Учитель : Куликова Е.В.
МОУ СОШ№4
Тема: Вопросительные местоимения
Тип урока: решение частной задачи.
Место в системе уроков: четвертый урок из 22 по теме «Местоимения»
Задачи:
Личностные: формирование ценностного отношения к природе, уважения к родному языку через содержание используемого дидактического материала;
Метапредметные:
а. Регулятивные – анализ изучаемых объектов, моделирование, построение логической цепочки рассуждений;
б. Познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели, работа с информацией;
в. Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевое высказывание;
Предметные: умение различать изученные разряды местоимений, находить вопросительные местоимения, знать их грамматические особенности.
Оборудование: документ-камера, интерактивная доска, картина Левитана «Март», учебники, памятки, карточки с дидактическими материалами, листы с разноуровневыми заданиями.
Технология: технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
№ | Этапы урока | Ход урока | Ведущий фактор по развитию УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организа- ционный | Обращается к ребятам: -Здравствуйте. Рада вас видеть. Чем замечателен сегодняшний день? | Приветствуют учителя. Отвечают: - 1 марта - Начало весны | Создание условий для положительного эмоционального настроя к работе |
2. | Создание ситуации успеха | - Приглашаю вас в весенний лес (звучит музыка Вивальди) На экране текст М.Пришвина (приложение №1) Учитель читает текст | Записывают число. Слушают текст. | Создание условий для реализации личностных УУД через заинтересованное восприятие текста |
| | Беседа: - О чем текст? _Что-нибудь интересное открыл вам Пришвин? - Какие выразительные средства использовал автор? «сколько грациозной ласки , привета, уюта, бывает у деревьев на опушке леса, когда входит в лес человек…, деревья как будто дожидаются гостя» (дневниковые записи Пришвина) | Отвечают на вопросы, приводят примеры выразительных средств «шоколадные почки», «зеленые клювики», «начали шептаться», «стоят, как невесты, в кружевных нарядах», «елочка приветливо кивает головой» и др. | |
| | - Девочки, посещающие художественную школу, приготовили нам сюрприз. Они расскажут о замечательной картине Левитана «Март» На экране появляется картина: - Чем близка тексту Пришвина картина Левитана «Март»? (первая улыбка пробуждающейся весны). | Две ученицы рассказывают о картине, затем предлагают одноклассникам вопросы: - Кто автор картины? -Что изображено на ней? - Каков основной мотив этого произведения живописи? | |
3. | Создание учебной ситуации | На экране фрагмент текста Пришвина (приложение 2) - Сформулируйте учебное задание к тексту. Предлагает выполнить задания по рядам | Формулируют задания: - Озаглавить текст - Определить стиль и тип речи - Вставить пропущенные буквы - Найти местоимения Выполняют задания, отвечают, выходят с тетрадями. Проверка выполненных заданий с помощью документ-камеры | Развитие познавательных УУД |
4. | Создание ситации разрыва | - Вы нашли изученные местоимения. - Есть ли еще местоимения в тексте? - Как доказать, что это именно местоимение? - Для чего оно служит в тексте? - Сформулируйте тему урока | Предполагаемые ответы: - Местоимение «какое» - По грамматическому значению - Для выражения вопроса Записывают тему урока: «Вопросительные местоимения» | |
| | Предлагает сформулировать задачи урока - Вы можете назвать еще вопросительные местоимения? - Есть ли подсказки на доске? - Запишите вопросительные местоимения в тетрадь | Выходят на целеполагание. Предполагаемые ответы: - Узнать, какие еще местоимения относятся к вопросительным - Как изменяются - Какую синтаксическую роль выполняют в предложении | |
| | - Как мы можем решить эти задачи? | Прочитать в учебнике, сделать запрос учителю, посмотреть в интернете | |
5. | Решение частной задачи | Дает задания по группам: проанализировать речевой объект, построить модель, объяснить особенности правописания вопросительных местоимений, особенности употребления (приложение 3) | Работают в группах | Развитие регулятивных УУД (анализ информации, моделирование) и коммуникативных УУД (учебное сотрудничество) |
6. | Контроль и оценка способа действия | После выступлений ребят предлагает свой образец грамматических моделей местоимений. -Ребята, сравните свои работы с образцом. Вы хорошо поработали. Молодцы! | Представляют свои модели, объясняют, как действовали, оценивают работу группы, размещают свои модели на доске | |
7. | Итог урока | На экране вопросы (приложение 6) -Ребята, что не так в этих вопросах? | Находят ошибки, исправляют, отвечают на вопросы | |
8. | Домашнее задание | Предлагает выполнить разноуровневые задания на выбор. Раздает учащимся карточки с заданиями (приложение 4) | | |
9. | Рефлексия | Звучит музыка. Предлагает заполнить карточки с самодиагностикой (приложение 5) | Отвечают на вопросы: - Что нового узнал? - С каким настроением уходишь с урока? | |
Приложение№1
Хорошо в лесу! Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Кажется, она сейчас упадет.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Вечер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Березы белые издали перекликаются. Стоят они, как невесты, в кружевных нарядах. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершинкой. А какое же молодое деревце стоит свечкой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости?
(По М.Пришвину)
Приложение №2
.........
Вечер теплый. В т..ш..не начинают ш..птат?ся между собой деревья. Березы белые изд..ли перекликают?ся. Стоят они, как невесты, в кружевных нарядах. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает в..ршинкой. А какое же молодое деревце стоит свечкой на поляне, помахивает веточ?кой, пр..глашает рыжего б..льч..нка в гости?
- Сформулируйте для себя учебное задание к тексту.
Приложение №3
Задание 1 группе.
Построить модель вопросительных местоимений
Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?
Колокольчики мои, цветики лесные,
Что глядите на меня темно-голубые?
Объяснить особенности употребления
Кто вошел? Что произошло? Кто идет? Кто идут?
Кто вошли? Что делает? Что делают?
Задание 2 группе
Построить модель вопросительного местоимения
Сколько весенних первоцветов вы знаете?
Объяснить особенности ударения (смотри стр.172 учебника)
и употребления.
Сколько времени? Сколько время?
Вставить местоимение «сколько» в падежной форме в данные предложения
…………… первоцветами вы любовались?
…………… первоцветах вы узнаете?
Задание 3 группе
Построить модель вопросительных местоимений
Какая сила в нем сокрыта?
Который день уже в пути?
Объяснить особенности употребления
Который час? Какой час?
Какого ты года рождения?
С какого ты года рождения?
В который дом она вошла? Чем различаются
В какой дом она вошла? вопросы?
Задание 4 группе
Построить модель вопросительного местоимения
Чьи трели раздаются в весеннем лесу?
Объяснить орфографическую особенность при изменении слова
Задание 5 группе
Построить модель вопросительного местоимения
Каков наш общий дом, где живет человечество?
Объяснить особенности употребления
Каковы твои планы? Разобрать по членам
Какие вопросы тебя волнуют? предложения
Задание 6 группе
Построить модель вопросительного местоимения и выполнить
синтаксический разбор предложения
Кто без красок и белил крыши города белил?
Проверочная работа (приложение №4)
1-ый уровень
Отметьте вопросительные местоимения, которые изменяются по родам, числам, падежам.
Который? Сколько? Каков?
Кто? Какой?
Что? Чей?
Прочитайте вопросы, которые задают герои сказок Бориса Заходера. Отметьте те, в которых есть вопросительные местоимения.
Что же мы с тобой делать будем?
Почему это нам должно быть стыдно?
В чем причина?
Папа, а мы… мы полезные?
Ты не зверь?
А других зверей не едите?
Какие вопросительные местоимения должны стоять на месте пропусков?
……… сейчас времени?
……… час?
……. .. сегодня число?
В ……… часу позвонить?
В ……… году вы родились?
2-ой уровень
Подберите к данным словам вопросы, определите часть речи.
Слова | Вопрос | Часть речи |
Человек | | |
Картина | | |
Синий | | |
Мамин | | |
Смел и упрям | | |
Пятый (час) | | |
Семь | | |
Сделайте вывод: с какими частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения, на что они указывают?
Вывод:
Найдите ошибки, допущенные в данных ниже вопросах, исправьте и запишите верный вариант.
Ошибочный вариант | Верный вариант |
а). Чего ты делаешь? б). Сколько время? в). Сколько много книг ты прочитал за лето? г). Кто там бегают? | |
3-ий уровень
Лингвистическая игра «Журналисты»
Задание: представьте, что вам предстоит взять интервью у известного человека (актера, спортсмена, писателя и т.д.).
Подумайте и запишите вопросы, ответы на которые вам хотелось бы услышать. Подчеркните местоимения, которые вы употребите, в соответствии с ролью в предложении.
1.
2.
3.
4.
5.
6.Примечание: помните, вопросы должны быть тактичными, чтобы не поставить в неловкое положение тех, кому вы задаете свои вопросы.
Приложение №5
Приложение №6
Задание: исправить ошибки
- Чего вы делали сегодня на уроке?
- Сколько время потратили на работу в группе?
- Кто проявили интерес к теме?
- Сколько много грамматических моделей у вопросительных местоимений?