СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока. Вопросительные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан в соответствии с требованиями ФГОСов.

Для проведения открытых мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока. Вопросительные местоимения»

Учитель : Куликова Е.В.

МОУ СОШ№4



Тема: Вопросительные местоимения

Тип урока: решение частной задачи.

Место в системе уроков: четвертый урок из 22 по теме «Местоимения»

Задачи:

Личностные: формирование ценностного отношения к природе, уважения к родному языку через содержание используемого дидактического материала;

Метапредметные:

а. Регулятивные – анализ изучаемых объектов, моделирование, построение логической цепочки рассуждений;

б. Познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели, работа с информацией;

в. Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевое высказывание;

Предметные: умение различать изученные разряды местоимений, находить вопросительные местоимения, знать их грамматические особенности.

Оборудование: документ-камера, интерактивная доска, картина Левитана «Март», учебники, памятки, карточки с дидактическими материалами, листы с разноуровневыми заданиями.

Технология: технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.







Этапы урока

Ход урока

Ведущий фактор по развитию УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организа-

ционный

Обращается к ребятам:

-Здравствуйте. Рада вас видеть. Чем замечателен сегодняшний день?


Приветствуют учителя.

Отвечают:

- 1 марта

- Начало весны

Создание условий для положительного эмоционального настроя к работе

2.

Создание ситуации успеха

- Приглашаю вас в весенний лес (звучит музыка Вивальди)

На экране текст М.Пришвина (приложение №1)

Учитель читает текст

Записывают число.

Слушают текст.

Создание условий для реализации личностных УУД через заинтересованное восприятие текста



Беседа:

- О чем текст?

_Что-нибудь интересное открыл вам Пришвин?

- Какие выразительные средства использовал автор?

«сколько грациозной ласки , привета, уюта, бывает у деревьев на опушке леса, когда входит в лес человек…, деревья как будто дожидаются гостя» (дневниковые записи Пришвина)

Отвечают на вопросы, приводят примеры выразительных средств

«шоколадные почки»,

«зеленые клювики»,

«начали шептаться»,

«стоят, как невесты, в кружевных нарядах»,

«елочка приветливо кивает головой» и др.




- Девочки, посещающие художественную школу, приготовили нам сюрприз. Они расскажут о замечательной картине Левитана «Март»

На экране появляется картина:

- Чем близка тексту Пришвина картина Левитана «Март»? (первая улыбка пробуждающейся весны).

Две ученицы рассказывают о картине, затем предлагают одноклассникам вопросы:

- Кто автор картины?

-Что изображено на ней?

- Каков основной мотив этого произведения живописи?


3.

Создание учебной ситуации

На экране фрагмент текста Пришвина (приложение 2)

- Сформулируйте учебное задание к тексту.

Предлагает выполнить задания по рядам

Формулируют задания:

- Озаглавить текст

- Определить стиль и тип речи

- Вставить пропущенные буквы

- Найти местоимения

Выполняют задания, отвечают, выходят с тетрадями. Проверка выполненных заданий с помощью документ-камеры

Развитие познавательных УУД

4.

Создание ситации разрыва

- Вы нашли изученные местоимения.

- Есть ли еще местоимения в тексте?

- Как доказать, что это именно местоимение?

- Для чего оно служит в тексте?

- Сформулируйте тему урока

Предполагаемые ответы:

- Местоимение «какое»

- По грамматическому значению

- Для выражения вопроса

Записывают тему урока: «Вопросительные местоимения»




Предлагает сформулировать задачи урока

- Вы можете назвать еще вопросительные местоимения?

- Есть ли подсказки на доске?

- Запишите вопросительные местоимения в тетрадь

Выходят на целеполагание. Предполагаемые ответы:

- Узнать, какие еще местоимения относятся к вопросительным

- Как изменяются

- Какую синтаксическую роль выполняют в предложении




- Как мы можем решить эти задачи?

Прочитать в учебнике, сделать запрос учителю, посмотреть в интернете


5.

Решение частной задачи

Дает задания по группам: проанализировать речевой объект, построить модель, объяснить особенности правописания вопросительных местоимений, особенности употребления (приложение 3)

Работают в группах

Развитие регулятивных УУД (анализ информации, моделирование) и коммуникативных УУД (учебное сотрудничество)

6.

Контроль и оценка способа действия

После выступлений ребят предлагает свой образец грамматических моделей местоимений.

-Ребята, сравните свои работы с образцом. Вы хорошо поработали. Молодцы!

Представляют свои модели, объясняют, как действовали, оценивают работу группы, размещают свои модели на доске


7.

Итог урока

На экране вопросы (приложение 6)

-Ребята, что не так в этих вопросах?

Находят ошибки, исправляют, отвечают на вопросы


8.

Домашнее задание

Предлагает выполнить разноуровневые задания на выбор. Раздает учащимся карточки с заданиями (приложение 4)



9.

Рефлексия

Звучит музыка. Предлагает заполнить карточки с самодиагностикой (приложение 5)

Отвечают на вопросы:

- Что нового узнал?

- С каким настроением уходишь с урока?




























Приложение№1

Хорошо в лесу! Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Кажется, она сейчас упадет.

Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Вечер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Березы белые издали перекликаются. Стоят они, как невесты, в кружевных нарядах. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершинкой. А какое же молодое деревце стоит свечкой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости?

(По М.Пришвину)







Приложение №2

.........

Вечер теплый. В т..ш..не начинают ш..птат?ся между собой деревья. Березы белые изд..ли перекликают?ся. Стоят они, как невесты, в кружевных нарядах. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает в..ршинкой. А какое же молодое деревце стоит свечкой на поляне, помахивает веточ?кой, пр..глашает рыжего б..льч..нка в гости?

- Сформулируйте для себя учебное задание к тексту.

























Приложение №3

Задание 1 группе.

Построить модель вопросительных местоимений

Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?

Колокольчики мои, цветики лесные,

Что глядите на меня темно-голубые?

Объяснить особенности употребления

Кто вошел? Что произошло? Кто идет? Кто идут?

Кто вошли? Что делает? Что делают?

Задание 2 группе

Построить модель вопросительного местоимения

Сколько весенних первоцветов вы знаете?

Объяснить особенности ударения (смотри стр.172 учебника)

и употребления.

Сколько времени? Сколько время?

Вставить местоимение «сколько» в падежной форме в данные предложения

…………… первоцветами вы любовались?

…………… первоцветах вы узнаете?

Задание 3 группе

Построить модель вопросительных местоимений

Какая сила в нем сокрыта?

Который день уже в пути?

Объяснить особенности употребления

Который час? Какой час?

Какого ты года рождения?

С какого ты года рождения?

В который дом она вошла? Чем различаются

В какой дом она вошла? вопросы?

Задание 4 группе

Построить модель вопросительного местоимения

Чьи трели раздаются в весеннем лесу?

Объяснить орфографическую особенность при изменении слова

Задание 5 группе

Построить модель вопросительного местоимения

Каков наш общий дом, где живет человечество?

Объяснить особенности употребления

Каковы твои планы? Разобрать по членам

Какие вопросы тебя волнуют? предложения

Задание 6 группе

Построить модель вопросительного местоимения и выполнить

синтаксический разбор предложения

Кто без красок и белил крыши города белил?



Проверочная работа (приложение №4)

1-ый уровень

  1. Отметьте вопросительные местоимения, которые изменяются по родам, числам, падежам.

Который? Сколько? Каков?

Кто? Какой?

Что? Чей?

  1. Прочитайте вопросы, которые задают герои сказок Бориса Заходера. Отметьте те, в которых есть вопросительные местоимения.

Что же мы с тобой делать будем?

Почему это нам должно быть стыдно?

В чем причина?

Папа, а мы… мы полезные?

Ты не зверь?

А других зверей не едите?

  1. Какие вопросительные местоимения должны стоять на месте пропусков?

……… сейчас времени?

……… час?

……. .. сегодня число?

В ……… часу позвонить?

В ……… году вы родились?

2-ой уровень

  1. Подберите к данным словам вопросы, определите часть речи.

Слова

Вопрос

Часть речи

Человек



Картина



Синий



Мамин



Смел и упрям



Пятый (час)



Семь



Сделайте вывод: с какими частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения, на что они указывают?

Вывод:


  1. Найдите ошибки, допущенные в данных ниже вопросах, исправьте и запишите верный вариант.

Ошибочный вариант

Верный вариант

а). Чего ты делаешь?

б). Сколько время?

в). Сколько много книг ты прочитал за лето?

г). Кто там бегают?




3-ий уровень

  1. Лингвистическая игра «Журналисты»

Задание: представьте, что вам предстоит взять интервью у известного человека (актера, спортсмена, писателя и т.д.).

Подумайте и запишите вопросы, ответы на которые вам хотелось бы услышать. Подчеркните местоимения, которые вы употребите, в соответствии с ролью в предложении.

1.

2.

3.

4.

5.

6.Примечание: помните, вопросы должны быть тактичными, чтобы не поставить в неловкое положение тех, кому вы задаете свои вопросы.

Приложение №5




Приложение №6

Задание: исправить ошибки

- Чего вы делали сегодня на уроке?

- Сколько время потратили на работу в группе?

- Кто проявили интерес к теме?

- Сколько много грамматических моделей у вопросительных местоимений?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!