СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийное сопровождение практического занятия по русской литературе. "Петербург в произведениях русских писателей. Петербург Достоевского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийный ресурс-презентация  к урокам литературы по изучению романа Ф.М.Достоеского "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"  .Этот роман иногда называют «петербургским романом».  

 Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

 

 

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР  www.fcior.edu.ru:

 

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

 

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28521/zhizn-i-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

 

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28484/roman-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

 

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

 

http://www.fcior.edu.ru/card/28461/prestuplenie-i-nakazanie-kak-roman-tragediya-v-5-aktah-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

 

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28463/kontrolnyy-test-literaturnyy-put-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

 

 

ЭОР №6.

 

 

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28499/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

 

ЭОР №7.

 

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

http://www.fcior.edu.ru/card/28456/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

 

ЭОР №8.

 

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28422/kontrolnyy-test-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

 

ЭОР №9.

 

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28421/kontrolnyy-test-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-2-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

 

ЭОР №10.

 

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28441/evangelskie-motivy-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

 

ЭОР №11.

 

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

 

http://www.fcior.edu.ru/card/15814/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikov-i-m.html

 

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

 

ЭОР №12.

 

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/15816/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikov-i-p.html

 

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

 

ЭОР №13.

 

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

 

http://www.fcior.edu.ru/card/15895/sravnitelnaya-harakteristika-raskolnikov-i-svidrigaylov-bazovoe-izuchenie.html

 

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

 

ЭОР №14.

 

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

http://www.fcior.edu.ru/card/15832/sravnitelnaya-harakteristika-trenazher-dlya-sravnitelnogo-analiza-geroev-romana-prestupleniya-i-naka.html

 

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

 

ЭОР №15.

 

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

 

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийное сопровождение практического занятия по русской литературе. "Петербург в произведениях русских писателей. Петербург Достоевского"»

Санкт-Петербург  Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая 1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед собой цели: модернизировать экономику России и установить тесное экономическое, техническое и культурное взаимодействие с более развитыми странами Европы. В 1712 году Петербург стал столицей России, научным, культурным, промышленным и транспортным центром. Город пережил три революции (1905-1907 гг., Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.). В годы гражданской (1917-1922 гг.) и особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. выпали на его долю тяжелые испытания (900 дней блокады, голод, разруха). В городе сохранено уникальное культурно-историческое  наследие, более 80% памятников XVIII-XIX веков - подлинники.
  • Санкт-Петербург
  • Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая 1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед собой цели: модернизировать экономику России и установить тесное экономическое, техническое и культурное взаимодействие с более развитыми странами Европы.
  • В 1712 году Петербург стал столицей России, научным, культурным, промышленным и транспортным центром.
  • Город пережил три революции (1905-1907 гг., Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.).
  • В годы гражданской (1917-1922 гг.) и особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. выпали на его долю тяжелые испытания (900 дней блокады, голод, разруха).
  • В городе сохранено уникальное культурно-историческое наследие, более 80% памятников XVIII-XIX веков - подлинники.
М.В.Ломоносов, К.Батюшков. Восхищение красотой и совершенством Петербурга А.С.Пушкин. Город противоречив, двойственен. Человек в нем одинок. Н.А.Некрасов. Город бедняков, показывает город через уличные  сцены. Пейзаж мрачен. Н.В.Гоголь. Город холодный, равнодушный. Он враждебен человеку.

М.В.Ломоносов,

К.Батюшков.

Восхищение

красотой и

совершенством

Петербурга

А.С.Пушкин.

Город

противоречив,

двойственен.

Человек в нем

одинок.

Н.А.Некрасов.

Город бедняков,

показывает город

через уличные

сцены.

Пейзаж мрачен.

Н.В.Гоголь.

Город холодный,

равнодушный.

Он враждебен

человеку.

город зла и насилия, центр «самовластья» город назревающих буржуазных противоречий, социальных контрастов. воплощение торжества «исторического разума»

город зла и насилия, центр «самовластья»

город назревающих буржуазных противоречий, социальных контрастов.

воплощение торжества «исторического разума»

М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

  Расширение социальной трактовки темы   Использование снижающих деталей: мрачные коробки доходных домов, замусоренные проходные дворы, черные лестницы.
  • Расширение социальной трактовки темы
  • Использование снижающих деталей: мрачные коробки доходных домов, замусоренные проходные дворы, черные лестницы.
* Пейзаж (франц.) – местность; вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения – природа.  В городском пейзаже изображаются виды городов или архитектурных комплексов.  * Интерьер (франц.) – внутренний;  в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.

* Пейзаж (франц.) – местность;

вид изображения какой-либо местности;

в живописи и графике – основной предмет изображения – природа.

  • В городском пейзаже изображаются виды городов или архитектурных комплексов.

* Интерьер (франц.) – внутренний;

в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.

 «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен.При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…Но – силен, бес!» А.Фадеев

«Есть в «Преступлении и наказании»

гениальные страницы. Роман, точно вылит, так

он строен.При ограниченном числе

действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено «ужасов», до неестественности…Но – силен, бес!»

  • А.Фадеев
Писатель не говорит о великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”. В произведении мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку. Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.  Для Достоевского Петербург - город убийства, нищеты и людского одиночества.
  • Писатель не говорит о великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”.
  • В произведении мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку. Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.
  • Для Достоевского Петербург - город убийства, нищеты и людского одиночества.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и … особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу» …»

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и … особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу» …»

 Летний Петербург   - жара  - пыль  - вонь  - грубые пьяные  голоса  - некрасивые  резкие звуки

Летний Петербург

- жара

- пыль

- вонь

- грубые пьяные

голоса

- некрасивые

резкие звуки

Изображая городской пейзаж, интерьеры автор неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обречённом на невыносимые страдания и лишения, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».
  • Изображая городской пейзаж, интерьеры автор неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
  • Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обречённом на невыносимые страдания и лишения, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб».
  • Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».
 Лестницы, пороги.  Практически на пороге живет семья Мармеладовых, на пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю комнату, беседуют Раскольников и Соня…  Лестница – символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла. Порог – некая точка, где совершается перелом судьбы, где принимаются решения, преступают запреты, обновляются или гибнут.

Лестницы, пороги.

Практически на пороге живет семья Мармеладовых,

на пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю

комнату, беседуют Раскольников и Соня…

Лестница – символ восхождения и нисхождения по

пути добра и зла.

Порог – некая точка, где совершается перелом судьбы, где принимаются решения, преступают запреты, обновляются или гибнут.

«И тогда, стало быть, так же будет солнце  светить?» «Станьте солнцем , вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». В эпилоге Раскольников, возродившийся духовно, слышит песню в «облитой солнцем необозримой степи…» Солнце –символ «живой жизни», символ воскресения героя.

«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить?»

«Станьте солнцем , вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

В эпилоге Раскольников, возродившийся духовно, слышит песню в «облитой солнцем необозримой степи…»

Солнце –символ «живой жизни», символ воскресения героя.

«Небольшая комната… с желтыми  обоями.. Мебель, вся очень старая и из желтого  дерева… Да двух-трех грошовых картинок в желтых  рамках..»  Сам грязно- желтый, уныло-желтый, болезненно- желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.

«Небольшая комната… с желтыми обоями..

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…

Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»

Сам грязно- желтый, уныло-желтый, болезненно-

желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности
  • Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге.
  • Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности
МАОУ Улётовская СОШ Забайкальский край

МАОУ Улётовская СОШ Забайкальский край

МАОУ Улётовская СОШ Забайкальский край

МАОУ Улётовская СОШ Забайкальский край

Петербург - город контрастов.  Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.  Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.  Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»
  • Петербург - город контрастов.

Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.

  • Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
  • Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!