СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая реабилитация в системе образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В научной литературе реабилитационная педагогика определяется как комплексная дисциплина, которая базируется на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, которая разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или трудно -обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка (Г.М. Коджаспирова).

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая реабилитация в системе образования»

В научной литературе реабилитационная педагогика определяется как комплексная дисциплина, которая базируется на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, которая разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или трудно -обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка (Г.М. Коджаспирова).

1. Реабилитационная педагогика — дисциплина комплексная, которая опирается на различные отрасли научных знаний, в том числе дефектологическую;

2. Реабилитационная педагогика представляет из себя особый вариант специфического педагогического воздействия;

3. Восстановление ресурсов развития происходит путем коррекции, компенсации, реабилитации;

КОРРЕКЦИЯ – это полное или частичное исправление или смягчение недостатков развития ребенка с целью соответствия личности ребенка запросам общества, и, прежде всего, удовлетворение потребностей самой личности в развитии;

У детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы. Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития: С нарушениями зрения; С нарушениями слуха; С нарушениями речи; С нарушениями опорно-двигательного аппарата; С нарушениями поведения; С нарушениями эмоционально-волевой сферы; Умственно отсталые дети; С задержкой психического развития; С комплексными нарушениями развития.
Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения - лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Для детей с нарушенным слухом, помимо коррекц. мероприятий общего характера, особое значение имеет коррекция недостатков речевого развития. Важное место занимают мероприятия, направленные на развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих с остатками слуха, а также на формирование и развитие навыков комплексного, слухо-зрительного восприятия речи.

 К коррекционным мероприятиям при этих нарушениях относится также применение индивидуальной и коллективной звукоусиливающей аппаратуры. При коррекции недостатков физического развития глухих детей особое внимание обращается на преодоление тех изменений в характере движений и действий, которые связаны с отсутствием слухового контроля (шумное дыхание и походка, стук при действии с предметами и др.).

В умственном воспитании слепых большое внимание уделяется коррекции недостатков чувственного опыта, связанных с отсутствием зрительного восприятия, преодолению вербализма. Много места уделяется мероприятиям по развитию самостоятельности слепых детей. В системе К. недостатков физического развития слепых детей важнейшую роль играют разностороннее развитие мышечной системы, формирование движений, выработка правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы и т. д.

В К. недостатков речи (устной, чтения и письма) большое место занимает работа по анализу звукового состава слов и исправлению нарушений произношения, которые могут оказывать вторичное влияние и на остальные виды речевой деятельности. К. речи проводится не только у детей, но и у взрослых, включая исправление и незначительных недостатков речи, сказывающихся лишь в спец. видах деятельности (напр., в артистич. деятельности).

К. дефектов двигательной сферы является основной задачей при обучении и воспитании детей с нарушениями движений (в результате детского церебрального паралича, полиомиелита и др.). В коррекц. работе применяются обучение детей правильным движениям, специально разработанная лечебная гимнастика, К. недостатков в работе речедвигательного аппарата и др. мероприятия, разрабатываемые на основе изучения индивидуальных особенностей нарушений моторики.

Огромное место занимают коррекц. мероприятия при обучении и воспитании умственно отсталых детей, нарушения развития к-рых охватывают все стороны личности. Большое внимание в коррекц. работе с ними уделяется мероприятиям по развитию чувственного опыта этих детей, развитию их речи, исправлению дефектов произношения, недостатков двигательной сферы. Выделяемый на нач. этапе обучения умственно отсталых детей пропедевтич. период целиком заполнен коррекц. мероприятиями. На всех этапах обучения этих детей главной задачей является К. недостатков познавательной деятельности (развитие восприятия, способов наблюдения, приёмов сравнения и анализа, запоминания и т. д.).

Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

•          Компенсация- это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции;

•          коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.

Происходит замена выпавшего звена на сохранное,в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Синонимы : замещение, замена, восполнение.

Какие из перечисленных слов, на ваш взгляд, НЕ отражают суть компенсации?.. -замена, -замещение, -восполнение, -дополнение.

Процесс компенсации не является автоматизмом. Развитие других функций происходит благодаря постоянному, интенсивному их использованию. Слепые люди начинают в большей степени полагаться на слух, осязание, обоняние- как основные источники информации; сосредотачиваются на этом. Увеличивается  аналитический опыт получения и обработки информации из этих каналов. Люди с ограниченными возможностями именно учатся максимально  использовать сохранные функции. Например «читать пальцами».

По этой причине у людей с ОВЗ, некоторые сохранные функции получают наибольшее развитие, даже по сравнению со здоровыми людьми. Перестраивается работа мозга. Исключаются раздражители из недоступных каналов.

Это утверждение будет справедливым в отношении людей,  активно использующих сохранные возможности, постоянно обучающихся новым способам взаимодействия с окружающим миром.

Основными факторами успешной компенсации являются:

1)возраст (в раннем возрасте ЦНС обладает большей пластичностью, и чем раньше начнется работа, тем больше вероятность получения положительного результата. ) и краткий временной интервал с момента
возникновения дефекта (в случае приобретения дефекта);

2)Доступная среда — среда, приспособленная под нужды людей с овз, способствует их активности, а значит открывает возможности для деятельности и развития. 

3)социальное окружение. В условиях психологической поддержки и поощряющей дозированной помощи родных и близких возможности компенсации возрастают;

4)личное желание (вера) преодолеть дефект и целенаправленные, регулярные, настойчивые усилия направленные на достижение поставленной цели.

5)специальное обучение.

Педагогическая реабилитация - это вид реабилитации, в ходе которого осуществляется формирование у лиц с нарушениями специфических знаний, умений и личностных свойств, необходимых для участия в социальной практике.

Реабилитационная педагогика, представляя собой специфическую педагогическую деятельность,   выступает в качестве одного из аспектов  социально — реабилитационной деятельности.

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов - это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

- социально-педагогическую диагностику;

- социально-педагогическое консультирование;

- педагогическую коррекцию;

- коррекционное обучение;

- педагогическое просвещение;

- социально-педагогический патронаж и поддержку.

В.З. Кантор определяет социальную реабилитацию как « ….социально- политический феномен, как особый аспект социальной политики государства... При таком понимании реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья... она выступает как деятельность общественных институтов, направленная на удовлетворение специфических нужд и потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья,...и тем самым способствует преодолению той социальной недостаточности, которая прямо или косвенно связана с нарушениями тех или иных  функции организма».

Социальная политика  охватывает  все основные сферы жизнедеятельности людей ( труда, быта и культуры). Социальная реабилитация должна предполагать повышение социальной дееспособности инвалидов в каждой из этих сфер.

Выделяются следующие направления социально — реабилитационной деятельности:

социально — бытовая реабилитация инвалидов

социально — трудовая реабилитация инвалидов

социально - культурная реабилитация инвалидов

а) социально- бытовая реабилитация — это направление социально — реабилитационной деятельности, которое предполагает повышение социальной дееспособности инвалида в сфере домашнего и общественного быта.

б) социально — трудовая реабилитация — это направление социально -реабилитационной деятельности, которое предполагает повышение социальной дееспособности инвалида в трудовой/ профессиональной  сфере.

в) социально- культурная реабилитация -   это направление социально-реабилитационной деятельности, которое предполагает повышение социальной дееспособности инвалида в сфере культурного производства и потребления.

Стоит отметить, что термины социально — трудовая реабилитация и профессиональная реабилитация не являются синонимами.

Что касается профессиональной реабилитации, то она, прежде всего, предполагает возвращение человека либо к той же профессии, по которой он работал до приобретения того или иного нарушения, либо сопоставимой с ней по квалификационным требованиям. Трудовая же — представляет из себя любую трудовую деятельность, доступную для инвалида в данный момент, учитывая структуру его дефекта.

В рамках рассуждений о социально - трудовой реабилитации необходимо подробно остановиться на двух  схожих терминах: социально- трудовая реабилитация и профессиональная реабилитация.

Социально — трудовая реабилитация — это направление социально - реабилитационной деятельности, которое предполагает повышение социальной дееспособности инвалида в трудовой/ профессиональной сфере.

Она представляет собой комплекс реабилитационных средств и методов, направленных на подготовку человека к трудовой деятельности (выработка трудовых и производственных навыков, переквалификация, общеобразовательная либо профессиональная подготовка).

Трудовая реабилитация может быть, например, необходима для того, чтобы улучшить двигательные навыки или навыки речи, научиться пользоваться вспомогательными техническими средствами, разрешить психологические проблемы.

Трудовая реабилитация может включать в себя следующие виды деятельности:

•физиотерапия

•двигательная терапия и консультирование

•творческая терапия

•логопедическая помощь

•помощь социального педагога

•консультирование, основанное на личном опыте

•психологическое консультирование

•коррекционное консультирование

•социальное консультирование

•врачебное (в т.ч. психиатрическое) консультирование.

Трудовая терапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия.

Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор, способствуя физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:

-профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор);

-психологическая поддержка профессионального самоопределения;

-обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;

-повышение квалификации;

-содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

-квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

-профессионально-производственная адаптация.

Трудовая реабилитация способствует развитию личности человека, преодолению недостатков, приобретению необходимых навыков необходимых в дальнейшем для осуществления трудовой деятельности.

Но не всякая трудовая деятельность является профессиональной деятельностью. Проф.деятельность наиболее высокий уровень человеческой трудовой деятельности. Она обеспечивается необходимым образованием- комплексом конкретных знаний, навыков и умений.

Если упрощенно, то трудовая реабилитация способствует развитию работоспособности человека,  а профессиональная - расширению этой сферы.

Так, например, профессиональная реабилитация помогает людям, потерявшим по какой-то причине возможность дальше продолжать свою профессиональную деятельность в данной сфере, перепрофилироваться и использовать свои знания и навыки в другой работе.

Первоначальная реабилитация - это такой этап социально - реабилитационной деятельности, который предполагает приостановление той социальной недостаточности, которая возникает вследствие нарушения той или иной функции организма.

Элементарная реабилитация — это такой этап социально - реабилитационной деятельности, который предполагает создание основ самостоятельности инвалида в ключевых областях общественной практики.

полная реабилитация - это такой этап социально - реабилитационной деятельности, который предполагает достижение инвалидом максимального уровня самостоятельности и социальной мобильности.

Таким образом, мы можем говорить о первоначальной, элементарной и полной социально - бытовой реабилитации; первоначальной, элементарной и полной социально - трудовой реабилитации; первоначальной, элементарной и полной социально - культурной реабилитации.

Крайне важным условием успешности реабилитационно — педагогической деятельности является комплексность подхода к ее организации. Очевидно, что перед тем, как специалистом будет принято решение о том объеме помощи, который необходим ребенку, предстоит долгий путь по сбору сведений о ребенке, его анамнезе, его проблеме и т.п.

При организации реабилитационно-педагогической деятельности важен учет факторов риска в психическом развитии ребенка, которые могут не только оказать влияние на психическое развитие ребенка, но и повлиять на успешность всей реабилитационно- педагогической деятельности в целом.

«Факторы риска», - широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, факторы риска – это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т. е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Вместе с тем, несмотря на вероятностный характер факторов риска, очевидно, что при определенных условиях они способны оказать значительное влияние на психическое развитие ребенка, что вызывает необходимость их учета в профессиональной деятельности специалиста по реабилитационной педагогике.

В зависимости от степени вероятности угрозы выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска; от времени действия – однократные факторы и факторы хронического действия; от источников возникновения, источников психического развития – биологические, психологические и социальные факторы риска. В их число входит множество крайне разнородных по своей природе средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, отсутствия или недостаточных возможностей общения со сверстниками до конфликтных отношений в школе, информационных перегрузок, требований, превышающих возможности ребенка и мн. др.

Составьте 15 обобщающих вопросов в тестовой форме по теоретической части курса, уделяя особое внимание значению реабилитационной педагогики в структуре социально реабилитационной деятельности.

Тест должен включать вопрос и несколько вариантов ответа (не менее 3).

Правильный ответ необходимо выделить жирным шрифтом.

Тест направлен на укрепление знаний по терминологическому аппарату и препятствует  смешению терминов, которыми мы будем оперировать в процессе практических занятий.

Задание теста может содержать вопрос, а также может описывать проблемную ситуацию. По результатам ее анализа  необходимо сделать выбор в пользу того или иного термина.

1) При психологическом обследовании ребенка с проблемами в развитии важно:

- всесторонне изучение познавательной и волевой сферы;

-соблюдение принципов психологического обследования;

-определение причин нарушенного хода развития.

2) Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков – это:

- компенсация

- школьная адаптация

-коррекция

-социальная реабилитация

3) Вид реабилитации, в ходе которого осуществляется формирование у лиц с нарушениями специфических знаний, умений и личностных свойств, необходимых для участия в социальной практике.

- медицинская

- социально-педагогическая

- учебно-трудовая

4) Сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма – это:

- компенсация

- школьная адаптация

-коррекция

-социальная реабилитация

5) Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками – это:

- компенсация

- школьная адаптация

-коррекция-социальная реабилитация

6. На резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека опирается:

-компенсаторный процесс

- коррекционный процесс

- адаптационный процесс

-реабилитационный процесс

7. Понятие «…» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии:

1. дезадаптация

2. девиация

3. болезнь

4. аномалия

8) Выделяются следующие варианты интеграции в обучении:

1. комбинированная

2. интернальная

3. частичная

4. временная

9. При данном варианте интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога:

1. частичная интеграция

2. временная интеграция

3. полная интеграция

4.комбинированная интеграция

10.Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
- социально-педагогическую диагностику;

- социально-педагогическое консультирование;

- педагогическую коррекцию;

- коррекционное обучение;

- медицинскую помощь.

11. Выделяются следующие направления социально — реабилитационной деятельности:

-социально - практическая реабилитация инвалидов

-социально — бытовая реабилитация инвалидов

-социально — трудовая реабилитация инвалидов

-социально - культурная реабилитация инвалидов

12. Декомпенсация – это … функциональных нарушений:

1. ликвидация

2. ослабление

3. рецидив

4. развитие

13. Данный принцип специальной коррекционно-педагогической деятельности обеспечивает целостность педагогического процесса:

1. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

2. деятельностный принцип коррекции

3. принципа единства диагностики и коррекции

4. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

14. Этап социально - реабилитационной деятельности, который предполагает приостановление той социальной недостаточности, которая возникает вследствие нарушения той или иной функции организма.

-первоначальная

-элементарная

-полная

15. К биологическим факторам риска НЕ относятся…

-патология родовой деятельности

-биохимические вредности

-пребывание ребёнка в семье группы социально риска

-инфекционные и вирусные заболевания матери


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!