Выступление Ермоленко Жанны Александровны, учителя начальных классов МОУ «Средняя школа № 9» г. Переславля-Залесского, 2016
Педагогические приемы организации учебной деятельности в процессе реализации курса ОРКСЭ
(из опыта работы)
Духовно – нравственное воспитание детей в процессе реализации курса ОРКСЭ
Формы, педагогические приемы, варианты проведения уроков ОРКС
- эвристические беседы
- учебные и социальные проекты
- уроки-экскурсии
- урок - погружения в другую эпоху
- викторины, конкурсы
- урок - исследование
- творческие мастерские
- урок - конференция
(это как правило заключительный урок по теме)
Педагогические приемы
Формы учебной работы
- Взаимные вопросы и задания для групп;
- Взаимообъяснение;
- Беседа эвристического характера;
- Интервью;
- Драматизация (театрализация).
Сквозные виды учебной деятельности:
- Составление словаря терминов и понятий;
- Составление галереи образов;
- Работа с притчами;
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Эмоциональное вхождение в урок;
- Эпиграф;
- Высказывание Великих;
- Фантастическая добавка;
- Пословица – поговорка;
- Интеллектуальная разминка, игры, и другие …
Эпиграф «Зачем творить добро?»
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
Эпиграф к теме
«Защита Отечества»
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству…»
Сергей Аксаков
Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Для размышлений :
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)
Притча
Всё понимают без слов…
Может прийти день, когда расстояние станет так велико…
Анализ иконы «Александр Невский»
- Как же писались святые образы?
- При каком свете стоит рассматривать икону?
Анализ картины «Александр Невский»
- Опишите лицо, позу Александра Невского.
- Какова цветовая гамма изображения?
- Какие символы вы можете отметить в картине?
- Какие приемы использует художник, чтобы показать мощь князя?
П. Д. Корин, 1942 г .
Драматизация (театрализация)
«Семейные посиделки»
«Рождественские колядки»
«Святочная неделя»
«Кликанье весны»
«Пасха»
«Твори добро»
Драматизация
«Кликанье весны»
Драматизация (театрализация)
Толя Морозов - алтарник в церкви
Рождественский спектакль
Тайной фамилии Знаменский служит легенда о знамении
Богородица, изображенная на местной иконе, подала знак (знамение), отвернула лик от нападавших и заплакала.
Знаменская церковь
г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вла́сьевская (Зна́менская) башня и Зна́менская церковь — сдвоенное здание в историческом центре города Ярославля на площади Волкова .
Сквозные виды учебной деятельности:
- Составление словаря терминов и понятий;
Составление галереи образов;
Информационно-коммуникационные технологии
Фрагмент урока по теме «Православный храм»
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят...
Беседа
- О любви к кому говорит автор стихотворения?
- Приходилось ли вам бывать в храме?
- Какие чувства испытывали, находясь в храме?
- Что больше всего запомнилось? Что такое храм?
- Что вы знаете об устройстве храма?
Ключевые слова
Храм, священник, лампада, свеча, кадило, икона, алтарь, ладан, купол, Богоматерь, крест, богослужение, таинство, колокол, амвон…
Знаем
Хотим узнать
Работа в группах
- 1 группа (при помощи текстов, словаря и дополнительной справочной литературы дети дают определение, что такое храм?) Как в старину называли храм? Где строились храмы на Руси? Каково значение храма в жизни верующего человека?
- 2 группа . Исследует внешнее устройство храма по плану: архитектурные особенности православного храма; какие части выделяют у православного храма; что символизирует купол, крест; сколько глав может быть у храма…
- 3 группа. Исследуется внутреннее строение храма. Притвор, неф, алтарь…
- 4 группа . Что такое звонница? Почему звонят колокола?..
- 5 группа . Что такое богослужение? Что такое икона? Лампада? Кадило?..
- 6 группа . Правила. Как вести себя в храме?..
Оценка на уроках ОРКСЭ
оценка
наблюдение
защита проекта
самооценка
бальная шкала
Составление синквейна
Рождество
Светлое, семейное.
Ликуют, веселятся, поздравляют.
Дарит радость всем людям.
Чудо!
Рефлексия на уроках ОРКСЭ
1. Я
ВСПОМНИЛ УЗНАЛ НАУЧИЛСЯ
2. Я
Теперь я знаю … Теперь я умею … Теперь я (буду) не буду …
Источники
- https :// infourok.ru официальный сайт инфоурок
- http://nsportal.ru с социальная сеть работников образования
- http://www.pravoslavie.ru фотоматериалы
- http://www.tsurganov.info/opisanie-ikon/opisanie-ikony-aleksandra-nevskogo.html православные иконы
- http://info-shkola.ru/opisanie-kartiny-aleksandr-nevskij/ инфошкола
- http://iplayer.fm/q/ музыка+отче+наш / музыкальное сопровождение
В презентации использованы фотоматериалы из личного
архива Ермоленко Ж.А .
Спасибо за внимание!