10 класс.
№ урока | Тема, тип урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Характеристика деятельности учащихся | Форма орг-ции уч. деят-ти | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | Домашнее задание | Дата |
метапредметные | предметные | личностные | | | план | факт |
Введение. Информация и информационные процессы – 6 часов |
1 | Введение. Информация. Информационная грамотность и информационная культура | ТБ до начала работы, во время работы | Выполнение диагностической входной работы | Фронтально-индивидуальная | Использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира; | Знать и выполнять требования ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ; работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Иметь представление об информации и знаниях. | Организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | Входная диагностическая работа | § 1 | | |
2 | Подходы к измерению информации | Различия в представлении данных. Универсальность дискретного представления информации Форматы данных | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; реального продукта. | – строить формулы для измерения сообщений, – использовать знания , которые позволяют измерять и изменять объём информации | Умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; | Практическая работа | § 2 | | |
3 | Информационные связи в системах различной природы | Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. | Составление опорного конспекта | Фронтально-индивидуальная | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; реального продукта. | -освоить, специфические знания для данной предметной области | Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. | | § 3 | | |
4 | Обработка информации | Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; реального продукта. | Создавать рисунки, чертежи, графики объекта. Осуществлять обработку и цифровых файлов изображений, текстов и других данных. | Использовать готовые материалы, оценивать их обрабатывать и перекодировать Умение анализировать, сравнивать, классифицировать | Практическая работа | § 4 | | |
5 | Передача и хранение информации | Понятие передачи и хранения информации. Понятие скорости передачи информации. Понятие объёмов информации. Универсальность дискретного представления информации | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; реального продукта. | Иметь представление о форме и скорости передачи и хранения информации. Знать способы и каналы передачи и информации. Уметь передавать различные типы и виды файлов | Планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; Умение осознанно использовать средства в соответствии с задачей коммуникации | Самостоятельная работа | § 5 | | |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар или проверочная работа) | Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации | Выполнение контрольной работы | индивидуальная | методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов компьютера, | Умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы для обработки информации, умение работать и обрабатывать различную информацию с помощью программ и сервисов; | Развитие умений применять изученные понятия, результаты, Пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; | Контрольная работа | | | |
Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов |
7 | История развития вычислительной техники | Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. | Составление опорного конспекта, обсуждение вопросов по теме | Фронтально-индивидуальная | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | Знать историю развития вычислительной техники. Уметь различат компьютерные системы по поколениям и предназначениям. | Выдвигать версии выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. | | § 6 | | |
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. | Составление опорного конспекта, обсуждение докладов | Фронтально-индивидуальная | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | Знать историю Основополагающие принципы устройства и функционирования ЭВМ | Оперирование понятиями, суждениями; установление причинно-следственных связей; | | § 7 | | |
9 | Программное обеспечение компьютера | Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство РФ в области программного обеспечения. | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Иметь представление про программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Знать различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Знать прикладные компьютерные программы Уметь различать и применять разное ПО, | Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. | Практическая работа | § 8 | | |
10 | Файловая система компьютера | Понятие Файловой системы компьютера. Виды файловых систем. Тенденции развития. | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Практическая работа | § 9 | | |
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» | Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение | Выполнение контрольной работы | индивидуальная | Развитие мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе | Выполнять операции над компьютерными объектами. Производить инсталляцию и деинсталляцию программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Изучить Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения | развитие умений устанавливать ПО для конкретного исполнителя; | Контрольная работа | | | |
Представление информации в компьютере – 9 часов |
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления | Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. | Составление опорного конспекта, решение задач | Фронтально-индивидуальная | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Уметь различать заданные кодировки записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | | § 10 | | |
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | Уметь переводить заданное натуральное число из одной системы счисления в другую и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей | Самостоятельная работа | § 11 | | |
14 | Перевод чисел в компьютерных системах счисления | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | Самостоятельная работа | § 11 | | |
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления | Составление опорного конспекта, решение задач | Фронтально-индивидуальная | Уметь производить арифметические операции в позиционных системах счисления над заданным числами из одной системы счисления и разных систем счисления | Развитие алгоритмического мышления, развитие умений составить и записать алгоритм для решения конкретного примера; формирование знаний конструкциях и операциях применяемых при переводе в разные системы счисления; | | § 12 | | |
16 | Представление чисел в компьютере | - формирование представлений о структуре памяти компьютера: память — ячейка — бит (разряд); -закрепление навыков оперирования с числами, представленными в различных позиционных системах счисления; - знакомство со структурой памяти компьютера; - рассмотрение беззнаковых данных, сфер их применения и способов представления в памяти компьютера; -рассмотрение представления целых чисел со знаком; | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | | — понимание ограничений на диапазон значений величин при вычислениях; | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения | Самостоятельная работа | § 13 | | |
17 | Кодирование текстовой информации | Закрепление понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование» Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, информации. | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Уметь работать с таблицами кодирования. Знать виды таблиц кодирования | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: | Практическая работа | § 14 | | |
18 | Кодирование графической информации | Решение задач и выполнение заданий на кодирование , графической информации | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Уметь изменять объем графического файла. Использовать понятие «кодирование графической информации» и способы сжатия с помощью ПО | Сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; | Практическая работа | § 15 | | |
19 | Кодирование звуковой информации | Решение задач и выполнение заданий на кодирование звуковой информации. | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | | Уметь находить объем звукового файла Использовать понятие «кодирование звуковой информации» и способы перекодирования с помощью ПО | - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществление итогового и пошагового контроля по результату; | Самостоятельная работа | § 16 | | |
20 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» | Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой | Выполнение контрольной работы | индивидуальная | формулирование проблемы и определение способов ее решения; | Уметь различать заданные кодировки Уметь переводить заданное натуральное число из одной системы счисления в другую и обратно; Уметь производить арифметические операции в позиционных системах счисления над заданным числами Уметь работать с таблицами кодирования. Знать виды таблиц кодирования. Уметь изменять объем графического файла. Уметь находить объем звукового файла | Развитие мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений устанавливать ПО для конкретного исполнителя; | Контрольная работа | | | |
Элементы теории множеств и алгебры логики – 7 часов |
21 | Элементы теории множеств | Выполнение эквивалентных преобразований построение логического ряда Решение логических задач. | Составление опорного конспекта, решение задач | Фронтально-индивидуальная | формулирование проблемы и определение способов ее решения; | Уметь проводить Создание и решение логических задач. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. | | § 17 | | |
22 | Алгебра логики | Выполнение эквивалентных преобразований логических выражений используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов | Составление опорного конспекта, решение задач | Фронтально-индивидуальная | формулирование проблемы и определение способов ее решения; | Уметь проводить создание и решение логических выражений после анализа введенных параметров | Работать по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер. | | § 18 | | |
23 | Таблицы истинности | Строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать логические уравнения. | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | формулирование проблемы и определение способов ее решения; | Уметь строить таблицу истинности по определенному алгоритму. Заполнять таблицу истинности. логических операций; | Логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; | Самостоятельная работа | § 19 | | |
24 | Основные законы алгебры логики | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие представлений о основных законах алгебры логики; укрепление владения навыками логических построений. | Составление опорного конспекта, решение задач | Фронтально-индивидуальная | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); | Иметь представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | | § 20 | | |
| Преобразование логических выражений | Закрепить навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологии | Составление опорного конспекта, выполнение самостоятельной работы | Фронтально-индивидуальная | Формирование адекватного понимания причин успешности или неспешности деятельности. | Закрепить представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте, об операциях над высказываниями. | Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Самостоятельная работа | § 20 | | |
25 | Элементы схемотехники. Логические схемы | Закрепить представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел). | Составление опорного конспекта, решение задач | Фронтально-индивидуальная | Умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Иметь навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над . | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | | § 21 | | |
26 | Логические задачи и способы их решения | Закрепить навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Самостоятельное создание алгоритмов для решения задач логического характера; Умение представить ранее полученных навыки в новой ситуации; | Организации индивидуального информационного пространства, для создания новых алгоритмов решения логических задач. | Практическая работа | § 22 | | |
27 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» | Уметь записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ. Знать определения значения логического выражения. Уметь анализировать и формализировать логические высказываний; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Выполнение контрольной работы | индивидуальная | | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; Классификация текущих задач по критериям важности, срочности, жёсткости/гибкости. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Внесение необходимых дополнений и коррективов в план испособ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; | Контрольная работа | | | |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 6 часов |
28 | Текстовые документы | Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации; | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Поиск информации в литературе и Интернете; самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач; Давать качественное и количественное описание изучаемого объекта; | Практическая работа | § 23 | | |
29 | Объекты компьютерной графики | Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудио визуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, скане ров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет и мобильных приложений. | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Уметь создавать простейшие Web-страницы заполнять их собственным контентом. Осуществлять передачу информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, | Осуществлять преобразование информации одного вида в другой; Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; | Практическая работа | § 24 | | |
30 | Компьютерные презентации | Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Иметь представление о мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. | Практическая работа | § 25 | | |
31 | Создание и обработка информационных объектов | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Иметь представление о серверах, структуре Всемирной паутины. приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; | Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | Практическая работа | § 25 | | |
32 | Создание и обработка информационных объектов | Составление опорного конспекта, выполнение практической работы | Фронтально-индивидуальная | | Практическая работа | § 25 | | |
33 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» | Организация и создание информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры создания и организации коллективного взаимодействия в WWW | Выполнение контрольной работы | индивидуальная | | Оперировать информационными объектами. Иметь представление о мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Уметь создавать простейшие Web-страницы заполнять их собственным контентом. Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: | Использовать возможности локальной и глобальной сети для создания и обработки информационных объектов Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору | Контрольная работа | | | |
Итоговое повторение – 1 час |
34 | Основные идеи и понятия курса | Повторение | Повторение материала по теме | фронтальная | | Иметь представление о технологии создания контента. Создавать и публиковать комплексные информационные объекты | Умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности; | | | | |