СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм – одна из главнейших черт всесторонне развитой личности. Младший школьник должен знать историю своей Родины, испытывать чувство гордости за неѐ и свой народ, уважать великие подвиги и свершения этого народа.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе.»

Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира

в начальной школе.


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – наиболее благоприятное время для воспитания и привития, одного из важнейших чувств, любви к Родине. Патриотизм – одна из главнейших черт всесторонне развитой личности. Младший школьник должен знать историю своей Родины, испытывать чувство гордости за неѐ и свой народ, уважать великие подвиги и свершения этого народа. Огромную роль в воспитании этих качеств играет школа. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии.

«Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. 5 Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача» -пишут Л. В. Строганова, Н. Л. Кербицкова.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к урокам «Окружающего мира», направленным на формирование патриотического воспитания прописаны такие требования, как понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Формирование и развитие чувства патриотизма идѐт через ряд этапов, зарождѐнных из любви к своей малой родине – дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Патриотическое воспитание – это комплекс последовательных взаимодействий учителя и коллектива, направленных на достижение качества педагогической деятельности в процессе формирования патриотических качеств личности ребенка .

Патриотические качества включают в себя: 1) осознание своих корней; 2) приверженность к российским традициям; 3) чувство причастности к настоящему и прошлому своей страны, края, к событиям происходящим в мире; 4) активную жизненную позицию (участие в делах класса, школы, городских мероприятиях). Для воспитания таких качеств используются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты патриотизма.

В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады на патриотические темы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

С точки зрения психологии под патриотическими чувствами понимают эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, имеющее практическую направленность и выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека, относящееся к высшим духовным ценностям. В свою очередь с позиции нравственности дается такое определение: патриотические чувства – это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Патриотические чувства включают в себя: 1) выражение субъективной значимости идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести; 2) эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству); 3) переживания, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины; 4) регуляторы конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.

Одним из более эффективных методов воспитания патриотизма является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними: учащийся – учащийся; учащийся – группа учащихся; учащийся – класс; группа учащихся – класс; учащийся – компьютер. Интерактивные методы обучения включают в себя: интерактивную экскурсию, мозговой штурм, презентацию, дискуссию, игру, кейс-метод, аквариум, мини-исследование. 19 Интерактивная экскурсия – особая форма учебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность преподавателя-экскурсовода и руководимых им обучающихся-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах коллекций. Экскурсия как метод обучения позволяет достигнуть определенной дидактической цели, усвоить понятия, теорию, формировать умения и навыки. Интерактивные экскурсии позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся.

Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Презентация – технология мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных средств: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Дискуссия – выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.

Игра – позволяет детям раскрываться, как личность, проявляя все свои умения, внося в игру новые креативные решения. В игре ребенок перестает стесняться и бояться действовать, желание победить становиться основной его целью. 20 Кейс-метод – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Мини-исследование – поиск сведений по какой-либо проблеме, обобщение изученного материала и формирование определенных выводов.

Так же в процесс патриотического воспитания можно включать родителей, используя метод творческих проектов.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (школы, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Ребѐнку объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из 22 жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!