Тема: Звуки [С] - [З]
Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] - [З].
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».
3. Знакомство с темой.
- Ребята, отгадайте загадки.
Кого обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под ёлкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
(Заяц)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
- Назовите 1-й звук в словах.
Сравнить артикуляцию звуков [С] - [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»):
* губы в улыбке;
* зубы сближены;
* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
* холодный воздух идёт по центру языка;
* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», [3] - «работает».
Вспомнить характеристику звуков и обозначение: звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] - глухой, обозначается синим кружочком, звук [3] звонкий, обозначается зелёным кружочком.
4. Фонетическое упражнение.
- Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).
- Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).
5. Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов.
Са-са-за за-за-са сна-сна-зна
Са-за-за за-са-са сна-зна-зна
Са-за-са за-са-за зна-сна-сна
6. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов).
Са, мо, лёт; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк
7. Физкультминутка.
8. Дидактическая игра «Узнай звук».
- Я называю вам слова, а вы, услышав слово со звуком [С], поднимите синий кружок, со звуком [З] зелёный кружок.
Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.
9. Дидактическая игра «Найди картинку».
Из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть звук [С] или [З], определить место звука в слове, поделить на слоги.
10. Дифференциация звуков [С] - [3] в предложении.
- Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [З].
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идёт в лес.
Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
11. Итог занятия