Урок 25 11 класс 10.03.2023
Тема: Практическая работа №16 «Прогнозирование»
Цели:
образовательная: способствовать формированию представлений о статистике, регрессионной модели, освоению способов построения регрессионной модели и графического тренда средствами электронных таблиц, закрепить навыки работы в ЭТ;
воспитательная: воспитывать дисциплинированность, продолжить формирование информационной культуры учащихся (восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека);
развивающая: способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, аналитических умений и навыков, ИКТ-компетентности.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы урока.
Актуализация опорных знаний.
Вопросы к учащимся: Что такое статистика?
Ученики: Статистика — наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных
Вопросы к учащимся: Что такое регрессивная модель?
Ученики: Регрессионной называют моделью график функции которой проходим вблизи экспериментальных точек
Вопросы к учащимся: Как происходит получение регрессионной модели?
Ученики: Получение регрессионной модели происходит в два этапа:
подбор вида функции;
вычисление параметров функции.
Статистика опирается на сложные математические методы и расчеты, но в арсенале ТП Excel заложены возможности использования этих методов.
Рассмотрим пример: Наиболее сильное влияние на рост заболеваемости бронхиальной астмой производит угарный газ.
Цель: выявить эту зависимость.
Действия:
Подготовительный этап: собираем данные из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (количество больных на тысячу человек).
Этап моделирования:
строим таблицу.
строим точечную диаграмму по данным таблицы.
Рисунок 1
подбираем функцию, график которой пройдет как можно ближе к экспериментальным точкам.
Строить функцию так, чтобы график точно проходил через все точки, не имеет смысла, т.к.:
функция примет довольно сложный вид
собранные нами данные носят приближенный характер
Основные требования к функции:
функция должна иметь простой вид
отклонения графика функции от экспериментальных точек должны быть минимальны.
Полученную функцию, график которой приведен на рис. 2, называют регрессионной моделью.
Рисунок 2
Область определения данной функции – концентрация угарного газа в атмосфере.
График регрессионной модели называется трендом.
Trend (англ.) – общее направление, тенденция.
Далее выполняем следующие действия:
щелкнуть левой кнопкой мыши по полю диаграммы;
выполнить команду = Диаграмма = Добавить линию тренда;
в открывшемся окне на закладке “Тип” выбрать “Линейный тренд”;
перейти к закладке “Параметры”; установить галочки на флажках “показывать уравнения на диаграмме” и “поместить на диаграмму величину достоверной аппроксимации R^2”, щелкнуть по кнопке ОК.
Для чего же нам нужно выявлять эти зависимости (создавать модели)?
для объяснения явлений и процессов.
для прогнозирования процессов.
для управления процессами.
мы будем прогнозировать по модели.
Выполнение практической работы (Приложение 1)
Учащиеся получают задания практической работы с листом самооценивания, куда вносят отметки о выполнении задания. По сумме баллов выставляется оценка.
Подведение итогов урока
Саморефлексия. Заверши фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Домашнее задание
Читать §18
Приложение 1
Практическая работа №16
Тема. Прогнозирование
Лист самооценивания
Задание | Кол-во баллов | Отметка о выполнении |
Ввод табличных данных зависимости заболеваемости бронхиальной астмой | 1 | |
Построение точечной диаграммы | 1 | |
Получение линейного тренда | 1 | |
Получение экспоненциального тренда | 1 | |
Получение квадратичного тренда | 1 | |
Оценка за практическую работу ___________