СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования. Поэтому, каждый учитель на своих уроках  должен заниматься патриотическим воспитанием. Курс биологии представляет большие возможности в этом направлении.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках биологии»

МБОУ ОСШ № 4 г. Ульяновск

Учитель Муслина Т.Н.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

«Воспитание человека – гражданина, человека – патриота, должно быть

главной целью всего педагогического процесса»

М.В. Ломоносов

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования, потому что, к сожалению, далеко не все молодые люди думают сегодня так как великий поэт А.С. Пушкин, который сказал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал». Большой проблемой является то, что всё больше и больше молодых и талантливых людей покидают нашу Родину в поисках лучшей жизни. Поэтому, услышав часто повторяющуюся сейчас фразу «Где лучше жить, там и родина», каждый учитель на своих уроках должен так говорить о России, о великих сынах и дочерях ее, так рассуждать и поворачивать разными гранями явления жизни, чтобы молодые ребята ясно поняли, что стоит за сочетаниями «родная страна», «родной край», «родной дом», а потом, уже имея багаж знаний, и рассуждали, помня, например, русскую поговорку: «И кости по родине плачут». Школьный курс биологии в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважение и любовь к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремление сберечь, украсить и защитить её.

В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности, такие как:

  1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии и химии.

  2. Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция, экология и др.

  3. Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов, лугов, полей и рек. Воспитание чувства сопричастности с родной природой.

  4. Использование на уроках творчества поэтов, художников, воспевающего родную природу.

  5. Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.

Вот конкретные примеры.

Рассматривая тему «Происхождение культурных растений», сообщаю ребятам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова, который предпринял путешествия во все части земного шара. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина – хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего.

После войны вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани был создан Кубанский генетический банк семян. Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся почувствовать никогда. И не нужно этого! И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимется на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.

Тема «Болезнетворные бактерии» богата познавательными и воспитательными возможностями. Учащиеся знают, что бактерии – это огромный мир разнообразных по форме и биологическим особенностям мельчайших организмов, имеющих большое значение в природе и в жизни человека. При изучении темы они узнают много интересного и поучительного о жизни ученых, которые занимались изучением бактерий, особенно болезнетворных.

Ни сил, ни труда, ни даже жизни не жалели русские ученые для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Заболотный, И.В. Мамонтов. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой врач И.В. Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить ее я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путем многих страданий, настоящего человеческого счастья на земле, такого прекрасного, что за представление о нем можно отдать все, что есть личного, и самую жизнь». А вот последняя, предсмертная телеграмма И.А. Деминского: «Я заразился от сусликов легочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные культуры. Записи все в порядке. Остальное расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский». Вместе с учащимися мы выясняем: какую цель преследовали ученые, отправляясь туда, где вспыхивали эпидемии чумы? О чем свидетельствуют их письма? Изучение этой темы воспитывает у детей чувства протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва.

Программы по биологии предусматривают введение в учебный процесс материала по региональному компоненту. Цель введения регионального компонента – это создание условий развития у учащихся универсального мира восприятия через понимание малой родины как части большого мира. Введение в преподавание биологии местного материала позволяет обеспечить изучение животного, растительного мира, природных сообществ родного края. В связи с этим уроки биологии должны нести информацию о многообразии и специфичности флоры и фауны родного края, экономических проблем поселения, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

При реализации регионального компонента очень важную роль играют экскурсии. Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у учащихся можно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы активное участие: совершать походы по памятным местам родного края, экологически важным объектам и т.д. Участие в экскурсии, если она будет отличаться высокой содержательностью и красочностью, должна вызвать у учащихся чувство восхищения, стремление прикоснуться к красоте родного края, вызывать желание оберегать природу. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. Школьное патриотическое воспитание это закалка души и тела. В заключение хочется сказать, что благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность организовать учебный процесс так, чтобы студенты почувствовали себя неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа, ведь другого Отечества и другой истории у нас не будет.
Литература:

Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегион. науч.- практ. конф. Г.Волгоград, 19 -20 нояб. 1998г. – Волгоград: Перемена, 1999.

Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст] / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова // Педагогика: традиции и инновации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!