СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: "Русское государство при Ярославе Мудром".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока разработан в формате ФГОС, предусматривает активные формы работы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: "Русское государство при Ярославе Мудром".»

Класс 6


Тема урока: Русское государство при Ярославе Мудром


Цель: знакомство учащихся с особенностями исторического развития Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформулируют и выскажут мнение по вопросу общественных отношений при Ярославе;

- научатся «Русская правда»

- смогут правильно использовать исторические термины (наместник, вотчина, рядовичи, закупы, смерды, холопы, «Русская правда»).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

-примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

- смогут задуматься о важности для себя лично ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе;

- сформулируют и выскажут собственное мнение о личности Ярослава;

Личностные :

- сумеют применять исторические знания для оценивания собственного поведения и поведения окружающих (на основе информации о деятельности Ярослава Мудрого во благо государства)

Тип урока: открытие новых знаний


Оборудование урока: раздаточный материал (документы); учебник. История России. 6 класс. учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.; настенная карта «Возникновение и расцвет Киевской Руси 9-12века»

Ход урока

1. Организационный момент. 
2. Актуализация по теме урока.

Обратите внимание на бюст человека, показанного на картинке. Именно ему будет сейчас посвящено занятие. Это, как вы прочитали, Ярослав Владимирович, получивший в народе прозвище Мудрый. 

Достаточно пальцев, наверно, руки, 
Чтоб тех сосчитать государей 
При ком золотые Русь знала деньки, 
Кому был народ благодарен. 
И есть среди них мудрый князь Ярослав, 
При нем Русь достигла расцвета. 
Конечно, правитель бывал и не прав, 
Но помнят его не за это. 
Прошло с той поры десять долгих веков. 
Мы можем мечтать лишь о славе, 
Добилась что наша страна от трудов 
Влюбленного в Русь Ярослава. (Просвирнов Ю.А.)

Действительно, в жизни каждого народа появляются деятели, которые составляют эпоху в его истории. К числу таких редких выдающихся людей принадлежит и князь Ярослав.

Тема урока:
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

- Сформулируйте, исходя из темы, главную образовательную цель нашего урока. А теперь определите мелкие частные задачи, вытекающие их плана изучения темы. 
Проблемный вопрос
- В конце урока вы должны ответить, почему Ярославу народ дал прозвище Мудрый?
Переходим к основной части урока.

3. Проверка ранее усвоенного материала. 

Вопросы:
1) Какой династии принадлежали первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, Владимир?
2) Как называлась религия, которая была на Руси до принятия христианства?
3) Какие кочевые племена часто нарушали границы Руси, захватывали наши земли, уводили людей в плен, требовали выплаты дани?
4) Объясните смысл (значение) слов «урок» и «погост». Какое отношение к ним имеет княгиня Ольга?
5) Какой князь решил изменить религиозную основу древнерусского государства?
6) Как изменился князь Владимир после крещения?
7) Почему Владимир выбрал именно христианство?
8) Оцените значение принятия христианства для дальнейшего развития Древнерусского государства

4.Изучение нового материала.
Борьба за власть сыновей Владимира.

Рассказ учителя.
У князя Владимира было 12 сыновей, которых еще при жизни он отправил в разные земли Руси, чтобы они проводили там его политику. Любимыми сыновьями были Борис и Глеб. Именно Борису хотел передать великий князь Киевское княжество, но это очень не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу. Первым высказал неповиновение Ярослав, отправленный отцом в Новгород. В 1015 году он отказался платить дань. Разгневанный отец стал готовить поход против сына, но летом 1015 года умер, и только смерть Владимира остановила поход.
Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве, а у Святополка было немало сторонников в городе, и они признали его своим князем. Старший брат решил избавиться от младших и отдал приказ убить не только Бориса, но и Глеба, за что получил прозвище Окаянный.
В борьбу за власть включился Ярослав вместе с новгородским ополчением и наемной варяжской дружиной. Столкновение произошло у Днепра, Святополк проиграл и бежал к польскому королю. Позже при поддержке поляков Святополк утвердился в Киеве. Борьба продолжалась. Даже когда в 1019 году Ярослав одолел Святополка, усобица не прекратилась, так как в борьбу вступил Мстислав Тмутараканский, но после его смерти в 1036 году Ярослав стал единоличным правителем Руси. Война закончилась.
- Что заставило родных братьев взяться за оружие?
- Кто победил в этом противостоянии?
- Какова судьба родных братьев Ярослава Бориса и Глеба?

 Внутренняя политика Ярослава. Система управления государством.
Рассказ учителя.
Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве, становление которого завершилось именно при нем. Первое, что он сделал для установления порядка и законности – начал создавать письменный свод (сборник) законов, который получил название Правда Ярослава. Конечно, документ был несовершенным, содержал пережитки прошлого, но он заложит основу законодательной базы в нашей стране. В документе есть статьи и уголовного, и гражданского права.
Давайте посмотрим отдельные статьи сборника (документ у каждого на столе)








Работа с документом № 1. 
Избранные статьи из «Русской правды»
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
3. Если кто кого – либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети потерпевшего.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а [другие] люди не платят...
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру [штраф] платит та вервь, где найден убитый.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
Ученики по – очереди читают по одной статье и комментируют с помощью учителя.
В системе управления государством высшая власть принадлежала князю. Он был полноправным правителем страны. Он правил при помощи сыновей, которых наместниками отправлял в крупнейшие земли (волости), где они правили с опорой на собственную дружину. Кроме этого князь назначал и глав местного самоуправления – посадников. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей, главным защитником Русской земли. Он определял и взаимоотношения с другими странами, т.е. внешнюю политику. 
В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече вторгалось в вопросы княжения, но князь и местная дружина вынуждены были считаться с его решениями, так как вече распоряжалось народным ополчением.
- Поработаем со вторым документом (документ у каждого на столе)


Документ 2
Повесть временных лет, XII в. О Ярославе Мудром
В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того града Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию…затем монастырь Святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало…, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди… Как если бы один землю вспашет, другой засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую,- так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…
Выясните по документу, что еще нужного и полезного сделал Ярослав для нашего государства в XI веке.


Сделаем динамическую паузу.


Физкультпауза (можно с музыкой)

Внешняя политика Ярослава Мудрого.
С другими государствами Ярослав продолжал политику деда и отца. Он укреплял южные рубежи Руси, его войска наголову разбили печенегов в 1036 году. Укрепил границы на Западе и построил город Юрьев. А 1041 году заключил договор с польским королем. Поход на Византию в 1043 году был неудачным, но с этим государством Ярослав заключил в 1046 году договор, скрепив его браком сына Всеволода и дочери византийского императора Константина. Ярослав расширил территорию своего государства, а на границе со степью возвел ряд городов – крепостей.
Но главной чертой внешнеполитического курса Ярослава были династические браки, при помощи которых князь укреплял положение Руси в Европе.
- Давайте посмотрим, что это были за браки (чтение 4 абзаца учебника, стр.48)
- Итак, за счет чего укреплял международный авторитет государства Ярослав?
Пауза для пальминга. Выполняют все по 3 подхода.


Земельные отношения и основные слои населения.
Главным занятием населения в эпоху Ярослава оставалось сельское хозяйство, поэтому земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями. Все земледельцы – общинники платили дань, через которую государство постепенно утверждало свое право собственности на землю. 
Стали появляться феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья, которые для управления своим хозяйством назначали специальных людей – управителей. Князья жаловали земли ближайшим родственникам, дружинникам, церкви. Появились первые вотчины.
- Для закрепления новых понятий воспользуемся электронным приложением к учебнику, благодаря которому, вы услышите и основные категории населения, которое стало при Ярославе составлять единое общество.
Коррекция слухового восприятия
Включить гиперссылки с историческими терминами по социальному составу населения, прослушать информацию стр.50-51
- Кто относился к привилегированным слоям населения на Руси эпохи Ярослава?
- Какие категории основной части населения вы запомнили?

5.Подведение итогов. Выставление отметок.
Эпоху правления Ярослава Владимировича называют лучшим временем Древней Руси. Давайте еще раз уточним, почему. Для этого нужно будет всем подойти к столу и коллективно выбрать черты характерные для времени Ярослава и разместить их на доске. А мы посмотрим, что из этого получится.
Ребята оформляют доску.
Возвращаемся к проблемному вопросу урока
- Итак, мы подошли к главному вопросу урока: почему Ярославу дал народ прозвище Мудрый? Что вы об этом думаете?

6. Домашнее задание : параграф 7; составить исторический портрет князя Ярослава

7.Рефлексия

  • Что я узнал нового на уроке

  • Что меня заинтересовало

  • О чем мне хотелось бы узнать по подробнее




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!