Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы. Способы формирования читательской грамотности.
Прочитайте приведенный пример. Как вы думаете: что он может обозначать?
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
И.А. Крылов «Мартышка и очки»
-Функциональной грамотности учащихся. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.
Проблемы формирования функциональной грамотности: что показали результаты российских учащихся в исследовании PISA
- На основание этих исследований, можем сделать вывод, что существует проблема по формированию функциональной грамотности.
- Существуют различные виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Финансовая грамотность 5. Глобальные компетенции 6. Креативное мышление.
- Давайте остановимся поподробнее на читательской грамотности.
- Нам с вами предстоит поработать над следующими вопросами:
Какими способами можно сформировать читательскую грамотность у младших школьников?
Какие приемы и методы наиболее эффективны?
Актуальность: еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Это проблема целого общества. Поэтому на сегодняшний день ставится очень актуальная и важная задача ‒ развитие читательской грамотности обучающихся.
Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности, безусловно, должна стать начальная школа. А для этого педагогу нужно использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как:
проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок);
технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия);
технология проектной деятельности;
применение ИКТ и т.п.
- Итак, мы с вами рассмотрели возможные образовательные технологии при формировании читательской грамотности. Теперь я предлагаю вам представить себя в роли педагогов, которым нужно сформировать читательскую грамотность у обучающихся какими-то эффективными методами и приемами.
- Задание следующее: создайте чек-лист с возможными методами и приемами по формированию читательской грамотности младших школьников.
- Вам предстоит разбиться на 3 группы. Далее распределить роли в вашей группе по приложению 1, после этого обсудить с участниками своей группы возможные варианты по предложенному вам заданию. В конце групповой работы представить нам получившиеся у вас результаты, которые мы все вместе обсудим на голосовании, где с помощью выданных вам карточек разных цветов вы ответите на вопрос: «Считаете ли вы, что могли бы использовать этот (эти) метод(-ы)/прием(-ы) на практике с младшими школьниками?».
Время на выполнение этой работы - ровно 7 минут.
Регламент практической работы: | «Роли» участников группы |
Объяснение задания – 3 мин. Выбор ролей внутри группы – 1 мин. Работа в группах – 7 мин. - обсуждение в группах – 4 мин. - представление результатов – 2 мин. - ответы на вопросы от других групп – 1 мин. Голосование других групп по итогам обсуждения – 1 мин. Комментарий модератора – 1 мин. ИТОГ: 20-25 мин на группу. Подведение итогов выполнения задания модератором – 4 мин. | 1.Модератор обсуждения (распределяет роли, направляет обсуждение); 2.Аналитик (записывает и представляет результаты); 3.Таймкипер (контролирует время); 4. Остальные участники группы (активно участвуют в обсуждении). |
Участникам выдаются: листы с регламентом и ролями, цветные карточки для голосования, номера групп, бумага, фломастеры.
Представление результатов:
*прослушивание 1 группы*
Голосование:
- Считаете ли вы, что могли бы использовать этот (эти) метод(-ы)/прием(-ы) на практике с младшими школьниками?
Участники поднимают карточки: зеленая – готовы, желтая – затрудняемся ответить, красная – нет.
Комментарий модератора:
- Спасибо группе за проделанную работу. Я считаю, что положительная сторона этих приемов/методов заключается в…
После представления всех результатов:
- Спасибо группам за активное участие по вопросу решения нашей проблемы. Давайте проголосуем за самые эффективные представленные группами методы и приемы формирования читательской грамотности, которые вы отметили для себя. Прошу перейти по коду и проголосовать.
Пример:
- По результатам опроса, можно сделать вывод, что по мнению большинства, лидирующими приемами и методами по формированию читательской грамотности стали…Рекомендую вам включить эти методы в свою практику для того, чтобы работать над формированием читательской грамотности ваших учеников в начальной школе.
Подведение итогов всего мероприятия
Давайте подведем итоги нашей плодотворной работы.
- Что вам понравилось в организации педсовета?
- Считаете ли вы, что подобранные вами приемы и методы будут эффективны для формирования читательской грамотности младших школьников?
ПРОТОКОЛ 1.
Заседания педагогического совета школы
«__» _______ 2023 г.
Председатель – Сараева Е.В.
Секретарь – Яргина Е.А.
Присутствовали - __ человек
Отсутствовали- __ человек
Повестка дня:
Результаты формирования читательской грамотности на основании исследований PISA.
Групповая работа: Какими способами можно сформировать читательскую грамотность у младших школьников? Какие приемы и методы наиболее эффективны?
Вопрос 2:
По вопросу слушали учителей …, которые предложили следующие приемы и методы по формированию читательской грамотности младших школьников…
Постановили: что данные приемы/методы эффективны в практике учителей по формированию читательской грамотности.
Голосование: …
Председатель: _________ Сараева Е.В.
Секретарь: ____________ Яргина Е.А.