СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока Русское государство при Ярославе Мудром

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рацвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока Русское государство при Ярославе Мудром»

Тема. Русское государство при Ярославе Мудром.

Цели и задачи: познакомить с внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого ; оценить роль Ярослава Мудрого в истории; характеризовать систему управления государством , сложившуюся в годы правления Ярослава Мудрого.

Планируемые результаты: предметные : определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические понятия и термины; выявлять предпосылки расцвета Древнерусского государства; овладевать целостными представлениями о политическом строе Древней Руси. Внутренней и внешней политике русских князей; объяснять социальную сущность « Русской правды»; прослеживать причинно – следственные связи при решении проблемных вопросов отечественной истории4 соотносить систематизировать информацию из различных исторических источников.

Метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работать с различными историческими источниками; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию ; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.



Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: усобица, посадник, династический брак, наместник, «Русская правда».

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование. Карта «Киевская Русь в IX – XII вв.», раздаточный материал; исторические источники «Историк Н. Костомаров о правлении Ярослава Мудрого»», «Русская правда», видеофрагмент История Государства Российского. Серия 21. Ярослав.

Ход урока.

I .Организационный момент

II.Мотивационно – целевой этап

На прошлом уроке мы исследовали внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изучаемый материал.

Тестовый контроль

1. Главы церковных округов, образованных на Руси после принятия христианства:

а) игумены б) епископы в) дьяконы



2. Кто был правителем Руси в 980 - 1015?

а) Владимир б) Игорь в) Олег г) Святослав



3. Откуда на Русь пришло христианство?

а) из Волжской Булгарии б) из Рима

в) из Хазарского каганата г) из Византии



4. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

а) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

б) киевских князей избежать порабощения хазарами

в) жителей Киевской Руси перейти в христианство

г) киевских князей упрочить государство и свою власть



5. Принятие христианства:

а) замедлило развитие культуры

б) привело к созданию Древнерусского государства

в) укрепило международное положение Руси

г) привело к полному исчезновению язычества



6. Деятельность князя Владимира была направлена на:

а) установление определенных норм сбора дани

б) ведение походов против Тюркского каганата

в) строительство городов Новгорода и Киева

г) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства



7. Установите правильную последовательность событий.

A. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б. Крещение Руси

B. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси

Г. Начало княжения Владимира Святославовича

Устная работа. Беседа с классом

1.Докажите, что князь Владимир был выдающимся государственным деятелем. Свой ответ аргументируйте.

2.Используя свои знания по литературе, ответьте на вопросы: почему время князя Владимира было запечатлено во многих былинах? Какие исторические события нашли в них отражение?

3.Проанализируйте причины принятия христианства на Руси. Посчитайте, сколько времени прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси.

4.Выясните, каким образом принятие христианства сказалось на международном положении.

Тема нашего урока « Русское государство при Ярославе Мудром»

- Как вы думаете . о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?



План урока

1. Борьба за власть сыновей Владимира.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого

3. Управление государством при Ярославе

4.Отношения Руси с другими государствами

Проблемный вопрос

- Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства?

III. Введение в новый материал

После смерти Владимира Святославича начались усобицы между его сыновьями. Удалось ли стабилизировать ситуацию в стране? Какие исторические личности участвовали в данном процессе? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке

IV. Работа по теме урока

1. Борьба за власть сыновей Владимира.

Работа с учебником (§ 7 пункт: «Борьба за власть сыновей Владимира».

1. Кому планировал передать власть князь Владимир после своей смерти? Как на это отреагировали его сыновья?

2.Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?

3. Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира? (найдите подтверждение в тексте).

4. Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

5. Каков был итог усобиц?



2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Просмотр видеофрагмента о Ярославе Мудром. Чтение п.2 «Внутренняя политика Ярослава Мудрого»

- Выписать в тетрадь, что сделал Ярослав Мудрый (в виде тезисов).

Работа с документом «Историк Н.И.Костомаров о правлении Ярослава Мудрого»

  1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие?

  2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинений историка, от информации из исторического источника?

Работа с документом «Из правды Ярослава»

  1. Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

  2. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.



3. Управление государством при Ярославе

Внутренняя политика Ярослава мудрого была направлена на укрепление княжеской власти. Великий князь был не только главным правителем, но и военачальником и судьей

Составить схему «Управление государством», прокомментировать ее.



Работа над понятиями: наместник, словарь учебника стр.63.



4. Отношения Руси с другими государствами

Просмотр видеофрагмента о внешней политике Ярослава Мудрого.

Работа над понятиями: династический брак, словарь учебника стр. 63.

Работа с картой.

- Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

- Найдите на карте земли, которые вошли в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.



V.Систематизация и обобщение

Составить кластер «Ярослав Мудрый»

VI.Подведение итогов урока

Вернемся к вопросу, какое толкование слова « мудрый» более всего соответствует личности князя Ярослава Владимировича?

( Ответы учеников)

Итоги правления Ярослава Мудрого:

- укрепление международного авторитета Киевской Руси;

- укрепление княжеской власти;

- развитие торговли и ремесел;

- распространение просвещения;

- издание единого сборника законов.

Домашнее задание

1. Прочитать параграф 7, с. 56 – 61 учебника.

2. Задание на выбор.

- Написать эссе об одном дне жизни Ярослава Мудрого.

- Составить сравнительную таблицу « Деятельность русских князей в X – XI вв.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!