СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Развитие творческой активности обучающихся на уроках и во внеурочное время"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение с искусством в школе необходимо для нравственного и духовного обогащения детей. В любой профессии творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал и дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Развитие творческой активности обучающихся на уроках и во внеурочное время"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»



















Развитие творческой активности обучающихся на уроках

и во внеурочное время





Выполнила: учитель высшей категории

изобразительного искусства и технологии
Архипова Марина Владимировна

МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти






















2021 г.

Пояснительная записка

В стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что целью обучения является развитие у ребенка способности самообучаться, умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся. На развитие творческих способностей, учащихся ориентирует и Национальная доктрина образования Российской Федерации, положение о разностороннем и своевременном развитии творческих способностей.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности.

Общение с искусством в школе необходимо для нравственного и духовного обогащения детей. В любой профессии творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал и дают много возможностей для самовыражения и развития способностей. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования выдвинули новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Школа должна сформировать у ученика не только предметные, универсальные способы действий, но и развивать способности к самоорганизации, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.



    1. Создание педагогическим работником условий для приобретения воспитанниками и обучающимися позитивного социального опыта



      1. Наличие программных материалов по представленному проекту

1.1. Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей

Современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознанную ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и национальных традициях многонационального народа Российской Федерации» - говорится в концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей.

О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Творческую личность наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Согласно образовательного стандарта основного общего образования задача учителя – выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.


Анализ существующей ситуации

Проблема развития творческих способностей у детей - одна из ключевых в педагогической науке и художественное творчество призвано заниматься поисками решения этой проблемы.

Работая 35 лет в школе всегда старалась передать обучающимся учебный материал, делая его доступным, интересным для них, учу их проявлять инициативность, самостоятельность, фантазию… Но постоянно возникают вопросы: «Как сделать урок наиболее эффективным? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? К сожалению, к 13-14 годам у обучающихся проявляется равнодушие к своим успехам в творчестве. Как научить детей применять свои знания на практике? Как развивать творческий потенциал? Как научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем».

Возникают противоречия:

- С одной стороны требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторым запасом знаний недостаточно для самореализации любого индивида – нет его постоянной готовности к изменениям и творчеству.

- Второе противоречие наблюдается в отсутствии возможности индивидуального подхода в школьном механизме подачи информации, которая ограничена и, чаще всего, сводится к варьированию объема усваиваемой учащимися информации и скорости ее усвоения без особого проникновения в суть и актуальной востребованности впоследствии.

Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы новые педагогические технологии, так как их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся, усилит мотивацию и активность школьников, что повысит качество обучения.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана образовательных учреждений появилась внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция основного и дополнительного образования. Большая роль во внеурочной деятельности принадлежит системе дополнительного образования, позволяющей развивать у учащихся творческие способности, достигать в тандеме с основной системой образования высоких личностных и меж предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

В этом плане освоение технологий, методик, технических приёмов, занятия декоративно-прикладным искусством идёт в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного и творческого мышления ребенка.


Актуальность темы проекта

Один из эффективных путей самоопределения личности - занятия искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием «общения» с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня. Проблемные ситуации на занятиях искусством, являются стимулом для творческого развития личности. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме.

Я считаю, что предметы «изобразительное искусство» и «технология», в отличие от других учебных предметов, очень специфичны. Многие коллеги эти предметы считают второстепенными, но, на мой взгляд, они — особенные, потому что связаны с жизнью, способствуют воспитанию у учащихся аналитических способностей, толерантности, проектного мышления, социально-трудовой компетентности, способности к самообучению. Никакие другие уроки, кроме уроков изобразительного искусства и технологии не могут обеспечить реализации индивидуальных способностей каждого и создать условия для разностороннего развития ребенка. Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека.


Цели и задачи проекта

Цель моей работы: развитие творческой инициативы ученика, повышение качества учебного процесса, приобщение к ценностям отечественной художественной культуры.

Задачи:

  1. развивать художественно-творческие способности у детей;

  2. способствовать развитию творческого потенциала у учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся;

  3. формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

  4. воспитывать самостоятельность и активность;

  5. повысить качество преподавания изобразительного искусства на основе внедрения современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, проектных, игровых, здоровьесберегающих).


Этапы реализации проекта:

  • Провести анализ научно – методической и психолого-педагогической литературы по проблеме.

  • Разработка программы внеурочной деятельности и её апробация.

  • Повышения квалификации на курсах по использованию современных образовательных технологий.

  • Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства и технологии.

  • Выявить психолого-педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.

  • Формирование учебно-методического комплекса.

  • Совершенствование форм, методов и приемов обучения.

  • Участие в работе школьного и городского методического объединения, распространение опыта, внедрения современных инноваций.

  • Распространение педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий: подготовка сообщений, открытых уроков, мастер-классов, публикации, разработка методического материала.

  • Сроки реализации проекта: 2018 – 2021 гг.


Условия изменения качества воспитательного процесса

Применение современных образовательных технологий на уроках изобразительно искусства и во внеурочное время позволит:

  • развить творческие индивидуальные способности обучающихся;

  • повысить качества знаний и активность обучающихся на уроке;

  • сформировать умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение других;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их решения;

  • организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных вместе с руководителем;

  • формировать уважительное отношение к материальным ценностям;

  • формировать навыки художественно - творческого самовыражения;

  • воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях, развитие навыков самообслуживания;

  • воспитать духовно богатого и эстетически развитого человека;

  • воспитать обучающихся как зрителей художественных произведений, развитие потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

  • развить потребность обучающихся в здоровом и безопасном для себя и окружающих образе жизни;

  • формировать базы знаний, обучающихся и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • развить воображения, образного мышления, пространственного представления, творческие навыки, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут обучающимся стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств и требований) - ИКТ позволит увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усилия нервно – психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально – мотивационной деятельности;

  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;




Содержание проекта

Основным условием культурно-личностного творческого развития школьников является активное включение их во все виды деятельности – от исполнительской до творческой. Результат процесса обучения (знания, умения, практический опыт творчества) направлены на преобразование и улучшение социальной среды учащегося, так как формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой деятельности. Искусство является способом практически-духовного освоения мира, образной моделью человеческой жизнедеятельности. Художественно-творческая деятельность в известном смысле рассматривается как модель творческого процесса вообще. На всех возрастных этапах она выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение человека, важнейшим средством приобщения его к общечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт.

«Искусство рождается тогда, - писал В.А. Фаворский, - когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям». Исчезали цивилизации, уходили мастера, многие из которых, не оставив своих имен, но оставив в наследство будущим поколениям сотканные, вышитые, расписанные ткани, ковровые и керамические изделия, резьбу по дереву и камню, и многое другое. Это искусство и сегодня поражает яркостью, красочностью и особым жизнеутверждающим характером, делающее нашу жизнь красивей, уютней и теплее.

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. Важнейшей функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления.

Народные промыслы Самарской области не столь популярны как произведения мастеров из соседних регионов - Оренбурга, Тулы, Нижнего Новгорода. Самарский край всегда довольствовался плодородными землями, и людям, его населяющим было этого достаточно. Кроме того, наши ремесла зачастую являются симбиозом различных культур. Но как раз этим-то многообразием Самарская область и интересна. Современные мастера декоративно-прикладного творчества продолжают традиции своих предков и одновременно осваивают новые направления.

Синтезная природа декоративно-прикладного искусства существует в тесном взаимодействии народной культуры и творчества.


Реализация программы по внеурочной деятельности

Рабочая авторская программа «Возрождая - сохраняем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по декоративно-прикладному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности и на основе учебных программ по изобразительному искусству.

Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры современного школьника, развитие художественно-творческой активности.

Программа внеурочной деятельности, адаптирована, рассчитана на 4 года, с 5 по 8 класс, 1 час в неделю. Особенностью данного курса является то, что работа обучающихся организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, учитываются возрастные особенности школьников, максимально приблизив обучающего к овладению тем или иным видом творчества, раскрыть свою индивидуальность, повысить кругозор. Начиная с увлекательного мира народной игрушки и заканчивая современными тенденциями декоративно-прикладного творчества.

  • 5 класс – «Потешных дел мастера» - (народные игрушки)

  • 6 класс – «Не от скуки – на все руки» - (художественная обработка древесины, природных материалов, бумаги)

  • 7 класс – «Сокровища старого сундука» - (народный костюм, богатырские доспехи)

  • 8 класс – «Дарите людям красоту» - (современные направления в декоративно-прикладном искусстве)

Основа программы – это постепенность погружения в мир декоративно-прикладного искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Единство их в каждом занятии обязательно.

Название программы «Возрождая - сохраняем» говорит само за себя, изучая историю ремесла, свойства материалов, основные технологические приемы – мы сохраняем народные традиции, народную культуру в своих изделиях. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает школьникам познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Наилучшие результаты получаются тогда, когда учащиеся сразу начинают работать в материале, осваивая на практике его особенности и художественные качества.

Практическая часть – предусматривает выполнение творческих работ и приобретение технологических навыков. Школьники любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. При этом обучающиеся учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес обучающихся. Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ученики получили в процессе обучения.


Методы и приемы для развития творческих способностей учащихся

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Для развития творческих способностей используем экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, физминутки, упражнения, кроссворды, ребусы.

В работе используются различные методы и приемы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения и изготовления);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- частично-поисковый;

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- метод «подмастерья» - сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

- мотивационный (убеждение, поощрение, участие в выставке).

Такие формы работы, как посещение музеев и выставок, встречи с профессиональными художниками повышают образовательный уровень обучающихся, развивают целенаправленность наблюдения и восприятия. В городе Тольятти 70 зарегистрированных музеев, при совместной деятельности у учащиеся укрепится положительное отношение к родному городу, его истории и современному положению в стране, что ведет к повышению духовно-нравственного воспитания.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности. Вся работа построена в определенной системе, используются традиционные и нетрадиционные формы. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия.

Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей. Поэтому и учитель должен владеть разными видами художественного творчества. Мои увлечения отражены на сайте «Страна Мастеров» - роспись по дереву, тестопластика, бумагопластика, куклы, работа с тканью и бросовым материалом. (Приложение № I.1)


Использование современных образовательных технологий

Технология

Результативность


Технология мастерских


Ведения организационной педагогической работы, способствующие последовательному усвоению школьниками алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях. Обучение ведется от простого к сложному, учащимся предоставляется максимальная свобода проявления активности. Принципы организации учебных мастерских:

- Категорический отказ от практики принуждения.

- Создание условий, при которых дети могут осваивать необходимые компетенции разными путями, в зависимости от собственных способностей.

- Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения компетенциями.

- Творческая деятельность считается главным показателем развития личности, как следствие — она не оценивается.

- В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, взаимоуважения, ведения совместного поиска.



Личностно-ориентированные технологии

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. 

Важным условием развития художественных и творческих способностей учащихся является индивидуальный подход. Здесь можно выделить два направления: предупреждение и устранение пробелов в навыках изобразительного творчества и формирование индивидуального стиля учащегося, раскрытие его личных способностей, интересов.

Поэтому для этих групп я применяю трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).



Методы фиксации и оценивания учебных достижений

Создание и систематизация контрольно-измерительных материалов в виде тестов по отдельным темам, итоговых контрольных работ к урокам «Изобразительное искусство» и «Технология». Подготовка к олимпиадам.

Создание и использование нетрадиционных форм контроля: экспресс-тестов, ребусов, кроссвордов, опросников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.



Проектная (поисково-исследовательская деятельность)


Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков. Темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному в жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний.



Здоровье-

сберегающая

Создаются условия для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на уроках и на внеклассных занятиях. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физминуток и гимнастики для глаз, создание положительного климата на уроке, наличие психологических разрядок.



Игровая технология (игры-исследования)

Эта технология повышает активность учащихся на уроке, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у учащихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Например, на уроках ИЗО по цветоведению можно применять игру «Волшебная палитра». Предложить учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок.  Игры в «Кляксографию» помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: «Найди ошибку», «Художественный салон», «Похоже-непохоже», «Ожившие картины», «Игра-головоломка», «Лучший экскурсовод».

Игры, кроссворды применяются во всех классах для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке.



Педагогика Сотрудничества

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Командная, групповая работа. Учитывая живой интерес школьников к искусству, нужно стремиться каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. 




ИКТ




Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Создание медиатеки электронных презентаций для уроков и занятий творчеством. Материалы медиатеки включены в рабочие программы по ИЗО и внеурочной деятельности.

  1. Слайд-фильмы – подходят для поэтапного рисования.

  2. Проводим виртуальные экскурсии по музеям мира.

С помощью программы Роwег Роinт – учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Графический редактор Раint используется при создании схем для лоскутной мозаики.

Электронные таблицы Ехсеl применяются для создания схем и рисунков, легко создавать и различные орнаменты.

Материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.


Система инновационной оценки «Портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории

индивидуального развития личности. Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, декоративные композиции, фотоколлажи, дипломы.

Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.


Синтез традиционных и инновационных педагогических технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности. Формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.







1.2. Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в рамках представленного проекта

Концепция современного образования включает организацию работы с родителями в современной школе. Цель педагога - помочь родителям выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию школьника. Для вовлечения родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс можно использовать следующую модель взаимодействия.

 

Учитель

 

 

Социальные проекты




Родительские собрания

Консультации

/индивидуальные/

/групповые/







Беседы об особенностях развития ребёнка

Родительские конференции

Совместные мероприятия

/школьные

городские/









Семинары

Практикумы

Мастер-классы



Экскурсии

Выставки

Праздники

Родительский университет







Учителя

Родители

Законные представители ребенка


Социальные партнеры

Обучающиеся








На родительских собраниях в начале учебного года говорим о необходимых инструментах, материалах к творческим заданиям.

На родительских конференциях: отчет о проделанной творческой работе обучающихся вместе с учителем (выставка работ, презентации проектов, показ моделей). Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Ученическое самоуправление - составная часть управленческого процесса школы, предоставляющая собой деятельность обучающихся, способствующая успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.

Ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Цель – создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и содружества учителей и учеников разного возраста.


Совет школьников «Оранжевая планета»




Председатель





Совет руководителей секторов






Сектор «Труд»

Сектор «Забота»

Сектор «Культуры и досуга»

Сектор «Спорт»

Сектор «Знания»







Пресс-центр «Апельсин»





«Оранжевая планета» - это общественный орган самоуправления, объединяющий учащихся школы, с целью вовлечения учащихся в общественную жизнь школы.

Сектор «Культуры и досуга» - отвечает за художественно-эстетическую деятельность в школьном коллективе. В секторе представители из каждого класса, помогают отбирать самые лучшие работы на школьные выставки, являются членами жюри на школьных конкурсах и фестивалях. Также отвечают за оформление школы к праздникам: День учителя, Новый год, к 23 февраля и 8 марта, к Дню Победы, Последний звонок, к Родительским конференциям и другим мероприятиям.



    1. Обеспечение высокого качества организации воспитательного процесса на основе эффективного использования в проекте современных образовательных, в том числе информационных, технологий


1. Представление педагогических средств реализации долгосрочного воспитательного проекта особой педагогической и общественной значимости


1.1. Педагогические средства организации коллективно-творческой деятельности обучающихся в рамках проекта.

Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды. Коллективная деятельность учащихся актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству. Коллективное творчество позволяет активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

Высоко оценивается коллективная деятель­ность как метод проведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.

С учетом интересов, учащиеся распределяют роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность:

1 класс – «Подводный мир», «Танец снежинок», «Вальс цветов»

2 класс – «Цветочная поляна», «Подводный мир», «Бабочки - красавицы» 3 класс – «Весёлый зоопарк», «Мой город», «Флотилия»

4 класс – «Русская деревня», «Ярмарка», «Экология нашего края»

  1. класс – «Убранство русской избы», «Древний город», «Бал во дворце»

6 класс – «Необычный натюрморт», «Наш класс», «Космические дали»

7 класс – «Город будущего», «Наш любимый город»,

Использование на практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка. Коллективные работы украшают интерьеры классов, демонстрируются на родительских собраниях.

Традиционно проводим творческие выставки работ в школе: «Памяти героев войны посвящается…», «Космические фантазии» посвященные Дню Космонавтики, «Милая, нежная, добрая» - День Матери и 8 марта, «Весенняя палитра», «Город Безопасности», «Моё любимое животное», «Мы – за чистую планету», «Золотая осень», «Новогоднее настроение». Традиции в нашей школе – ежегодные выставки поделок «Дары осени» - поделки из природных материалов, «Рождественские сувениры», также конкурс оформления кабинетов к новому году «Вот и выпал первый снег…», «Птичьи столовые», «Экология и человек» - поделки из бросового материала, «Мы - за здоровый образ жизни». Выполнение плакатов и оформление стендов. Создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. (Приложение № II.1)

Творческие работы учащихся украшают интерьеры школы, несколько экспозиций на этажах, которые периодически обновляются.

Выставки, участие в различных конкурсах – от школьных до международных, поднимает самооценку ребенка, позволяет ему осознать себя частью общества, вовлекает в обсуждение и решении путем рисунков важных проблем развития общества, страны и человечества.


Педагогические средства организации поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Особую значимость сегодня приобретает организация поисково-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление. Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно- исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, творческие способности, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Проект – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную проблему, что обогащает и усиливает поиск мотивов, побуждающих творческую деятельность.

В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют практико-ориентированные проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:

  • - сведения об изделии из других областей знаний;

  • - сведения о наличии материалов и инструментов, их свойства и достоинства, сведения о способах производства;

  • - сведения из истории развития промыслов и современное применение изделий в области дизайна.

Результаты научно-исследовательской работы мы представляем на конкурсах и конференциях. (Приложение № II.2)


1.2. Направленность проекта на сохранение здоровья обучающихся.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. В этот период приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

- На уроках соблюдаются требования САНПиНа. (Урок – 40 мин., перемена – 10-15 минут с проветриванием, протиранием парт – после занятий с красками)

- Стараемся чётко организовывать учебный труд для предупреждения утомляемости – перед самостоятельной работой обязательно выполняем разминку пальчиков, спины, готовим рабочее место.

- При планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная – двигательная. Просмотр презентаций, видеоматериалов, перформанс, читаем стихи, рисуем на классной доске, пленэр (осенью и весной).

- На уроке создается обстановка доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

- Осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей (могут работать стоя – если это целесообразно). Пересаживаю, если ребенок долго сидит на одном и том же месте, меняем точку видимости доски и экрана.

- Соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Кабинет снабжен аптечкой, так как это не просто учебный кабинет, а мастерская творчества.

- Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы (в начале урока или в середине), физминутки, профилактические упражнения для глаз. Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

- Динамические паузы периодически меняем, включая музыку обучающиеся придумывают сценарий сами. Каждый может попробовать свои способности в организации и проявить фантазию. (Приложение № II.3)









1.3. Использование ИКТ в рамках проекта как педагогическое средство.

Информационные технологии позволяют сегодня создать на уроке творческую среду и наполнить содержание обучения материалами, которые демонстрируют современные средства изображения. При объяснении нового материала на уроках использую предметные видеоколлекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран, музыка создает определенный настрой.

Приложение № II.4

Разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера является процессом довольно трудоемким и требующим особых навыков. Однако это позволяет создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества работы.

На уроках ИЗО, технологии и внеурочной деятельности, реализуя проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность невозможно представить без использования ИКТ. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии.

Информационные технологии мне приходят на помощь и при сохранении творческих работ это - фотоальбом. В альбоме фотографии лучшие работы учащихся, выполненные в течение последних лет, классифицируются по темам. Многие работы ученики забирают домой или они не возвращаются после конкурсов, поэтому фотоальбом позволяет сохранить и показать обучающимся творческие задумки сверстников.

Через группу в Контакте или почтовый ящик в АСУ РСО каждый обучающийся может задать вопрос, посоветоваться об этапах проделанной работы, или сдать работу на проверку.


Перспективы работы:

1. Опубликовать материалы по данной теме (обобщение опыта) в рамках сетевого сообщества «Открытый класс».

2. Разместить материалы на сайте «МультиУрок»

3. Выступить с обобщением опыта на ГМО учителей изобразительного искусства и технологии.

4. Продолжить работу по развитию творческих способностей, обучающихся на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время.



  1. Информация об организации воспитательного проекта

Наряду с творческой работой в классе, изобразительная деятельность имеет широкие перспективы и в общественной жизни школы. По инициативе творческой группы ребят оформлен вестибюль четвертого этажа, проект «Зимний сад» в городском открытом смотре-конкурсе архитектурно-дизайнерских и художественных проектов «Город–САД» занял Диплом 1 степени. (Приложение № I.2)

На занятиях по внеурочной деятельности и на уроках технологии уделяем время для изготовления сувениров и полезных маленьких вещей для благотворительности. Участвуем в ярмарках, а на вырученные средства покупаем корм для собак и отвозим в питомники. (Приложение № I.3)

Также выполняем изделия для участия в Семейном фестивале декоративно-прикладного творчества «Дорогою добра» в конкурсе «Голубь мира» - номинация «Подарок ветерану», где по положению – все работы остаются у организатора конкурса, а затем отдаются в Детские Дома и ветеранам ВОВ. Также для ветеранов к Дню Победы изготавливаем открытки и девочки шьют подарки. (Приложение № I.4)

Год

Название мероприятия

Результаты

2018

Городская добровольческая акция «Осенняя Неделя Добра - 2016»

Благодарственное письмо

2020

Городской проект «Антимусор»

Благодарственное письмо

2018

Добровольческая акция «Добрый друг» по сбору корма для бездомных животных

Благодарность

2019

Городская добровольческая акция «Скрепка» по сбору канцелярских принадлежностей для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Благодарность

2018

Благотворительная ярмарка по сбору средств для приютов животных «День Добра»

Благодарственное письмо

2018 2021

Акции от РДШ - «Чистый город», «Марафон добра», «Рождественская мечта», «Светофор», «Сигарета на конфету», «Посылка солдату», «Тепло души», «Ветеран», «Бессмертный полк»

Благодарственное письмо

2018

2020

- Мастер-класс «Шерстяная живопись» (работа с флоком)

- Мастер-класс «Русская народная кукла - оберег на счастье» (текстиль)

- Мастер-класс «Рождественский сувенир

из соленого теста» (тестопластика)

для членов клуба молодых инвалидов и их опекунов «Надежда».

Благодарственное письмо

ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» Комсомольское отделение




Приложение № I.1

Блог на сайте «Страна Мастеров»

https://stranamasterov.ru/user/35917
















Приложение № I.2

Коллективный проект «Школьный зимний сад»
































Приложение № I.3

Участие в благотворительных акциях













































Приложение № I.4

Подарки ветеранам













































Приложение № II.1


Школьные выставки детского творчества






































Приложение № II.2

Творческие проекты /участие во Всероссийских конкурсах/























Приложение № II.3

Динамические паузы

Раз –согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, повернуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.



Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!


Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!


Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!




Приложение № II.4

Обучающие сайты по изобразительному искусству

https://videouroki.net/blog/izo/ Учителю ИЗО

https://videouroki.net/blog/tehnologiya/2-free_video/ Учителю технологии /девочки/

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html Школа Карандашика

https://www.hudozhnik.online/uroki_risuiyt_vse Художник Online

https://www.youtube.com/playlist?list=PLMjDNhoE9yya9L8Rca-YSsFKUzU9InkCP Уроки рисования в YouTube

https://videoinfographica.com/drawing-tutorials/

110+ крутых уроков рисования онлайн (с нуля)

https://web-paint.ru/ Блог «Научиться рисовать за 30 дней»

https://vse-kursy.com/read/722-uroki-risovaniya-karandashom.html

Уроки рисования для начинающих

https://vk.com/club155494598 Сообщество учителей изобразительного искусства https://vk.com/love2draw Подборка уроков от группы «Уроки рисования»

https://www.mogut-vse.ru/ludy/

Рисовать могут все. Художественная школа Милы Наумовой

http://risuem.net/category/video-uroki-risovaniya/ Видео уроки рисования

http://risovatlegko.ru/ Уроки рисования и черчения для начинающих

https://www.lesyadraw.ru/

Уроки рисования карандашом для начинающих детей и взрослых

https://www.uchportal.ru/load/149

Учительский портал Уроки МХК, ИЗО и черчения

https://www.liveinternet.ru/users/ivanova16/post322552624

Живопись и изобразительное искусство

Активные ссылки на порталы и сервисы – экскурсии по музеям мира

https://www.youtube.com/playlist?list=PLw0ROuj0-bXuq5inlMrxJAbP0h5ntIlwa Экскурсии по лучшим выставкам и музеям Мира

https://vse-kursy.com/read/321-10-luchshih-video-ekskursii.html

10 крутых видео-экскурсий по популярным городам, странам и музеям мира

https://russia.tv/video/show/brand_id/14225/episode_id/191292/video_id/191292/ Путешествуйте вместе с нами!

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/ Музеи мира

https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/virtualnye-ekskursii/

Виртуальные экскурсии в художественные музеи

https://artchive.ru/artists Артхив

https://gallerix.ru/ Гигантский онлайн-музей Gallerix

https://vse-kursy.com/read/321-10-luchshih-video-ekskursii.html

Дистанционный визит в Лувр

http://www.picture-russia.ru/ Международная галерея современных художников

https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/sbornik_videorolikov_k_urokam_izobrazitelnogo_iskusstva/457-1-0-37376

Сборник видеороликов к урокам изобразительного искусства

https://spanishrenaissance.jimdofree.com/

Испанская живопись эпохи возрождения

http://www.artitaly.ru/ Итальянская живопись

http://www.artfrance.ru/ Француская живопись

http://bibliotekar.ru/art.htm

Библиотека.Ру - Биографии художников, репродукции картин

http://jivopis.ru/gallery/ Живопись.РУ – Энциклопедия живописи

http://smallbay.ru/artrussia/russian_artists.html Картины русских художников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение городского округа Тольятти

«Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В.Комзина»

(полное наименование образовательной организации)

« 05 » мая 2020г.

(дата заполнения справки-подтверждения*)


Директор МБУ «Школа № 2» ________________ Н.Ф. Тихонова




Справка-подтверждение


Настоящим подтверждается, что учитель изобразительного искусства и технологии Архипова Марина Владимировна в период (с 2016 года по 2019 год) работала над проектом «Развитие творческой активности обучающихся на уроках и во внеурочное время». Были разработаны программы внеурочной деятельности «Возрождая-сохраняем», «Азы черчения», «В мире творчества»

В рамках реализации проекта был проведен мониторинг качества обучения и уровня успеваемости по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология».

Цель анализа: выявить динамику успеваемости, качества обучения и среднего балла за период реализации проекта.

Анализ проводился по учебным периодам с 2016 по 2019 учебный год. В ходе анализа использовались данные АСУ РСО, представленные учителем – отчет учителя-предметника и средний балл учителя.

Анализ выявил следующее:

  • успеваемость по всем классам составляет 100% за все периоды,

  • хотя и наблюдалось снижение качества в некоторых классах, однако среднее значение за период составило – +0,1%,

  • увеличилось количество участников и победителей на конкурсах различного уровня (городских, региональных, всероссийских, международных)


Выводы: Марина Владимировна за период реализации проекта имеет стабильные результаты качества более 90%, что подтверждает высокий уровень профессионализма и эффективность применяемых педагогом образовательных технологий.


Директор МБУ «Школа № 2» ________________________ /Н.Ф. Тихонова /




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!