СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Петербург в русской литературе 19 века".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Петербург в русской литературе 19 века" является составной частью урока "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Просмотр содержимого документа
«"Петербург в русской литературе 19 века".»

Образ Петербурга в русской литературе. 19 века

Образ Петербурга в русской литературе.

19 века

У каждой эпохи свой  образ Петербурга  Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”. Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

У каждой эпохи свой образ Петербурга

Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”. Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ     Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид,  Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...   А. С. Пушкин

А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... А. С. Пушкин

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит…  А.С. Пушкин «Медный всадник»

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит… А.С. Пушкин «Медный всадник»

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений…

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений…

Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, по­вседневных тревог «маленького человека».

Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, по­вседневных тревог «маленького человека».

  Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ   Все мы вышли из его шинели.  Ф. Достоевский

Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ Все мы вышли из его шинели. Ф. Достоевский

 В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.  В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы.  Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают.  Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Н.А. НЕКРАСОВ О ПЕТЕРБУРГЕ        Улица имени Н.А. Некрасова в Петербурге

Н.А. НЕКРАСОВ О ПЕТЕРБУРГЕ Улица имени Н.А. Некрасова в Петербурге

«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ».  Н.В. Гоголь

«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ». Н.В. Гоголь

Петербург Достоевского  Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге.   Свидригайлов

Петербург Достоевского

Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге.

Свидригайлов

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

Сенная площадь Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек. Сенная входила в маршруты прогулок Ф.М.Достоевского.

Сенная площадь

Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек. Сенная входила в маршруты прогулок Ф.М.Достоевского.

Петербургский роман Роман Достоевского “Преступление и наказание” многие критики называют “петербургским романом”. На страницах “Преступления и наказания” автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Петербургский роман

Роман Достоевского “Преступление и наказание” многие критики называют “петербургским романом”. На страницах “Преступления и наказания” автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

 В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.

В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.

Дом Раскольникова В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».

Дом Раскольникова

В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!