1 СЛАЙД Добрый день, уважаемые коллеги. На нашем сегодняшнем педсовете мы хотим оповестить такую тему как «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».
2 СЛАЙД
Наши современные дети умеют читать, но они просто не умеют понимать прочитанное. И на фоне этого возникают такие вопросы «Как вызвать у детей интерес к чтению? Что необходимо сделать, чтобы ребёнок полюбил книгу? Как сделать так, чтобы на моих уроках был интерес у ребят?»
3 СЛАЙД
Низкий уровень культуры чтения определяет ключевые проблемы в образовании: потеря интереса к чтению с приходом в школу, непонимание смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения, отсутствие динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям), преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением текстов других типов)
Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение, как для образования, так и для государства.
4 СЛАЙД
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
5 СЛАЙД
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы НОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. В ФГОС НОО второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьник, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской д-ти как средства самообразования».
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. https://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf
6 СЛАЙД
Статистика:
«Для выявления уровней читательской грамотности была сконструирована диагностическая методика, включавшая 10 тестовых заданий на основе работы с художественным и научно-познавательным текстами, которая была реализована в ходе эмпирического исследования на базе школ гг. Нижнего Новгорода и Дзержинска Нижегородской области. Объем целевой выборки составил 160 человек (дети 10-11 лет).
Впервые анализируются два текста, сходные по тематике, но различные по функциональному стилю, выявлены основные трудности такого анализа, четко обозначены и классифицированы читательские умения по уровню сложности, характерные для младшего школьного возраста. Исследование показало, что высокому уровню сформированности читательской грамотности соответствует 17% (27 учащихся), среднему – 52,8% (85 учащихся), низкому 30,2% (48 учащихся). Установлено, что неполный анализ текста, обобщением информации, нахождением несоответствий являются одной из причин несформированности читательской грамотности.
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-chitatelskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-na-sovremennom-etape-razvitiya-obrazovaniya/viewer
Для того чтобы обучающиеся понимали прочитанный текст и смогли с ним работать, мы предлагаем для работы в начальных классах некоторые приёмы.
Приёмы
7 СЛАЙД
Тонкий и толстый вопрос.
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
8 СЛАЙД
Приём Лингвистическая сказка.
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
9 СЛАЙД
Прием «Письмо с дырками»
Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На _________ небе мгла носилась;
Луна, как ________ пятно,
Сквозь ________ _______ желтела,
И ты __________ сидела-
А нынче погляди в окно:
__________ небесами
_________ коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Задание для группы:
Коллеги, сейчас мы вам привели в пример некоторые приёмы, которые могли бы сформировать читательскую грамотность младших школьников. Конечно, это не все приёмы, поэтому мы предлагаем вам объединиться в группы и обсудить, какие ещё приёмы мы могли бы использовать на уроках. Вы можете оформить это в удобной вам форме, чтобы вывести на коллективное обсуждение.
Рефлексия
Наше заседание подходит к концу. Какие вопросы у вас остались по сегодняшнему педсовету? Какие пожелания вы можете вынести для следующего педсовета?