ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Слушателя курсов повышения квалификации учителей
Ахмедовой Салминаз Гашумовны
учителя математики МКОУ "Ярагказмалярская СОШ им.М.Ярагского"
Тема: " ПИРАМИДА"
Урок геометрии в 11 классе.
г.Махачкала
2017
Тема урока: «Пирамида»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Цель урока: ввести понятие пирамиды и ее элементов, понятие правильной пирамиды, научить строить изображение пирамиды.
Задачи урока:
образовательные: повторить и систематизировать изученный материал о многогранниках; обобщить представление о свойствах фигур;
развивающие задачи урока: развитие мышления и элементов творческой деятельности (интуиции, смекалки, умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, конкретизировать, классифицировать);
воспитательные задачи урока: воспитание графической культуры
Оборудование: учебники, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки, плакаты, модели пирамид.
Основные этапы урока.
1 этап. Организационный.
2 этап. Проверка домашнего задания.
1) Сколько ребер и вершин у шестиугольной (пятиугольной) призмы?
2) Как называется призма, имеющая 7 боковых граней, каждая из которых- прямоугольник?
3) Три грани параллелепипеда имеют площади 1 м2, 2м2 и 3 м2. Найдите площадь его полной поверхности.
4) Найдите градусную меру двугранного угла между боковыми гранями правильной пятиугольной призмы.
3 этап. Актуализация опорных знаний.
Учитель организует повторение теоретических сведений из планиметрии и стереометрии:
тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
понятие вписанной и описанной окружностей;
формулы для площади описанного многоугольника (S=1|2рr);
понятие правильных многоугольников и их центров, формулы радиусов вписанных и описанных окружностей для правильного многоугольника;
сравнение длин наклонных проекций.
Тема сегодняшнего урока: «Пирамида».
Сформулируем цель урока.
4 этап. Изучение нового материала.
1.Самостоятельное изучение п.47 и 50.
2.Работа по плану:
1) Определение пирамиды и ее элементов (показ на чертеже рис.1);
-классификация пирамид (работа по схеме " Виды пирамид" рис.2);
-развертка пирамиды (чертеж );
-определение площади боковой поверхности, доказательство теоремы (изображение пирамиды).
2) Развертка пирамиды (рис.3)
-Какие фигуры являются боковыми гранями пирамиды; правильной пирамиды?
-Как можно найти площадь боковой грани правильной пирамиды
(S=1/2aha)?
-Чему будет равна площадь боковой грани правильной пирамиды?
(Sбок=1/2ahan=1|2Pha? где Р- периметр основания, ha-апофема)
3)Алгоритм построения изображения пирамиды:
строится основание (некоторый плоский многоугольник);
отмечается вершина пирамиды;
эта точка (вершина) соединяется с вершинами основания боковыми ребрами. (Невидимые ребра проводятся штриховыми линиями)
При построении правильной пирамиды используется тот факт, что равные наклонные, проведенные из одной точки ( к одной плоскости), имеют равные проекции.
Особенность построения изображения:
строится основание и находится его центр;
из центра вертикально проводится высота;
обозначается вершина;
проводятся боковые ребра.
5 этап. Закрепление нового материала.
Используя чертежи и рисунки, учитель организует устную работу по применению полученных формул. Учащиеся приводят свои примеры, решают задачи № 41, № 45 и отвечают на вопросы:
Что такое пирамида (основание пирамиды, боковые грани, ребра, высота)
Какая пирамида называется правильной? Что такое ось правильной пирамиды?
Что такое апофема правильной пирамиды?
Что такое центр правильного многоугольника?
Как строится чертеж правильной n-угольной пирамиды?
Чему равна боковая поверхность правильной пирамиды?
Как найти полную поверхность пирамиды?
6 этап. Проверка усвоения материала.
Учитель проводит самостоятельную работу по вариантам на построение пирамид. Учащиеся должны составить алгоритм построения пирамид и выполнить чертеж. После обмениваются своими работами и проверяют правильность выполнения задания.
1 вариант:
-Построить изображение правильной треугольной пирамиды.
строится произвольный треугольник;
находится центр этого треугольника (тоска пересечения медиан);
проводится из этой точки высота;
проводятся боковые ребра.
2 вариант:
-Построить изображение правильной четырехугольной пирамиды по алгоритму.
7 этап. Информация о домашнем задании.
п.47 и 50.Вопросы 27, 33, 35. Повторить п.13.
Решить задачу №44. Приготовить тематическую таблицу " Пирамида". Сделать развертки правильной треугольной и шестиугольной пирамид, склеить модели.
рис.1 пирамида
рис.2 правильная четырехугольная пирамида
рис.3 развертки пирамид
Список используемой литературы:
1.Геометрия 7-11.А.В.Погорелов. изд. М.Просвещение 2000
2.Дидактические материалы по геометрии. Ю.А.Киселева. изд."Учитель"2008
3.Геометрия.Учебник для 10-11 классов. Л.С. Атанасян и др. изд. М. Просвещение. 2009
4. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2015 г.;
5. Государственный стандарт основного общего образования по математике;
6. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Ахмедова С.Г.___________