Интервью с Викторией Васильевной (часть 1) |
Квартира. Вова и ВВ сидят рядом на диване или за столом пьют чай. | Виктория Васильевна, а сколько Вам было лет, когда началась война? Мне было 8, как тебе сейчас. Вы услышали новость по радио, или кто-то рассказал? ..... (ВВ рассказывает коротко про начало войны, эвакуацию).... И мое детство закончилось... | Вова Панасьян (Ученик 30) и Виктория Васильевна |
ТИТРЫ (название фильма, школа, класс) |
Блок в зале Воинской Славы |
Дети стоят в ряд со свечами в зале воинской славы в школе 25. | - Детство закончилось еще у нескольких миллионов детей в нашей стране. У каждого из них своя судьба, но все они до сих пор одинаково делят жизнь на периоды «до войны» и «после войны». | Ученик 1. Парадная форма. |
- Страшнее было тем, кто оказался на оккупированной фашистами территории. | Ученик 2. Парадная форма. |
-Никто не знает, сколько детей погибло под снарядами во время авианалетов в первые часы войны. | Ученик 3. Парадная форма. |
- Нет точных даных о том, сколько детей умерло от голода и болезней. | Ученик 4. Парадная форма. |
- Никто уже не сможет посчитать замученных в концлагерях детей. | Ученик 5. Парадная форма. |
Старые военные фотографии с детьми, концлагерь, кадры блокадного Ленинграда с детьми. | Скорбная музыка (Альбинони, адажио https://youtu.be/JqP_7IU3R10) звучит тихо, пока дети говорят, потом громче в момент демонстрации фото. | - |
Дети кладут свечи и мягкие игрушки на какой-нибудь стол. | - | все первые 5 учеников |
БЛОК с школьной библиотеке |
Школьная библиотека, на столе разложены книги о ВОВ, дети медленно листают страницы с фото и поочередно говорят свои фразы. Кто-то может стоять у стеллажей с книгами о ВОВ. Или около интерактивной доски, на которой идет документальный фильм о концлагере. | - Жизнь в тылу тоже была очень тяжелой. Подростки работали наравне со взрослыми на полях, фабриках и заводах. | Ученик 6. Парадная форма. |
- Это был тяжелый труд по 12-14 часов. Все во имя победы! | Ученик 7. Парадная форма. |
- На фронт нужно было отправлять продукты, одежду и оружие, и дети помогали как могли. | Ученик 8. Парадная форма. |
- Сейчас нам трудно представить, как жили наши ровесники во время войны. | Ученик 9. Парадная форма. |
- Даже в самые тяжелые для страны годы дети продолжали учиться. | Ученик 10. Парадная форма. |
Блок с классе (учеба). Будет два стола рядом, дети говорят реплики в парах, сравнивая жизнь современных детей и жизнь ровесников во время войны. Можно кадры с «воспоминаниями» о войне делать черно-белыми. |
Ребенок у доски, на которой мелом написано «Пусть всегда будет солнце». Говорит фразу, ставит в конце восклицательный знак. (или можно как-то продемонстрировать возможности интерактивной доски) | - Мы учимся в просторных, теплых и красивых классах. | Ученик 11. Парадная форма. |
Ч/б. Двое детей сидят за партами в теплых куртках и платках, читают одну книгу на двоих. Можно поставить свечу и приглушить свет. | - В годы войны было сложно отапливать всю школу, поэтому ученики разных классов собирались в одном помещении и сидели на уроках в верхней одежде. | Ученик 12. Верхняя одежда, на голове большой теплый платок, перекрещенный не груди, завязанный на спине. |
Ребенок за партой, перед ним яркие учебники и тетради. | - Сейчас у каждого ученика есть яркие рабочие тетради и много красивых учебников с картинками. | Ученик 13. Парадная форма. |
Ч/б. Ребенок сидит за партой, перед ним газета, на свободных местах детским почерком написаны слова «мама», «мир», «дети». Красиво пишет букву пером. | - Во время войны детям часто приходилось писать на старых газетах. | Ученик 14. Однотонный темный свитер. |
Ребенок показывает пачку фломастеров и разные ручки. | - В пенале современных детей много удобных шариковых ручек и ярких фломастеров. | Ученик 15. Парадная форма. |
Ч/б. Ребенок размешивает черную взвесь в баночке. | - В классах иногда было так холодно, что чернила замерзали. Тогда дети разводили водой сажу из печи и писали буквы этим раствором. | Ученик 16. Однотонный темный свитер. |
Блок с столовой (питание) |
Дети сидят за столом в столовой. Можно показать первое-второе-компот. | - Сейчас дети в нашей стране не знают, что такое голод. И дома и в школе нас уговаривают съесть полезный суп, мясное блюдо, овощи и фрукты. | Ученик 17. Парадная форма |
Ребенок вытряхивает из пакета много конфет (можно новогодний подарок) | - А из большого набора конфет мы выбираем только самые вкусные! | Ученик 18. Парадная форма |
Ч/б. Ребенок сидит за столом, показывает маленький кусочек черного хлеба (125 г) | - Во время войны продуктов не хватало в каждом городе и селе. Сильнее всего люди голодали в блокадном Ленинграде. Вот такой кусочек хлеба получали дети один раз в сутки... | Ученик 19. Однотонный свитер. |
Блок в классе (поставить рядом 3 парты, переводить камеру на того ребенка, который говорит) |
На парте шахматная доска, ребенок сидит за партой, говорит фразу, делает ход. | - После учебы мы ходим на кружки и дополнительные занятия: | Ученик 20. Парадная форма |
На парте большой рисунок, у ребенка кисточка в руке. Говорит фразу, делает мазок по картине. | - Мы занимаемся художественным творчеством, | Ученик 21. Парадная форма |
На парте тетрадь по ментальной арифметике и соробан. После фразы щелкает соробаном. | - Развиваем интеллект, | Ученик 22. Парадная форма |
На стуле сидит ребенок с гитарой или другим музыкальным инструментом | - Учимся играть на музыкальных инструментах, | Ученик 23. Парадная форма |
Ребенок в кимоно, говорит фразу, показывает прием | - Занимаемся спортом | Ученик 24. Парадная форма |
(еще можно быстро показать галерею фото наших детей, которые играют на фо-но, скачут на лошадях, играют в хоккей и т.д.) | | |
В школе, класс со станками. |
Съемка в школе у станков (кабинет для уроков труда у мальчиков). Кто-то работает на станке. | - Дети старше 12 лет работали наравне со взрослыми. Они помогали собирать и перерабатывать урожай, шили форму для солдат, помогали строить оборонительные сооружения, делали детали для военной техники и снарядов. | Ученик 25. Темный рабочий халат или фартук. |
На улице или у кого-то дома |
Ребенок держит младшего братика (сестричку) на руках. Кормит из бутылочки, например. | - Пока взрослые были на работе, наши ровесники много помогали по дому, готовили еду, ухаживали за домашними животными и нянчили малышей. | Ученик 26. Верхняя одежда. |
Блок в классе (госпиталь). Можно напечатать на листке слово «госпиталь» и повесить красный крест. В годы войны госпиталь часто размещался именно в школе, в палатах висели школьные доски. |
Ребенок у надписи «Госпиталь» | - А еще дети изо всех сил старались поддержать раненых бойцов, которые восстанавливали здоровье в госпиталях. | Ученик 27. Парадная форма. |
Дети строятся как хор. Часть стоит на полу, вторые на низкой скамье, третьи - на стульях. Некоторые дети из хора сначала читают стихотворение Евтушенко по 2-4 строчки, потом все поют 1-й куплет и припев 2 раза «Вставай, страна огромная» под звучание хора им. Александрова, потом еще стихи. | В палате выключили радио, и кто-то гладил мне вихор... В зиминском госпитале раненым давал концерт наш детский хор. | Ученик 28. Парадная форма. |
Уже начать нам знаки делали. Двумя рядами у стены стояли мальчики и девочки перед героями войны. | Ученик 29. Парадная форма. |
Они, родные, некрасивые, с большими впадинами глаз, и сами жалкие, несильные, смотрели с жалостью на нас. | Ученик (у кого мало слов). Парадная форма. |
В тылу измученные битвами, худы, заморены, бледны, в своих пальтишках драных были мы для них героями войны. | Ученик (у кого мало слов). Парадная форма. |
О, взгляды долгие, подробные! О, сострадание сестер! Но вот:«Вставай, страна огромная!» - запел, запел наш детский хор. | |
Дети вступают после трех ударов барабана (там короткое вступление, поют с хором Александрова песню «Священная война» 1 куплет и припев 2 раза, закончить так же тремя ударами проигрыша. https://youtu.be/uUHwbppl00s | песня | все дети |
Хор так и стоит, дети дочитывают поочередно стихотворение Евтушенко. | Солдаты пели, словно школьники, и, как солдаты, пели мы. | Ученик (у кого мало слов). Парадная форма. |
Все пели праведно и доблестно - и няня в стареньком платке, и в сапогах кирзовых докторша, забывши градусник в руке. | Ученик (у кого мало слов). Парадная форма. |
Разрывы слышались нам дальние, и было свято и светло... Вот это все и было Армия. Все это Родину спасло! | Ученик (у кого мало слов). Парадная форма. |
Несколько старых фото Победы (встреча солдат с цветами у поезда, кадры парада Победы, салют) | Звучит еще один припев в исполнении хора Александрова: «Пусть ярость благородная...» | |
Снова комната в квартире, интервью с Викторией Васильевной (финал) |
Комната, продолжается разговор, чаепитие. | - Виктория Васильевна, а что было после войны, кем вы стали? | Вова Панасьян и Виктория Васильевна |
- Я стала художником, архитектором, доктором наук, профессором. Я - автор нескольких книг и огромного количества статей в научных журналах. | |
Крупно Виктория Васильевна. | Хочу на память подарить 2 «А» свою любимую детскую книгу... Желаю вам всегда жить в мире. Ищите свое дело жизни, пусть сбудутся все мечты. | |
Музыка, титры |