СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Панно - "Медведь в лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту работу выполнил ученик обучающийся по программе 8 вида с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок благополучно сдал экзамен по Профессионально - трудовому обучению. Рекомендую использовать данную разработку для детей  не только с ОВЗ, но и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе как для мальчиков так и для девочек. 

Просмотр содержимого документа
«Панно - "Медведь в лесу"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»











ПРОЕКТ

на тему: панно - «Медведь в лесу»

по предмету технология


техника выполнения: выжигание по дереву






выполнил:

Кикеев Геннадий

ученик 9 «В» класса


руководитель проекта:

Марденская Л. В.

учитель технологии

I квалиф. категории















Боград

2019 г.

Содержание:


I. Организационный этап

1.1.Обоснование темы проекта………………………………………………….3

1.2. Историческая справка………………………………………………………. 4

1.3. Приёмы и способы выжигания……………………………………………. 6

1.4. Подготовка материала к выжиганию………………………………………7

1.5. Способы выжигания…………………………………………………………7

1.6. Разработка аналогов изделия………………………………………………. 8

II. Основная часть

2.1. Эскиз (рисунок, фото) изделия…………………………………………… 9

2.2. Описание внешнего вида и конструкции проектного изделия …………. 9

2.3. Подбор материалов, инструментов для работы…………………………10

2.4. Технологическая карта ………………………………………..................11

III. Заключительный этап

3.1. Заключение ………………………………………………………………….14

3.2. Эстетическая оценка ……………………………………………………….14

3.3. Экологический аспект………………………………………………………14

3.4. Практическая ценность……………………………………………………..14

3.5. Анализ………………………………………………………………………..14

3.6. Экономическая оценка ...…………………………………………………...15

3.7. Расчёт себестоимости изделия……………………………………………..15

3.8. Вывод ……………………………………………………………………… 15

3.9. Самооценка выполненной работы .………………………………………..15

Список использованных источников…………………………………………16

Приложение 1………………………………………………………………….. 16

Приложение 2 ………………………………………………………………….. 16





I. Организационный этап


1.1. Обоснование темы проекта


Одним из многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Выжигание глубоко связанно с традициями русского народного творчества, оно развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

Я с 4 класса с удовольствием занимаюсь выжиганием. Уже изготовил много разных картин, делаю их для того, чтобы подарить маме или друзьям на день рождения. Своими работами я давно уже украсил большую часть своей квартиры, а так же ежегодно принимаю участие в выставках декоративно - прикладного творчества, где мои работы занимают призовые места.


Проблема: Из многообразия подарков, иногда трудно что-то выбрать интересное и значимое. А для приобретения подарка в магазине нужны денежные средства.


Проектные шаги

  • планированию этапов своих действий;

  • выбор материала и способа действия;

  • изготовление изделия.

Планируемый результат: панно «Медведь в лесу»;


Цель: изготовить панно «Медведь в лесу».

Задачи:

  • изучить правила выжигания по дереву;

  • подобрать и изучить необходимую литературу о пирографии;

  • изучить основные приемы выжигания по дереву;

  • сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Узнать - исторические сведения о пирографии.

Научиться - основным приемам выжигания по дереву

Усовершенствовать – знания и умения по изготовлению изделий в технике «пирография».

Изготовить панно «Медведь», используя технологически правильные приёмы работы с инструментом «выжигатель».



1.2. Историческая справка


Дерево – это изумительный материал. Наши предки с давних времен использовали его для изготовления различных предметов. Причем нередко украшали и декорировали деревянные изделия с помощью различных способов, в том числе и выжигания.

Выжигание, или правильнее сказать пирография - это рисование огнём, в переводе с древнегреческого языка. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.

В ыжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Н ачиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19-го в начале 20 века выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества. В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

Б ензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. Приборы для выжигания, сделанные по принципу электрического паяльника, появляются в XX веке. Первые несовершенные образцы страшно перегревались. Современный пирограф по дереву в 1962-м изобрел 15-летний юноша Рой Чайлд, сумевший удачно усовершенствовать устройство держателей и наконечников для «рисования огнем». Уже через несколько лет домашние выжигатели пошли в массовое производство.
А в середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Кроме того, учёными Новосибирского Академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография», вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.

Н а этой картине изображен портрет Моно Лизы.

Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.





1.3. Приёмы и способы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приёмом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого тёмного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приёме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно чётко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Однако ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот приём выжигания позволяет наносить на выжигаемый предмет свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объёмную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передаётся за счёт разнообразной техники штриха и различных приёмов тушёвки.



1.4. Подготовка материала к выжиганию

Первым делом, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола, поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски следует не забывать отшлифовать и торцовые стороны.


1.5. Способы выжигания:

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.












1.6. Разработка аналогов изделия


Изделие для выставки

Изделие на продажу




Изделие для школы

Изделие для дома

Банк идей




Изделие для себя


Изделие-подарок



Изделие на заказ







модель № 1


модель № 2



п/п

Показатели качества

Модель

1

Модель

2

1.

Соответствие идее

-

+

2.

Эстетичность внешнего вида

+

+

3.

Простота изготовления

+

-

4.

Удобство в использовании

+

+

5.

Экономичность

-

+

Итого баллов:

3

4


Для изготовления изделия я выбираю модель под №2 и приступаю к работе.



II. Основная часть


2.1. Эскиз (рисунок, фото) изделия:

2.2. Описание внешнего вида и конструкции проектного изделия


п/п

Описание

Характеристика

1.

Название проектного изделия

панно – «Медведь»

2.

Описание изделия

Картина - изготовленная в технике выжигания по дереву.


3.

материалы необходимые для изготовления изделия

Для работы мне понадобится: выжигатель, кусок фанеры в виде прямоугольника, 2 листа наждачной бумаги.


4.

планируемая отделка изделия

Я собираюсь всё отшлифовать и покрыть лаком.





2.3. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы


п/п

Наименование

Название

Назначение

1.

Материалы

Фанера

Основной материал

2.

Инструменты

Пассатижи

Для замен насадок

3.

Карандаши

Нанесение рисунка

4.

Наждачная бумага

Обработка поверхности

5.

Выжигатель

Нанесение рисунка с использованием тепловой энергии



Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры.

При выборе древесины следует учитывать:

1. порода не должна быть смолистой;

2. на мягких породах выжигать легче;

3. древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без

трещин, сучков и других дефектов;

4. выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

5. более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

6. дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

7. поверхность материала должна быть ровной и чистой.









2.4. Технологическая карта


п/п

Фото

Описание

1.


Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

2.

Выровнять края фанеры при помощи карандаша и линейки;

3.

Обработать всю поверхность заготовки наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая наждачная бумага, например № 40. После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой наждачной бумагой, № 100.

4.

Удаляем древесную пыль щёткой - смёткой.

5.



Переносим с помощью копировальной бумаги рисунок на подготовленную нами фанеру. Для удобства рисунок и копировальную бумагу закрепляем скотчем и прищепками.

6.


Приступаем к выжиганию рисунка.

7.

После того как выжгли рисунок на фанерной пластине, её нужно покрыть тонким слоем лака и оставить до полного высыхания.

8.

Мелкозернистой наждачной бумагой удаляем шероховатости, образовавшиеся во время первого покрытия лаком, то есть производим шлифовку лакового слоя картины.

9.

Выполняем окончательную отделку изделия – повторное покрытие поверхности картины и её краёв лаком. Оставляем на 1 сутки для полного высыхания лака.

10.

Визуально производим контроль качества изделия.


III. Заключительный этап

3.1. Заключение

Получить изделие, именно такое, какое нравится и соответствует твоему вкусу, можно только изготовив его самостоятельно. Бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к творчеству, но и особой интуицией или вкусом. Как и в других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний, умений и навыков, без которых процесс изготовления изделия превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.

Моё изделие - панно «Медведь в лесу» в подарок моей любимой бабушке - отличается продуманным дизайном, элегантностью, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность. Изделие выдержано в контрастных цветах, выглядит очень стильно, модно и всегда актуально. Я думаю, что мой подарок очень понравится моему потребителю.

3.2. Эстетическая оценка

Изделие выполнено аккуратно, в соответствии с запланированными в начале работы над проектом критериями.

3.3 Экологический аспект

При изготовлении данного изделия вред окружающей среде и мне не нанесен, так как работа выполнялась на натуральном материале.

3.4. Практическая ценность

Панно предназначено в подарок кому-либо.

3.5. Анализ

Материалы моего проекта могут использоваться ребятами, например: на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины с применением технологии выжигания по дереву «пирографии».



3.6. Экономическая оценка

Существует такая поговорка: «деньги любят счёт». Когда ты будешь чётко знать, куда и сколько денег потрачено, тогда сможешь контролировать ситуацию и изменять её. Поэтому я со своими родителями определил общие затраты на материалы.

Фанеру, лак, кисть, наждачную бумагу и выжигатель мы приобрели в строительном магазине.

3.7. Расчёт себестоимости изделия

п/п

наименование материалов

количество

стоимость в рублях

всего в рублях

1.

фанера

200мм х 300 мм

0,2х0,3х750-00

45 - 00

3.

лак

0,2 литра

0,2 х120-00

24 - 00

4.

кисточка

1шт.

1х 15-00

15 - 00

5.

наждачная бумага

2 шт.

2х 20-00

40 - 00

6.

электроэнергия

0,01кВт

0,01х1,5 руб.

0,15

итого:

124,15 руб.


3.8. Вывод

Таким образом, себестоимость моего изделия составила–124 рубля 15 копеек, без учёта моего труда.


3.9. Самооценка выполненной работы


Выжигание картины доставило мне большое удовольствие. Она получилась красивой и не затратила много личного времени. Выполняя творческий проект, я больше узнал о технике рисования и приёмах выжигания, а так же намного улучшил свои навыки в этой сфере. Я больше узнал о свойствах древесины и способах её обработки.

Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута - изготовлено панно «Медведь в лесу», которое я подарю своей бабушке на день рождения. Моё изделие займёт достойное место в интерьере квартиры и будет радовать глаз тех, кто будет ею любоваться.

У меня не возникло трудностей во время работы над проектом.

Список использованных источников



  1. «Технология» 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синица, В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2014;

  2. Пирография или искусство выжигания по дереву», Сью Уолтерс, 2004 г.;

  3. Ю.Подольский – Выжигание по дереву. Техники, приёмы, изделия.-http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy-podolskiy-vyzhiganie-po-derevu-tekhniki-priemy-izdeliya-16.php;

  4. Выжигание по дереву - Информационный портал для любителей пирографии - http://pyrography-fireart.ru.

  5. http://www.trend-city.ru/risunki-dlya-vyzhiganiya-po-derevu.




























Приложение 1

Основные правила техники безопасности

Для безопасной работы с электровыжигателем под ногами нужно иметь резиновый коврик, заготовка и руки должны быть сухими.

Строго следовать правилам безопасности:

  • Периодически проветривать помещение.

  • Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра.

  • Оберегать руки от прикосновения иглы выжигателя.

  • Инструмент класть на металлическую подставку

  • Через 15-30 минут делать перерыв.

  • Не следует наклоняться близко к месту выжигания.

  • Беречь глаза от прикосновения раскаленного пера.

  • После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.



Приложение 2



Вот что у меня получилось!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!