| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Астаповская основная общеобразовательная школа» __________Е. А. Ивацкая Приказ № __ от «__» августа 2019 г. |
План
работы школы по профориентации
на 2019 – 2020 учебный год
Цели:
оказание учащимся профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках курсов по выбору и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети группы риска, дети из неблагополучных семей);
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с предприятиями села.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей обучающихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, библиотекарем, учителями- предметниками, педагогом-психологом.
Основные задачи их деятельности по профориентации обучающихся:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учётом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель использует следующие методы работы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого- педагогических характеристик обучающихся.
Формы работы:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классные часы по профориентации;
встречи со специалистами;
профильные курсы по выбору;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
№ | Содержание деятельности | Дата проведения | Класс | Ответственные |
Организационная работа в школе |
| Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. | август | | Зам. директора по воспитательной работе |
| Подбор материала по профориентации: «В мире профессий» «Слагаемые выбора профессии» «В помощь выпускнику» «Куда пойти учиться» | сентябрь | 1-4 5-8 9 9 | Зам. директора по воспитательной работе |
| Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9 кл.) | октябрь | | Классные руководители |
| Выставки книг по профориентации | в течение года | | Зав. школьной библиотекой |
| Осуществление взаимодействия с районным центром занятости | | | Зам. директора по воспитательной работе |
| Организация экскурсий на предприятия города, района, области | в течение года | 1-9 | Классные руководители |
Работа с педагогическими работниками |
| Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. | сентябрь | | Зам. директора по воспитательной работе |
| Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»,»Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» | в течение года | | Зам. директора по воспитательной работе |
Работа с родителями |
| Родительский лекторий по теме: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении». | ноябрь | 7-9 | Классные руководители |
| Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися. | в течение года | 9 | Классные руководители |
| Родительское собрание «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка» | февраль | 8-9 | Администрация школы |
| Информирование обучающихся и родителей о проведении Дней открытых дверей в учебных заведениях. | в течение года | 8-9 | Классные руководители |
Работа с обучающимися |
| Организация и проведение классных часов «В мире профессий» | по плану ВР классного руководителя | 1-9 | Классные руководители |
| Онлайн-анкетирование на профпригодность участников проекта «Билет в будущее». | сентябрь | 6-8 | Классные руководители |
| Онлайн-диагностика участников проекта «Билет в будущее», состоящая из трех этапов тестирования: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». | сентябрь | 6-8 | Классные руководители |
| Проведение серий классных часов: «Сто дорог – одна твоя» «Я и моя будущая профессия» «Как претворить мечты в реальность» | по плану ВР классного руководителя | 7-9 | Классные руководители |
| Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности | по плану педагога- психолога | 8-9 | Педагог-психолог |
| Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений | по графику | 9-11 | Зам. директора по воспитательной работе |
| Знакомство с профессиями на уроках | в течение года | 1-4 5-9 | Учителя- предметники |
| Организация встреч со специалистами различных профессий | сентябрь- декабрь | 6-11 | Классные руководители |
| Участие в акции «Неделя без турникетов» | ноябрь | 5-8 | Классные руководители |
| Проведение диагностики по выявлению интересов обучающихся | в течение года | 7-9 | Педагог-психолог |
| Организация экскурсий на предприятия города, района, области | в течение года | 1-9 | Классные руководители |
| Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). | в течение года | 4-9 | Классные руководители |
Заместитель директора по воспитательной работе | ______________ И. Д. Карташова |