СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль уроков истории в патриотическом воспитании учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки истории призваны способствовать воспитанию патриотизма учащихся. В этой связи для современной школы становятся наиболее актуальными задачи патриотического воспитания. Педагогическое наследие известных педагогов в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности остаётся востребованным сегодня. Их подходы основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях.

Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества»[1]       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываются чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.       Проблемазаключается в том, что  теряются  основы патриотизма. Тем не менее, современная методика преподавания гуманитарных предметов содержит большое количество материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся. В этой связи для современной  школы становятся наиболее актуальными  задачи патриотического воспитания: социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства.               Для нас, студентов-практикантов, будущих учителей истории,  очень актуальным является обращение к опыту великих педагогов для решения вопросов воспитания патриотических чувств.         Так, известные  педагоги считали необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни.  Если мы обратимся к идеям великого педагога  В. А. Сухомлинского, то он считал, что основа активной жизненной позиции человека это  любовь к Родине. В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В.А. Сухомлинский писал: "… воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души"[2].  Мы видим, что  опыт воспитания патриотизма у В.А. Сухомлинского основывается на воспитании нравственных начал. Которые были и есть ценностью во все времена.           Поэтому общественно-значимыми и личностно-значимыми ценностями являются чувства гражданственности и патриотизма.  Это идеи духовности, гражданской ответственности, что составляют единство  социальной активности, чувство неразрывности с Родиной, готовность жертвовать жизнью ради своей Родины.         В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории играют большую роль. На уроках истории, изучая тему, например, можно останавливаться на тех исторических личностях, которые сыграли выдающуюся роль для истории России, и на их примерах учить детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев Отечественных войн, их  гражданский и нравственный опыт учит школьников следовать их примеру, становиться настоящими патриотами своей Родины. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.  Научить патриотизму невозможно, но учитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования.       Во время  педагогической практики в школе мы использовали  метод проектов,  позволяющий создать ресурс для решения проблемы патриотического воспитания. Каждый школьник является  равноправным членом творческой группы, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников. Примером подобной работы  можно перечислить  следующие проекты: Проект «Дети войны». Создание мультимедийного альманаха. Цель проекта: -расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о значении тыла, трудового подвига земляков-якутян; - воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства,  республики, родственников, победивших фашизм. Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают архивный материал, и оформляют его в виде презентаций по  следующим  рубрикам:  «Вклад республики Якутия в победу» «Дети войны, живущие рядом с нами» «У войны не детское  лицо», «Помню и горжусь» (истории о близких и родственниках на фронтах войны). Практический результат проекта: мультимедийный альманах «Великая Отечественная война в лицах», материалы которого передаются ветеранам войны, в День Победы, встречи с ними, что придает социальную значимость данному проекту.         Таким образом, уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев.

 

Просмотр содержимого документа
«Роль уроков истории в патриотическом воспитании учащихся»

Программа внеурочной деятельности «Загадочная планета»

5 класс

(общеинтеллектуальное направление)

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Загадочная планета» для 5 классов разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • планируемых результатов основного общего образования;

  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

  • Основной образовательной программы основного общего образования БОУ г.Омска СОШ №152

  • учебного плана БОУ г.Омска СОШ №152

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся и носит прикладной характер. Она особенно актуальна, поскольку расширяет границы первых представлений обучающихся 5 классов о новом для них учебном предмете «География».

Целями программы внеурочной деятельности «Загадочная планета» являются:

  • расширение и углубление знаний учащихся по географии;

  • развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  • выработка практических навыков при работе с различными географическими картами;

  • формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники;

  • закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике;

  • формирование навыков использования интернет ресурсов по географии;

выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически его обосновывать; развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.

Место курса внеурочной деятельности «Загадочная планета» в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Загадочная планета» в 5 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).

Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Загадочная планета»

По итогам освоения программы внеурочной деятельности «Загадочная планета» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • получение общих знаний о способах ориентироваться на местности;

  • получение представлений о плане местности, масштабе, условных обозначениях;

  • получение знаний о форме Земли и следствиях вращения Земли;

  • наблюдение за элементами погоды;

  • получение знаний о процессах и явлениях природы.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества):

  • умение определять время по солнцу и звездам;

  • умение определять азимут на местности;

  • нахождение объектов на карте и глобусе по географическим координатам;

  • умение использовать географические знания в повседневной жизни для обоснования и оценки различных природных явлений и процессов.

Результаты третьего уровня (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде):

  • умение работать в группе, прислушиваться к мнению ее членов при выполнении практических работ, например, при составлении плана местности;

  • умение отстаивать свою точку зрения при объяснении различных явлений и процессов природы;

  • владение планированием и постановкой эксперимента при объяснении причин погоды и основных показателей природы;

  • обладание высоким уровнем самостоятельности личности при работе на местности, во время экскурсии;

  • проявление творческого характера деятельности при составлении природных явлений и процессов, происходящих в природе. Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются создание творческих работ

обучающихся, накопление материалов в виде «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения настоящей программы осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, экскурсии, электронные презентации, заочные путешествия, практические работы на местности.

Критериями эффективности занятий при этом выступают: умение ориентироваться на местности, сформированность знаний о процессах и явлениях, происходящих в природе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса являются:

  • определение и высказывание под руководством преподавателя самых простых понятий;

  • умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и преподавателя.

Метапредметным результатами изучения курса внеурочной деятельности являются:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • осознание целостности окружающего мира;

  • освоение основ географической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире

Тематический план

п/п

Название темы

Количество

часов

1

Введение

1

2

Ориентирование на местности

11

3

Жизнь земной коры

5

4

Голубая планета

7

5

Воздушное покрывало

5

6

Зеленая планета

5


Всего

34

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч)

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности (11 ч)

История изобретения компаса. Упражнения и движение на местности с компасом и без него. Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Решение географических задач на определение координат.

Тема 3. Жизнь земной коры (5 ч)

Современные гипотезы о происхождении гор на земле. Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности.

Тема 4. Голубая планета (7 ч)

Современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Тема5. Воздушное покрывало (5 ч)

Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.

Тема 6. Зеленая планета (5 ч)

Удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Крупные заповедники и охраняемые природные территории. Экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.








Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Основные виды деятельности учащихся

1

2

3

4

1.

Введение

1

Обсуждение, планирование тестирование

Тема «Ориентирование на местности» (11ч)

2.

Время, по которому мы живем.

1

Работа с источниками географической информации.

3.

Солнце как маяк. Определяем время по солнцу

1

Экскурсия на местность.

4.

Ориентирование по звездам и луне.

1

Обсуждение полученной информации.

5.

Кто придумал компас?

1

Сбор информации и подготовка к созданию презентации.

6.

Загадочная стрелка.

1

Обсуждение полученной информации.

7.

Компасы без магнитной стрелки.

1

Обсуждение полученной информации.

8.

Движение по азимутам.

1

Практическая работа по теме «Определение азимута школьных

объектов».

9.

Географические координаты.

1

Решение географических задач на определение координат.

10.

Местность и карта.

1

Практическая работа по теме «Составление плана своей местности, используя условные обозначения».



11.

Подготовка к походу.

1

Составление правил безопасного похода в природу.


12.

Местные ориентиры, приметы и признаки.

1

Экскурсия на местность.


Тема «Жизнь земной коры» (5 ч)


13.

Плавают ли материки?

1

Знакомство с гипотезами о движения земной коры.


14.

Как растут горы?

1

Просмотр видеофильма. Обсуждение.


15.

О чем расскажут камни?

1

Просмотр видеофильма.


16.

Как ищут полезные ископаемые?

1

Практическая работа по теме «Сбор коллекции горных пород своей

местности».


17.

Есть ли бесполезные ископаемые

1

Сбор информации, работа с географическими источниками информации Обсуждение темы.


Тема «Голубая планета» (7 ч)


18.

Великие реки Земли.

1

Практическая работа по теме «Составление каталога крупных рек

мира».


19

Удивительные озера мира.

1

Сбор информации и совместная подготовка презентации.


20

Твердый океан.

1

Работа с атласами картами, таблицами, интернет ресурсами.


21

«Белая смерть» - лавины.

1

Обсуждение полученной информации.


22

Бермудский треугольник.

1

Выступление с сообщениями. Обсуждение.


23.

Водяное отопление материков.

1

Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов.


24.

Опасный океан: смерчи, цунами.

1

Просмотр видеофильма, обсуждение.

Тема «Воздушное покрывало» (5 ч)

25.

Одежда Земли.

1

Обсуждение полученной информации.

26.

Миф или правда: искусственный дождь.

1

Работа с источниками географической информации.

27.

Учимся предсказывать погоду.

1

Практическая работа по теме «Как работает школьная метеостанция?»

28.

Живые барометры.

1

Выступление с сообщениями. Обсуждение, приведение примеров из

жизни.

Практическая работа по теме «Наблюдение за поведением живых организмов перед изменением погоды».

29.

Грозные явления в атмосфере.

1

Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение.

Тема «Зеленая планета» (5 ч)

30.

Уникальные растения и животные.

1

Практическая работа по теме «Определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде».

31.

Зеленое богатство океанов.

1

Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами.

32.

Природные лаборатории-заповедники.

1

Экскурсия.

33.

Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

1

Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Работа с источниками информации, атласами, интернет

ресурсами.

34.

Обобщение полученных знаний.

1

Урок-конференция Выступление с защитой презентаций.


Литература

Для преподавателя:

  1. И.И. Баринова, Л. И. Елховская «Внеурочная работа по географии», М.: Просвещение, 2013.

  2. О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2010.

  3. Н. Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2012.

  4. География: уроки - игры в средней школе/сост. Н. В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2010.

  5. И. Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках». М.: «Творческий центр Сфера», 2012.

  6. Разумовская О.К. Веселая география - Ярославль «Академия развития»2011г.

  7. Новенко Д.В. Практические работы на местности - М. «Дрофа» 2012г.. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

  8. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2012.

  9. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н. Сайт:http://www.danilova.ru

  10. География:Все для учителя географии

  11. Сайт:http://geo.1september.ru

  12. География:Энциклопедическая библиотека.

  13. Сайт:кйр://ше§асо11ес1;юп.ги

Для учащихся:

  1. «Большой географический атлас»./сост. М.Г. Горчаков, О.Н. Савина/, М.: «ОЛМА-Пресс», 2013.

  2. «География. Справочник школьника»./сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2012.

  3. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история./ под ред. М. Д. Аксенова/, М.: АВАНТА, 2013.

  4. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2012.

  5. «Мир географии»./сост. Л. Г. Бондарев и др./, М.: «Мысль», 2007.

  6. Молодцова З.В. Занимательная география. - Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

  7. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.

  8. Запартович Б.Б. С любовью к природе. - Москва: Педагогика, 2012 Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2012

  9. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2012

  10. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 2012.

  11. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 2010

Электронные образовательные ресурсы

http://geo.1september.ru

http://megacollection.ru

Материально-техническое обеспечение

ноутбук, проектор, экран




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!