Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Лямбирского муниципального района РМ
СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МОУ «Лямбирская СОШ №1» (протокол от __.__.2021 г. № __ | РАССМОТРЕНО на заседании общешкольного родительского собрания Протокол __, от ________________ г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от __________ г №___ ____________________ |
«ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2025 гг.»
«План воспитательной работы на 2021-2022 гг.»
с. Лямбирь
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МОУ «Лямбирская СОШ №1» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МОУ «Лямбирская СОШ №1» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Лямбирь — село, центр Лямбирского района (с 1933 г.). Население около 9 тыс. чел. , в основном татары. Расположено на речке Лямбирке, в 12 км от железнодорожной станции Саранск, 1 км от автодороги Саранск — Нижний Новгород. Основан в 1642 г. темниковскими татарами, прибывшими для строительства Саранской крепости. Название-характеристика: от эрзянских слов ламарь, лёмзёр «черёмуха», буквально — «черёмуховая роща». Жители села обязаны были оповещать гарнизон Атемарской крепости о приближении противника. В 1905 г. в Лямбире была открыта первая начальная школа. Действовали 4 мечети. В 1930 г. был организован колхоз «Победа», затем ТОО, с 1997 г. — СХПК «Нива». В современном селе —типография, объединения «Сельхозтехника», 2 средние школы и школа искусств, Дом культуры, поликлиника, больница; памятники В. И. Ленину, воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, мечеть, церковь.
При построении воспитательной системы МОУ «Лямбирская СОШ №1» мы исходим из того, что естественной потребностью ребенка является потребность в успехе, под которым мы понимаем осознаваемое этим ребенком общественное признание собственных достижений.
Основными направлениями работы педагогов являются развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; формирование и закрепление традиций школы.
Процесс воспитания в МОУ «Лямбирская СОШ №1» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел, обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в МОУ «Лямбирская СОШ №1» являются:
-годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими историческими датами и направлениями воспитательной деятельности, являющихся приоритетными для школы, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
-в проведении общешкольных дел присутствует дружественная соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
-педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МОУ «Лямбирская СОШ №1» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- усиление деятельности образовательной организации и общества по сохранению и развитию родного языка, сохранению, распространению, созданию и освоению культурных ценностей, национальных традиций и обычаев народа;
поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:
-усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;
-самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника;
-развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
-быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
-знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
-беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
-проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
-стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
-быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
-соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
-быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;
утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
-к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
-к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:
-опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
-трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
-опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
-опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт природоохранных дел;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
-опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
3.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
-социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;
-дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и поселка;
-проводимые для жителей села и деревень и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
-общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы;
-торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а также связанные с героико-патриотическим воспитанием;
-церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
-выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;
-участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
-проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;
-участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне: -вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
-индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
-работу с классным коллективом;
-индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
-работу с учителями, преподающими в данном классе;
-работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
-инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ, ДЮП, ЮИД, Юнармия;
-поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
-организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:
-вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них,
-установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
-проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
-сплочение коллектива класса через:
-игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;
-походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;
-празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т. д.;
-регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
-мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
-мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
-мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
-привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
-создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.3 Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
-вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
-поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
-поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализациявоспитательногопотенциалакурсоввнеурочнойдеятельностипроисходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4 Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5 Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе МОУ «Лямбирская СОШ №1» детские общественные объединения «Российское движение школьников» (далее «РДШ»), Юные инспектора движения» (далее «ЮИД»), «Дружины юных пожарных» (далее «ДЮП»), отряд «Юнармия), «Совет старшеклассников» – это добровольные, некоммерческие формирования, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Их правовая основа является Федеральный Закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи программы:
-развитие морально-нравственных качеств, обучающихся: честности, доброты, совести, ответственности, чувства долга;
-развитие волевых качеств, обучающихся: самостоятельности, дисциплинированности, инициативности, принципиальности, самоотверженности, организованности;
-воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию.
РДШ:
РДШ позволяет оптимизировать, а зачастую и «восстановить» социально-воспитательную деятельность в образовательных организациях, т.к. развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении, выстраивает взаимодействие с другими общественными детскими и молодежными организациями, и объединениями.
Основные формы взаимодействия:
-дни единых действий;
-совместные социально значимые мероприятия;
-коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
-информационно-просветительские мероприятия;
-разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся.
Отряд «ДЮП»:
Отряд юных пожарных (далее - ДЮП) является добровольным противопожарным формированием детей и подростков, который создан на базе МОУ «Лямбирская СОШ №1» с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Отряд «ЮИД»:
Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) - добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего школьного возраста.
Совет старшеклассников (Модуль «Самоуправление»)
В МОУ «Лямбирская СОШ №1» работает орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. В его состав вошли представители классных коллективов с 7 по 11 класс. В каждом классе избирается свой актив во главе со старостой класса.
Ученическое самоуправление в МОУ «Лямбирская СОШ №1» осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
-через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
-через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.
На уровне классов:
-через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
-через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
-через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;
-через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п.
3.6 Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
-профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
-профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
-экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
-посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
-совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
-участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
-индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Система профориентационной деятельности
МОУ «Лямбирская СОШ №1»
В системе проофориентационной деятельности МОУ «Первомайская СОШ» выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через пять этапов профориентационной деятельности:
1 этап. «Профессии моей семьи». Уровень начальной школы
* Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
* Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
* Профориентационные минутки на уроках.
* Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
* Встречи с родителями – представителями различных профессий.
* Конкурсы творческих работ: «Мой папа – инженер», «Моя мама –
учитель», «Мой дедушка – летчик» и т.д.
* Мониторинг профориентационной работы.
2 этап. «Я и профессии вокруг меня». Уровень средней школы.
* Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей,
мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов
саморазвития.
* Профориентационный курс «Кем быть в селе»».
* Профориентационные минутки на уроках.
* Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
* Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в
рамках недели эстетического цикла
* Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).
* Экскурсии на предприятия и организации поселка и села (1 раз в полугодие).
* Встречи с представителями различных профессий
* Знакомство с рынком труда села, поселка, города и области.
* День профориентации.
* Мониторинг профориентационной работы.
3 этап. «Мир профессий». 9 класс.
* Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к
учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов
саморазвития.
* Профориентационные минутки на уроках.
* Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
* Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в
рамках недели эстетического цикла
* Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).
* Экскурсии на предприятия и организации села, района, области (2раза в период).
* Встречи с представителями различных профессий – работниками
предприятий и организаций села, района, области.
* Знакомство с рынком труда в области, регионе.
* Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная
ориентация, курсы по выбору).
* Трудоустройство подростков.
* Дополнительные образовательные курсы («Основы финансовой
грамотности».
* Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
* Мониторинг поступления учащихся в средне-специальные учебные заведения.
* Мониторинг профориентационной работы.
4 этап. «Я в мире профессий». Уровень старшей школы.
* Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к
учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов
саморазвития, профессиональной направленности.
* Профориентационные минутки на уроках.
* Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
* Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в
рамках недели эстетического цикла
* Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).
* Экскурсии на предприятия и организации города, района, области (2 раза в период).
* Встречи с представителями различных профессий – работниками
предприятий и организаций города, района, области.
* Знакомство с рынком труда в стране.
* Трудоустройство подростков.
* Дополнительные образовательные курсы (Основы финансовой
грамотности)
* Дистанционное и профессиональное обучение.
* Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и Сузы.
* День профориентации.
* Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
* Мониторинг профориентационной работы.
5 этап. «Моя профессия»
* Мониторинг поступления учащихся в ВУЗы, Сузы, ПУ, колледжи, на
работу, в армию и т.п.
* Мониторинг трудоустройства выпускников после получения
профессионального образования.
* Мониторинг успешности профессионального роста.
3.7 Модуль «Организация предметно - эстетической среды».
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МОУ «Лямбирская СОШ 1», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
-оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
-размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми т.п.);
-озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
-благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности, и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
-событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
-совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
-регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
-акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МОУ «Лямбирская СОШ №1» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
-общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
-родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
-родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
-семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
-социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На уровне класса:
-классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;
-родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
-классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
-социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
-участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-экскурсии и походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музеи г.Саранска, в технопарк, на предприятия, на природу;
-литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города (г.Казань, г.Нижний Новгород, г.Пенза, Тарханы, Болдино и др.) для углубленного изучения биографий российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны.
Модуль 3.9 «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне школы, района, республики, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
На базе школы организован волонтерский отряд «Богородское Голицино».
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется в работе школьного волонтерского отряда «Мы вместе» следующим образом:
На внешкольном уровне:
-участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
-участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного, городского характера);
-посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в селе расположения образовательной организации;
-привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
-включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми, проживающими в отдаленных районах, детьми с особыми образовательными потребностями или особенностями здоровья.
На уровне школы:
-участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы, проведение ярмарок, с целью сбора средств и оказания помощи;
-участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
-участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уход за памятниками).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
-принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа, организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год, какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе образовательной организации отделения РДШ, отряда ЮИД;
качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов;
качеством профориентационной работы образовательной организации;
качеством работы медиа образовательной организации;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОУ «Лямбирская СОШ №1» НА 2021-2022 ГГ.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 8 А КЛАССА НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД |
Ключевые общешкольные дела |
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» | 8 | 1.09.2021 | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
Мероприятия «Школы безопасности» (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся из здания) | 8 | сентябрь | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
Классный час: «День солидарности в борьбе с терроризмом» Акция «Беслан, мы помним!» | 8 | 03.09.2021 | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
Открытие школьной спартакиады. Осенний кросс | 8 | сентябрь | Учителя физкультуры |
Мероприятие к международному Дню распространения грамотности | 8 | 08.09.2020 | Учителя русского языка и литературы |
Кл. час «Права и обязанности человека». | 8 | октябрь | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) | 8 | октябрь | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель». | 8 | октябрь | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
Акция «Друзья наши меньшие» Всемирный день защиты животных | 8 | 02.-05.10.21 | Педагог-организатор |
«Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала. | 8 | октябрь | Педагог-организатор |
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» | 8 | 16.10.2021 | Педагог-организатор |
День интернета Кл. час «Интернет зависимость». | 8 | 28-30.10.2021 | Учитель информатики, педагог-организатор |
«Есенинские чтения» конкурс чтецов посвященный дню рождения С.А. Есенина | 8 | октябрь | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, учителя русского языка и литературы |
Кампания «Будь с нами» проведение ряда мероприятий приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам (День народного единства, День словаря, День неизвестного солдата, День героев отечества, День конституции РФ, День памяти жертв ДТП) по отдельному плану | 8 | ноябрь- декабрь | Заместитель директора по ВР педагог-организатор, классный руководитель |
Кл. час «4 ноября - День народного единства». | 8 | ноябрь | Классный руководитель |
Классный час, посвященный Дню пожилых людей | 8 | ноябрь | Классный руководитель |
Выставка рисунков, фотографий, | 8 | ноябрь | Заместитель директора по ВР педагог-организатор, классный руководитель |
200-летие со дня рождения Ф.М.Достоевского , выпуск классной газеты | 8 | 11 ноябрь | Классный руководитель, актив класса |
Акция по поздравлению мама с Днем матери, праздничный концерт | 8 | ноябрь | ВР педагог-организатор. классный руководитель |
Классный час, посвященный Дню матери | 8 | ноябрь | Классный руководитель |
Кл. час «3 декабря – День Неизвестного Солдата» | 8 | декарь | Классный руководитель, актив класса |
200-летие со дня рождения Н.А.Некрасова | 8 | 10 декабря | Классный руководитель, актив класса |
Единый урок «Права человека» | 8 | 10 декабря | Классный руководитель, актив класса |
Кл. час. «12 декабря – День Конституции Российской | 8 | декабрь | Классный руководитель, актив класса |
«Смотри на меня как на равного» круглый стол к международному дню инвалидов | 8 | декабрь | Заместитель директора по ВР педагог-организатор. |
Всемирный день борьбы со СПИДом Кл. час «Здоровый образ жизни». | 8 | декабрь | Классный руководитель |
Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. | 8 | декабрь | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классный руководитель |
Профилактическая беседа по ПДД «Культурный пассажир» | 8 | декабрь | Классный руководитель |
Кл. час по правилам пожарной безопасности в период новогодних праздников. Правила предотвращения травматизма в период гололеда. Профилактическая беседа «Пиротехника – это атмосфера праздника или опасность для людей?». | 8 | декабрь | Классный руководитель |
Генеральная уборка класса перед зимними каникулами. | 8 | декабрь | Классный руководитель, актив класса |
Час памяти «Блокада Ленинграда» Кл. час «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944год)» | 8 | январь | Педагог-организатор, классный руководитель |
Лыжный марафон | 8 | январь | Учитель физкультуры |
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания (по отдельному плану) Кл. час «День гражданской обороны». Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 8 | февраль | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классный руководитель, учителя физкультуры |
Кл.час Школа жизненных навыков «Я принимаю ответственные решения» | 8 | февраль | Классный руководитель |
Кл. час: День Российской науки. «Вклад ученых в победу в Великой Отечественной войне» | 8 | февраль | Классный руководитель, актив класса |
Кл. час «15 февраля -День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества» | 8 | февраль | Классный руководитель, актив класса |
«21 февраля - Международный день родного языка» | 8 | 21 февраль | Классный руководитель, актив класса |
КТД «Масленица» | 8 | март | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классный руководитеь |
8 Марта в школе: конкурсная программа «Веселые подружки.», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. | 8 | март | Педагог-организатор классный руководитель |
Кл.час «Любовь – волшебная страна». | 8 | март | Классный руководитель |
Беседа о ПДД «Мы – пешеходы». Профилактическая беседа «Безопасные каникулы». | 8 | март | Классный руководитель |
Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | 8 | март | Классный руководитель, актив класса |
Весенняя неделя добра | 8 | апрель | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классный руководитель |
Кл. час «День экологических знаний» | 8 | апрель | Классный руководитель |
Кл. час Беседа –диалог «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы последствия?» | 8 | апрель | Классный руководитель |
День космонавтики: выставка рисунков | 8 | апрель | Педагог-организатор классный руководитель |
Итоговая выставка детского творчества | 8 | апрель | Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классный руководитель |
Кл.час «Как освободиться от вредных привычек?» Беседа-размышление | 8 | май | Классный руководитель |
Мероприятия ко Дню Победы (по отдельному плану) | 8 | май | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классный руководитель, |
Кл час: Школа жизненных навыков «Научись говорить «нет» | 8 | май | Классный руководитель |
День государственного флага Российской Федерации | 8 | 22 мая | Классный руководитель, актив класса |
День славянской письменности и культуры | 8 | 24 мая | Классный руководитель, актив класса |
Кл час «Правила поведения на воде. Безопасность на каникулах» | 8 | май | Классный руководитель |
Генеральная уборка класса перед летними каникулами. Благоустройство пришкольной территории. | 8 | май | Классный руководитель |
Торжественная линейка «Последний звонок» | 8 | май | Заместитель директора по ВР |
Выпускной вечер в школе | 8 | июнь | Заместитель директора по ВР |
Курсы внеурочной деятельности |
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные |
Согласно плану внеурочной деятельности (приложение 1) |
| Самоуправление | |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. | 8 | сентябрь | Классный руководитель |
Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в школьное ученическое самоуправление , голосование и т.п. | 8 | сентябрь | Заместитель директора по ВР |
| 98 | январь | Заместитель директора по ВР |
Работа в соответствии с обязанностями | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Отчет перед классом о проведенной работе | 8 | май | Классный руководитель |
Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов школьного ученического самоуправления о проделанной работе. Подведение итогов работы за год | 8 | май | Заместитель директора по ВР |
| Профориентация | |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. | 8 | январь | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классный руководитель |
| Школьные медиа | |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной газеты Оформление стенда «Жизнь школы» | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Видео-, фотосъемка классных мероприятий. | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Детские общественные объединения |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Акция «Беслан, мы помним» | 8 | сентябрь | Педагог-организатор |
акция «Школьный двор» | 8 | октябрь | Педагог-организатор |
Рейд «Внешний вид» | 8 | октябрь | Педагог-организатор |
Акция «Мы рядом» | 8 | октябрь | Педагог-организатор |
Благотворительная ярмарка. | 8 | ноябрь | Педагог-организатор |
Акция «Дарите книги с любовью» | 8 | февраль | Педагог-организатор |
Весенняя Неделя Добра | 8 | апрель | Педагог-организатор |
Участие в проектах и акциях РДШ | 8 | В течение года | Педагог-организатор |
Экскурсии, походы |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Посещение выездных представлений театров в школе | 8 | В течение года | Классный руководителиь |
Посещение концертов в Доме культуры «Алмаз» | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Экскурсия в школьный музей | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Поездки на представления в драматический театр, на киносеансы- в кинотеатр | 8 | По плану класс. рук. | Классный руководитель |
Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия | 8 | По плану класс. рук. | Классный руководитель |
Туристические походы «В поход за здоровьем» | 8 | май | Классный руководитель |
Организация предметно-эстетической среды |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | 8 | В течение года | Педагог-организатор |
Оформление классных уголков | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Трудовые десанты по уборке территории школы | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Трудовой десант по озеленению школьных клумб | 8 | Сентябрь, апрель | Классный руководитель |
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | | В течение года | Классный руководитель |
Работа с родителями |
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Составление социальных паспортов класса | 8 | Сентябрь | Классный руководитель |
Родительское собрание. Знакомство с Уставом школы, правилами распорядка школьной жизни | 8 | Сентябрь | Классный руководитель |
Тематика родительских собраний: 1. «Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления». Итоги 1-й четверти. 2. Как помочь подростку обрести уверенность в себе. Итоги 2-й четверти. 3. Нравственные приоритеты семьи Итоги 3-й четверти. 4. Жизненные цели подростков. Итоги года». Итоги 4-й четверти. Беседа с родителями по половому воспитанию «Возраст первой любви». | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», новогодний праздник, «Мама, папа, я – спортивная семья!», и др. | 8 | В течение года | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор. классный руководитель |
Общешкольное родительское собрание | 8 | Октябрь, март | Директор школы |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | 8 | 1 раз/четверть | Классные руководитель |
Информационное оповещение через школьный сайт | 8 | В течение года | Заместитель директора по ВР |
Индивидуальные консультации | 8 | В течение года | Классный руководитель |
Совместные с детьми походы, экскурсии. | 8 | По плану классных руководителей | Классный руководитель |
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей | 8 | По плану Совета | Председатель Совета |
Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) |
Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) |
Профилактика (согласно индивидуальным планам психолога) |
Волонтерство (согласно плану работы волонтерского движения) |