи и одежды.

  35. Индивидуальное развитие организма. Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребёнка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Менструальный цикл: овуляция, менструация. Мужская половая система. Сперматогенез. Поллюции. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Нецелесообразность ранних браков, опасность абортов, бесплодие, его общебиологическое и социальное значение. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Развитие плода. Роды. Уход за новорождённым. Развитие после рождения. Изменение пропорций тела. Динамика роста и развития. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. Наследственные и врожденные болезни. Болезни, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея. Вредное влияние на организм курения, наркотиков, алкоголя. Алкогольный синдром плода. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Забота о старости – общечеловеческий долг каждого гражданина и обязанность государства;

  36. Поведение и психика. Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Закономерности работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна: медленный, быстрый сон. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, её относительность. Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Результаты её давления на природную среду. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Труд и культура – основные завоевания человечества. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы: осознание потребностей, определение целей и выбор способа действия, осуществление задуманного поступка, оценка результатов и их коррекция. Качества воли. Эмоции: эмоциональные реакции (смех, плач), эмоциональные состояния (настроение, стресс, депрессия), эмоциональные отношения (чувства), их зарождение, развитие, угасание, переключение. Внимание: непроизвольное и произвольное. Колебание внимания. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания. Работоспособность: врабатываемость, стадия оптимальной работоспособности, стадия истощения. Режим дня. Личность и её способности: становление личности, темперамент, характер, интересы, склонности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, агросфера. Демонстрация: безусловные рефлексы человека, выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления. Тест на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления.

  37. Введение в общую биологию. Биология как наука, место биологии в системе наук, значение биологии для понимания научной картины мира, связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и другие), место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, цели и задачи курса.

  38. Цитология. Предмет, задачи, и методы исследования современной цитологии, значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клеточная теория. Химический состав клетки. История открытия и изучения клетки, основные положения клеточной теории, значение клеточной теории для развития биологии; клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого; химический состав клетки; вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки, органические вещества (углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке); ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности; Строение и функции прокариотической клетки. Строение прокариотической клетки, особенности строения функций клеток бактерий, разнообразие жизнедеятельности бактерий. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Основные компоненты клетки, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур; органоиды цитоплазмы, их структура и функции (ЭПС, Комплекса Гольджи, лизосом, пластид, митохондрий, клеточного центра, рибосом), цитоскелет; органоиды движения, клеточные включения; строение и функции ядра, химический состав и строение хромосом, особенности строения клеток грибов, животных и растений.

  39. Обмен веществ в клетке (метаболизм). Обмен веществ и энергии в клетке, каталитический характер реакций обмена веществ, пластический и энергетический обмены, основные этапы энергетического обмена, отличительные особенности процессов клеточного дыхания, способы получения органических веществ (автотрофы и гетеротрофы); фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере; хемосинтез и его значение в биосфере; биосинтез белка, понятие о гене – источнике генетической информации, генетический код, матричный принцип биосинтеза белков, образование и-РНК по матрице ДНК, регуляция биосинтеза; понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

  40. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Бесполое размножение растений и животных, самовоспроизведение – всеобщее свойство живого; митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение; формы бесполого размножения организмов: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение; эволюционное значение бесполого размножения; Половое размножение; мейоз, его биологическое значение; сперматогенез, овогенез, оплодотворение, особенности оплодотворения у цветковых растений, биологическое значение оплодотворения; Индивидуальное развитие (онтогенез), понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов; деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей; биогенетический закон Э.Мюллера и Э.Геккеля, онтогенез растений, онтогенез животных, взаимовлияние частей развивающегося зародыша; Развитие организма и окружающая среда (2 часа), роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма, влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжёлых и радиоактивных веществ) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врождённые уродства); рост и развитие организма, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, старение и смерть организма, специфика онтогенеза при бесполом размножении.

  41. Основы генетики. Основные закономерности наследственности, история развития генетики; закономерности наследования признаков, выявленные Г.И. Менделем; гибридологический метод изучения наследственности, моногибридное скрещивание, закон доминирования, закон расщепления, полное и неполное доминирование, закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование, множественные аллели, анализирующее скрещивание, дигибридное и полигибридное скрещивание, закон независимого комбинирования, фенотип и генотип, цитологические основы генетических законов наследования, генетическое определение пола, генетическая структура половых хромосом, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков, сцепленных с полом, хромосомная теория наследственности, группы сцепления генов, сцепленное наследование признаков, закон Т. Моргана, полное и неполное сцепление генов, генетические карты хромосом, генотип как целостная система, хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность, взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, и полимерия) генов в определении признаков; Основные закономерности изменчивости, основные формы изменчивости, генотипическая изменчивость, мутации; генные, хромосомные и геномные мутации, соматические и генеративные мутации, полулетальные и летальные мутации; причины и частота мутаций, мутагенные факторы, эволюционная роль мутаций; комбинативная изменчивость, возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида, эволюционное значение комбинативной изменчивости, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости; фенотипическая, или модификационная изменчивость, роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств, статистические закономерности модификационной изменчивости, управление доминированием; Генетика человека, методы изучения наследственности человека, генетическое разнообразие человека. генетические данные о происхождении человека и человеческих расах, характер наследования признаков у человека, генетические основы здоровья, влияние среды на генетическое здоровье человека, генетические болезни, генотип и здоровье человека, генофонд популяции; соотношение биологического и социального наследования, социальные проблемы генетики, этические проблемы генной инженерии; генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

  42. Основы селекции и биотехнологии, задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, исходный материал для селекции, учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений, селекция растений и животных, искусственный отбор в селекции, гибридизация как метод в селекции, типы скрещиваний, полиплоидия в селекции растений, достижения современной селекции; микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии; селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности; микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств; проблемы и перспективы биотехнологии; генная инженерия, её достижения и перспективы;

  43. Возникновение и развитие жизни на Земле. История представлений о возникновении жизни на Земле, первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни, опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера, теория вечности жизни, материалистические представления о возникновении жизни на Земле; Предпосылки возникновения жизни на Земле, предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли; демонстрация схемы этапов формирования планетарных систем; Современные представления о возникновении жизни на Земле, современные представления о возникновении жизни; теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера; теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода; начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности;

  44. Эволюционное учение. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина, развитие биологии в додарвиновский период, господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы, работы К.Линнея по систематике растений и животных, труды Ж.Кювье и Ж. де Сент-Илера, эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка, первые эволюционисты; Дарвинизм, предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина, учение Ч.Дарвина об искусственном отборе); учение Ч.Дарвина о естественном отборе, вид – эволюционная единица, всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства, борьба за существование и естественный отбор; демонстрация маршрута и конкретных находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»; Микроэволюция, эволюционная роль мутаций, генетические процессы в популяциях, закон Харди-Вайнберга, формы естественного отбора, приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора, микроэволюция, современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен), пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование; эволюционная роль модификаций, физиологические адаптации, темпы эволюции. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция, главные направления эволюционного процесса, биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов), пути достижения биологического прогресса, основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов; результаты эволюции: постепенное усложнение уровня организации живой природы, многообразие видов, относительная приспособленность (органическая целесообразность);

  45. Развитие органического мира на Земле. Основные черты эволюции животного и растительного мира, развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру: первые следы жизни на Земле, появление всех современных типов беспозвоночных животных, первые хордовые, развитие водных растений; развитие жизни в палеозойскую эру: эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения, возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся); развитие жизни на Земле в мезозойскую эру: появление и распространение покрытосеменных растений, возникновение птиц и млекопитающих, вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся; развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру: бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция), развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных, появление приматов, появление первых представителей семейства Люди, четвертичный период: эволюция млекопитающих; развитие приматов, направления эволюции человека, общие предки человека и человекообразных обезьян; Происхождение человека, место человека в живой природе; систематическое положение Homosapiens в системе животного мира; признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных; стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди; свойства человека как биологического вида; популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас; свойства человека как биосоциального существа; движущие силы антропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека; развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека; взаимоотношение социального и биологического направлений в эволюции человека; антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма; ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества; биологические свойства человеческого общества;

  46. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Понятие о биосфере, биосфера – живая оболочка планеты, структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера; компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы (В.И.Вернадский); круговорот веществ в природе; Жизнь в сообществах, история формирования сообществ живых организмов, геологическая история материков; изоляция, климатические условия, биогеография, основные биомассы суши и Мирового океана, биогеографические области; Взаимоотношения организмов и среды, естественные сообщества живых организмов, биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты; биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса; экология, её задачи, экологические факторы; абиотические факторы среды: роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ; интенсивность действия факторов среды; ограничивающий фактор, взаимодействие факторов среды, пределы выносливости; биотические факторы среды: цепи и сети питания, экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии; смена биогеоценозов, причины смены биогеоценозов; формирование новых сообществ; антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе), проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами население планеты, меры по образованию природных комплексов, экологическое образование, воспитание, культура; экологические бедствия планеты Земля, зоны экологических бедствий Казахстана; Взаимоотношения между организмами, формы взаимоотношений между организмами, позитивные отношения - симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм; антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция; нейтральные отношения – нейтрализм; Бионика, использования человеком в хозяйской деятельности принципов организации растений и животных, формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы).








Литература для учителя:


  1. Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2006г.

  2. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. «Человек» М.: Просвещение, 1994г

  3. Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2003г

  4. Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 1984г.

  5. Гильманов М.К.. Биология 9 класс. Алматы «Атамұра», 2005г.

  6. Жунусова К. «Биология 6 класс» Алматы «Атамұра», 2006г

  7. Иманкулова К.И. «Растения: Тестовые задания для проверки знаний по биологии», Алматы «Гылым», 2000г.

  8. Кайым К., Сатимбеков Р., Аметов А., Кожантаева Ж. Биология 7 класс. Алматы «Атамұра», 2007г.

  9. Мырзагалиева А.Б., Абилова М.С. «Биология: учебно-методическое пособие для абитуриентов» Усть-Каменогорск, 2005г.

  10. Очкур Е.А., Аманжолова Л.Е., Джумабаева Р.Е. «Биология 8 класс» Алматы «Мектеп», 2008г.

  11. Сборник тестов по биологии. Астана, 2010г.

  12. Цузмер А.М., Петришина О.Л. «Биология: человек и его здоровье» М.: Просвещение, 1986г

  13. Чернова Н.М. «Основы экологии» М.: Просвещение, 1995г

  14. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М., Суркова О.А., Асенова Г.Б. «Справочник школьника по биологии» Арман-ПВ, 2006г

  15. Шахович В.Н. «Общая биология», Минск «Книжный Дом», 2004г.


Литература для учащихся:


  1. Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2006г.

  2. Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2003г

  3. Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 1984г.

  4. Мырзагалиева А.Б., Абилова М.С. «Биология: учебно-методическое пособие для абитуриентов» Усть-Каменогорск, 2005г.

  5. Сборник тестов по биологии. Астана, 2010г.

  6. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М., Суркова О.А., Асенова Г.Б. «Справочник школьника по биологии» Арман-ПВ, 2006г



Интернет-ресурсы:


  1. www.tak-to-ENT.net

  2. www.testent.ru

  3. www.entstudy.kz

  4. www.el.kz

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!