| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверено ________/_________/ «___»_______20___г. | |
Педагогический совет на тему: «Портфолио как инструмент педагогического роста учителя»
Выполнила: студентка Бойченко Д.В.
группы Ш-41
Ейск,2018 г.
Педагогический совет на тему: «Портфолио как инструмент педагогического роста учителя»
Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования и профессиональному становлению педагога, является портфолио.
В связи с актуальностью данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции», целью которого явилось: теоретическое и практическое обоснование портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.
Объект исследования: процесс развития профессиональной компе-тенции педагога.
Предмет исследования: портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.
Гипотеза исследования заключается в том, что, портфолио, которое является оценкой результатов деятельности педагога, позволяет поднять уровень развития профессиональной компетенции педагога.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические и научные источники по проблеме исследования.
2. Проанализировать теоретические основы создания портфолио.
3. Обосновать портфолио педагога.
4. Разработать методические рекомендации по созданию портфолио педагога в рамках его профессионального становления.
Реализация вышеобозначенных задач предусматривала использование следующих методов исследования:
- теоретические - анализ, синтез, обобщение, моделирование;
- эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование;
- проксиметрические - изучение передового педагогического опыта.
Практическая значимость исследования: разработка и внедрение модели портфолио учителя в научно-методическую работу школы.
Портфолио учителя - это:
1) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
2) коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса. Портфолио учителя позволяет пополнять школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации.
Современный учитель – это учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя. Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Основной смысл - “показать всё, на что ты способен”.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Учителю:
· реально представить результаты своего труда;
· увидеть свои резервы;
· иметь стимул к самосовершенствованию;
· освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:
· осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
· способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
· развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
· поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио:
- Папка достижений;
- Рефлексивное портфолио;
- Проблемно-исследовательское;
- Тематическое портфолио;
- Портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио:
· как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
· как возможность рефлексии собственной работы;
· как документ, в котором отражено развитие учителя.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества школьного образования.
2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
4. Повышение профессионального уровня учителей.
5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
При разработке и реализации портфолио необходимо учитывать следующие идеи:
- качественное образование -- не то, что человеку дают (образовательная услуга), а то, что он берет в соответствии со своими склонностями и способностями без ущерба для здоровья (ценности, личностные смыслы, компетентность, нравственность, культура);
- существующие подходы к оцениванию достижений не дают возможности реализовать важнейший гуманистический принцип -- сравнение динамики развития человека не с усредненными нормами, а с самим собой;
- оценка эффективности любой образовательной системы может осуществляться при сопоставлении начального уровня (образованности) педагогов (воспитанников) и достигнутых результатов;
- формированию самооценки педагогов, ответственному выбору и принятию решений способствуют создаваемые специально управленческие механизмы, инструменты и средства,
- эффективность портфолио зависит от сохранения баланса между открытостью и доступностью персонифицированной информации для определенного круга лиц и конфиденциальностью педагогической информации,
- в рамках гуманистической парадигмы принципиальным является предотвращение использования накопляемой информации в целях унижения человеческого достоинства, приклеивания ярлыков, манипулирования людьми, в корыстных целях.