Учитель: Задера Н.М.
Формирование устойчивого интереса к новому, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый, беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.
Оборудование для учителя: учебник «Математика» ч.2 автор В.Н. Рудницкая; рабочая тетрадь; модели квадратных сантиметра, дециметра, метра, модели геометрических фигур, мультимедийный проектор, презентация;
словарь С.И.Ожегова.
Оборудование для обучающихся: учебник «Математика» ч.2 автор В.Н. Рудницкая; рабочая тетрадь; модели квадратных сантиметра, дециметра, кружки «Светофор», цветной карандаш.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия), формирующиеся на данном этапе |
I. | Организационный (Включение учеников в учебную деятельность) | Презентация слайд 1 - Урок математики. Сегодня у нас на уроке гости – учителя. Поприветствуйте их. – Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи соседу. - Я желаю вам успехов и хорошего рабочего настроения. Садитесь. Что ж, начнём урок. | Приветствие гостям. Приветствие друг друга. Слушают учителя. | Личностные, коммуникативные Приёмы: доброжелательная атмосфера (тон учителя, добрые пожелания) |
II. | Актуализация знаний. Повторение материала, необходимого для «открытия нового» | 1). -А для чего вам нужно знать математику? 1.Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. 2.Без счёта не будет на улице света, Без счёта не может подняться ракета. Без счёта письмо не найдёт адресата, И в прятки сыграть не сумеют ребята. А великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов сказал так: Презентация слайд 2 «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М. В.Ломоносов -Как вы понимаете это высказывание? | Ответы 2-3 обучающихся. 2 учащихся с места читают стихи Слушают учителя. | Формирование коммуникативных УУД: формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. познавательных УУД: повторение материала ранее изученного, построение логической цепи рассуждении и доказательств. |
2) Устный счёт - Начинаем приводить свой ум в порядок. Разложите светофор. Слайд 3 А) Игра «Светофор» - Я говорю утверждение, если «да» – зелёный свет, «нет» - красный, затрудняюсь – жёлтый. 1. - Верно ли, что если к 30 прибавить 30 получится 60? 2.- Верно ли, что 25 меньше 70? 3.- Верно ли, что из 26 - 6=6? 4. -Верно ли, что в задаче есть условие и вопрос? 5.- Верно ли, что на вопрос задачи не нужно отвечать? 6. - Верно ли, что между числами 42 и 44 стоит число 43? 7. Верно ли, что при счёте за числом 50 следует число 49? 8. - Верно ли, что 4х5 будет 20? 9. Верно ли, что периметр – это сумма длин всех сторон? Молодцы! Слайд 4 Б) - Что такое периметр? -Как называется фигура? -Чему равен периметр? -Как найти периметр? Слайд 5 | Достают из конверта 3 круга: красный, зелёный, жёлтый и раскладывают на столе. Показывают сигналы определённого цвета, объясняют выполнение. Вспоминают правило(1-2 учащихся) Находят периметр. Проговаривают вслух. |
III. | Мотивация и целеполагание. | Слайд 6 1. - Найдите площадь этой фигуры. - Почему не можете найти? 2.Откройте учебники на стр. 27 - Определите тему сегодняшнего урока. -Поставьте учебные задачи. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Открывают учебник. Формулируют тему урока, учебные задачи. | Формирование регулятивных УУД (формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель). Коммуникативных – ответы на вопросы. Познавательные УУД - развитие логического мышления . |
IV. | Открытие новых знаний. Первичное их закрепление. | 1. Слово « площадь» вы слышали. - Где слышали? -Где можно посмотреть значение слова? (словарь) Учитель показывает словарь Ожегова -Некоторые слова в русском языке имеют несколько значений, в том числе и слово площадь. Вот что записано в словаре Ожегова (зачитать со слайда) Слайд 8 - Как называется главная площадь нашей страны? -А вот другое значение (зачитать со слайда) Слайд 9 Слайд 10 -А вот в словаре В.Даля написано - Выяснили несколько значений слова площадь: Слайд 11 -В каком значении будем употреблять слово площадь на уроке математики? Слайд 12 -А теперь посмотрите на слайд 13 - Как называется зелёная фигура? Красная? слайд 14 -Что случилось с фигурами? -А закрашена внутренняя часть фигуры или внешняя? - Дайте своё определение, что такое площадь фигуры. То, что закрашено цветом это и есть площадь фигуры. Слайд 15 Вывод: Как вы поняли, что такое площадь? 2. слайд 17– – В группе слов найдите лишнее слово и обсудите в паре почему оно лишнее. Обсудите в паре. метр сантиметр килограмм дециметр м см кг дм -Постройте меры длины в порядке увеличения? см дм м Вес измеряется, длину предмета можно измерить, а вот площадь: существует ли мера измерения площади ? | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Ответы обучающихся.
Работа в паре. 1 пара отвечает. (килограмм это мера веса, а остальные меры длины) Отвечают с места. | Формирование коммуникативных УУД . Коллективная работа. Сотрудничество в поиске пути решения проблемы. Формирование познавательных УУД. Развитие внимания, мышления. Познавательные УУД: общеучебные – умение структурировать знания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
3.- Вам нужно найти площадь этой фигуры.(показать). Практическая работа Образуйте группы 1 группа измерить площадь прямоугольника маленькими кругами 2 группа измерить площадь прямоугольника большими кругами 3 группа измерить площадь прямоугольника треугольниками 4 группа измерить площадь прямоугольника квадратами. Отчёт групп -Листы одинакового размера? -Почему числа разные? - 1 и 2 группы измеряли площадь листа кругами. -Числа разные. Почему? Точно ли нашли площадь? Почему? -Удобно ли находить площадь треугольниками? - А какой фигурой удобнее находить площадь? Вывод: ученые всего мира договорились при измерении площади в качестве мерки использовать площадь квадратов со сторонами 1см, 1дм, 1м. А слово площадь обозначать буквой S | Работа в группах. Практическая работа Сообщают результаты практической работы. | |
4.Возьмите из конверта самый маленький квадрат. -Чему равны его стороны? (1см) -Закрасьте его. - Вы закрасили что? -Площадь этого квадрата: 1 квадратный сантиметр (хором: квадратный сантиметр) Записывают так: см 2 (показать на доске) | Практическая работа Отвечают на вопросы. | |
Слайд 18 Возьмите белый квадрат. Измерьте его стороны. -Чему равна сторона белого квадрата. (дециметр) -Кто знает, чему равна его площадь? . (хором: квадратный дециметр) -Кто запишет? | Практическая работа |
( На стене из обоев наклеен квадрат, площадью 1 квадратный метр) У меня ещё есть квадрат. Нужно узнать его площадь. -Что нужно сделать? -Чем удобнее воспользоваться? -Чему равна сторона квадрата? --Чему равна его площадь? (хором: квадратный метр) Как записать? -В каких единицах измеряется площадь? Вывод: Назовите все единицы измерения S? | Практическая работа |
V. | Физминутка | -Давайте отдохнём. Слайд 19 | Выполняют упражнение под музыку. | |
VI. | Включение новых знаний в систему знаний. | Слайд 21, 22 1.Работа по учебнику -Исследуйте страницу 27, -Найдите правила и прочитайте. -Сформулируйте правило, что такое квадратный сантиметр. 2.Исследуйте страницу 28, найдите упражнение №. 3. Прочитайте про себя. -Что отрабатывает это упражнение? 3.-Почему для измерения площади берут площади разных квадратов? --Назовите в каких единицах можно измерить площадь стены класса? А закладку? Крышку стола? | Работают по учебнику. | Познавательные УУД – отрабатывают полученные знания на практике. Развитие мыслительных операций. |
VII. | Формирование навыка применения изученных способов действий. | 1.Работа в тетради на печатной основе -Откройте тетради с. 12 -Исследуйте страницы тетради Обсудите в паре: какой № упражнения вы будете выполнять. -Какая пара готова к работе. Выполните выбранное упражнение. -Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа. -Верните тетрадь хозяину. Похвалите соседа, если у него нет ошибок. -Помогите соседу, если у него ошибки. Проверка: слайд 24, 25, 26 -Кто выполнял упражнение №1? №2? №3? -У кого нет ошибок – зажгите зелёный свет. 2. Практическая работа -Нужно измерить площадь крышку стола. -Площадью какой фигуры удобнее измерять? -Как это сделать? (ребята измеряют площадь парты) -- А сейчас нужно измерить площадь пола. - Как? Вывод: а вот как найти площадь пола мы узнаем завтра. | Работа в тетрадях на печатной основе. Работа в паре Проверка выолненной работы Практическая работа | Личностные, познавательные, коммуникативные УУД. (Создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.) |
VIII. | Домашнее задание | Р.Т. с.14, №8,9 | Записывают д/з | |
IX. | Рефлексия | - Достигли ли вы те учебные задачи, которые ставили в начале урока? Зажгите светофор. - Зачем нужно знать эту тему? Где пригодятся знания? Скажите себе: «Я молодец. У меня всё получилось», повернитесь к соседу, скажите ему: «И ты молодец» Спасибо за работу. Урок окончен. | Показывают сигналы. | Отрабатываются коммуникативные УУД( выражать свои мысли) познавательные ( рефлексия), личностные ( роль ученика) |