СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока русского языка с использованием информационных технологий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный (проверка знаний ранее изученного материала, изложение нового материала, первичное закрепление новых знаний).

Технология: личностно-ориентированная с постановкой проблемных вопросов, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Цели урока: познакомить учащихся с вопросительными и относительными местоимениями; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчиненных предложений в 9-м классе; обозначить межпредметные связи;

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока русского языка с использованием информационных технологий»

План-конспект открытого урока русского языка с использованием информационных технологий



Тема урока: Вопросительные и относительные местоимения.


Тип урока: комбинированный (проверка знаний ранее изученного материала, изложение нового материала, первичное закрепление новых знаний).

Технология: личностно-ориентированная с постановкой проблемных вопросов, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Цели урока: познакомить учащихся с вопросительными и относительными местоимениями; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчиненных предложений в 9-м классе; обозначить межпредметные связи;

Задачи:

  • закрепить полученные ранее знания о местоимении (личные, возвратное);

  • совершенствовать умение употребления личных местоимений в речи;

  • учить анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее по проблеме урока;

  • формировать коммуникативную компетентность, готовность к разрешению проблем;

  • развивать внимание, воображение, культуру речи.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, таблица разрядов местоимения, тест (ЦОР)

Ход урока

I – Организационный момент.

Презентация

Кто сегодня станет первым? 

Кто сегодня станет лучшим?

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Вы готовы?

Начинаем!

II –Вступительное слово учителя.

А начнем мы с небольшой разминки. Я буду задавать “хитрые вопросы”, которые помогут нам вспомнить тему, изученную на прошлых уроках. Прежде чем ответить на поставленный вопрос хорошо подумайте, а потом отвечайте.

(Учитель читает вопросы, и они появляются на экране. Если ученик дал правильный ответ, он появляется на экране. И так все вопросы и ответы) 

  Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

(Они вы-мы-ты).

  Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

  Первый слог личное местоимение. Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. (Ябеда)

  Сколько личных местоимений в слове семья?

  Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик)

III – Закрепление пройденного материала.

Учитель – После этой разминки, я думаю, все уже догадались, что тема нашего урока сегодня – это???

Ученик – “Местоимение”

Учитель – А что же такое местоимение?

Ученик – Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Учитель – Запишите число и свои примеры в тетрадь.

Ученик – В океанах живут акулы. Они бывают разные. (И другие примеры.)

Учитель – назовите местоимение и слова, вместо которых вы употребили это местоимение. Подчеркните их.

Учитель – по значению и грамматическим особенностям местоимения бывают… и с которыми мы уже с вами познакомились?

Ученики – личные, возвратные.

Учитель – что значит личное?

Ученик – значит, обозначает лицо говорящего и к кому обращается говорящий, например: Я пойду сегодня в театр. (говорящий говорит о себе). Ты пойдешь сегодня в театр, Коля? (обращение к другу)

Учитель – среди личных местоимений есть местоимения, которые в родительном падеже указывают на принадлежность. И вот в употреблении этих местоимений люди часто допускают ошибки. Что это за местоимения, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. (Задание выполняется в парах.  После выполнения задания на экране показываю правильные ответы и можно дать каждой паре карточки с ответами для проверки. Ученики сами оценивают свою работу по данным критериям.)

Обобщение по данной работе. В английском языке личные местоимения имеют не 6, как в русском, а 2 падежа: именительный падеж (the Nominative Case) и объектный падеж (the Objective Case). Таким образом, грамматические возможности русского языка для выражения падежных отношений в три раза богаче и разнообразнее, нежели в английском. Итак, мы еще раз убедились, что русский язык обладает широкими грамматическими возможностями благодаря системе склонения. А ещё наш английский друг не знаком с диалектами и просторечными словами. Поэтому ему трудно было справиться с переводом.

Учитель – в чем особенности возвратного местоимения?

Ученик – возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, рода и числа.

Задание: Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.

Запишите в тетради.

Читай молча (не вслух)(про себя). После болезни мальчик плохо выглядит(не похож на себя). Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.(пришел в себя).

Физминутка

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

IV – Новая тема. Мультимедийный урок.

V – Закрепление нового материала.

Цель следующей работы — научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения.

Вернемся к первому слайду. На примере данного стихотворения закрепим данную тему.

VI – Тест на закрепление и проверку усвоения нового материала (ЦОР)

Два теста: один – выделить цветом (синим и коричневым) вопросительные и относительные местоимения; другой – вставить нужное по смыслу местоимение и определить вид предложения по цели высказывания.

VII – Литературная викторина.

Определить, из какого произведения приведены строки, найти вопросительные местоимения.

Что ж ты хмуришься, брат, – спросил его Кирилла Петрович, – или псарня моя тебе не нравится? (А. С. Пушкин «Дубровский»)

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

(М. Ю. Лермонтов «Парус»)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

VIII – Рефлексия.

– Что нового узнали вы сегодня на уроке?  

 — Интересно ли было вам?

—  Какой из рассмотренных сегодня вопросов заинтересовал вас больше всего?  

— Изменилось ли ваше отношение к русскому языку после сегодняшнего урока?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

IX – Оценки за урок.

Д/задание: Выписать из художественных текстов три предложения с вопросительными местоимениями и три с относительными.

Учитель: « Все сегодня работали хорошо. Спасибо. До свидания».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!