- Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая 1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед собой цели: модернизировать экономику России и установить тесное экономическое, техническое и культурное взаимодействие с более развитыми странами Европы.
- В 1712 году Петербург стал столицей России, научным, культурным, промышленным и транспортным центром.
- Город пережил три революции (1905-1907 гг., Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.).
- В годы гражданской (1917-1922 гг.) и особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. выпали на его долю тяжелые испытания (900 дней блокады, голод, разруха).
- В городе сохранено уникальное культурно-историческое наследие, более 80% памятников XVIII-XIX веков - подлинники.
М.В.Ломоносов,
К.Батюшков.
Восхищение
красотой и
совершенством
Петербурга
А.С.Пушкин.
Город
противоречив,
двойственен.
Человек в нем
одинок.
Н.А.Некрасов.
Город бедняков,
показывает город
через уличные
сцены.
Пейзаж мрачен.
Н.В.Гоголь.
Город холодный,
равнодушный.
Он враждебен
человеку.
город зла и насилия, центр «самовластья»
город назревающих буржуазных противоречий, социальных контрастов.
воплощение торжества «исторического разума»
М.Ю.Лермонтов
Н.В.Гоголь
- Расширение социальной трактовки темы
- Использование снижающих деталей: мрачные коробки доходных домов, замусоренные проходные дворы, черные лестницы.
* Пейзаж (франц.) – местность;
вид изображения какой-либо местности;
в живописи и графике – основной предмет изображения – природа.
- В городском пейзаже изображаются виды городов или архитектурных комплексов.
* Интерьер (франц.) – внутренний;
в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.
«Есть в «Преступлении и наказании»
гениальные страницы. Роман, точно вылит, так
он строен.При ограниченном числе
действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.
Много нагнетено «ужасов», до неестественности…Но – силен, бес!»
- Писатель не говорит о великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”.
- В произведении мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку. Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.
- Для Достоевского Петербург - город убийства, нищеты и людского одиночества.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и … особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу» …»
Летний Петербург
- жара
- пыль
- вонь
- грубые пьяные
голоса
- некрасивые
резкие звуки
- Изображая городской пейзаж, интерьеры автор неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
- Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обречённом на невыносимые страдания и лишения, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб».
- Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».
Лестницы, пороги.
Практически на пороге живет семья Мармеладовых,
на пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю
комнату, беседуют Раскольников и Соня…
Лестница – символ восхождения и нисхождения по
пути добра и зла.
Порог – некая точка, где совершается перелом судьбы, где принимаются решения, преступают запреты, обновляются или гибнут.
«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить?»
«Станьте солнцем , вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».
В эпилоге Раскольников, возродившийся духовно, слышит песню в «облитой солнцем необозримой степи…»
Солнце –символ «живой жизни», символ воскресения героя.
«Небольшая комната… с желтыми обоями..
Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…
Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»
Сам грязно- желтый, уныло-желтый, болезненно-
желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.
- Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге.
- Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности
МАОУ Улётовская СОШ Забайкальский край
МАОУ Улётовская СОШ Забайкальский край
- Петербург - город контрастов.
Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.
- Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
- Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»