СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса

«Решение расчетных задач по химии» 11 класс

Количество часов 34  ( 1 час в неделю)

Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике. .

     Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

     Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

     В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Элективный курс выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.

 

Просмотр содержимого документа
«подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№1

Приказ № 371 от 01.09.2016

Подпись руководителя_______________

Ф.И.О. Ганеев И.И.

М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Решение расчетных задач по химии»

11 класс


Количество часов 34 ( 1 час в неделю)


Учитель Грецева Н.П.


Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.



Пояснительная записка.

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.



Элективный курс выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.


Цели элективного курса:

  • воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

  • закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;

  • обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.


Задачи элективного курса:

  • учить учащихся приемам решения задач различных типов;

  • закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;

  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;

  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

  • развивать учебно-коммуникативные навыки.


Требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов задач;

  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи различных типов;

  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

  • работать самостоятельно и в группе;

  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

  • владеть химической терминологией; пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.



Учебно-тематическое планирование элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для 11 класса

№ п/п


Тема







Количество часов на изучение темы

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту

образования)


1

Расчеты по формулам химических веществ

2

Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Учащиеся должны уметь: определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

2

Решение задач, связанных с растворами веществ

5

3.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции

7

4.

Расчёты по термохимическим уравнениям

2

5.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»

9

6.

Вывод формул химических соединений различными способами

6

7.

Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

3







Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Решение расчетных задач по химии» для 11 класса

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

  1. Расчеты по формулам химических веществ

1

7.09

Относительная плотность газов.

1

2

14.09

Массовая доля элементов в веществе.

1


  1. Решение задач, связанных с растворами веществ


3

21.09

Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. .

1

4

28.09

Массовая доля растворённого вещества

1

5

5.10

Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.

1

6

12.10

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона».

1

7

19.10

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона». Закрепление

1


  1. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций


8

26.10

Нахождение массы вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

1

9

9.11

Нахождение объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

1

10

16.11

Нахождение массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Закрепление.

1

11

23.11

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях.

1

12

30.11

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях. Закрепление.

1

13

7.12

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке.

1

14

14.12

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. Закрепление.

1


  1. Расчеты по термохимическим уравнениям


15

21.12

Расчёты по термохимическим уравнениям.

1

16

28.12

Расчёты по термохимическим уравнениям. Закрепление.

1


  1. Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»


17

11.01

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

1

18

18.01

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. Закрепление

1

19

25.01

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %).

1

20

1.02

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %). Закрепление

1

21

8.02

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

22

15.02

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление

1

23

22.02

Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

24

1.03

(8.03)

Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление Вычисление массовой и объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Закрепление

1

25

8.03

.


  1. Вывод формул химических соединений различными способами

26

15.03

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности

1

27

22.03

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Алгебраический способ решения

1

28

5.04

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Закрепление

1

29

12.04

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

1

30

19.04

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Закрепление.

1

31

26.04

Определение молекулярной формулы вещества различными способами. Обобщение

1

  1. Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

32

3.05

Решение комплексных задач и упражнений по неорганической химии


33

10.05

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.


34

17.05

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!