1 | Тип урока | Урок открытия нового знания |
2 | Класс | 3 |
3 | Тема | Падеж имен существительных. |
4 | Образовательная программа, автор | Школа России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык, часть 2 |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Части речи, имя существительное |
6. | Цель урока | Способствовать формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. |
7. | Задачи | Знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи; правильно выделять окончания имен существительных |
8 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения |
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | | Планируемые результаты |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | | Добрый день, ребята! итак,. Начинаем урок русского языка. -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? -Отвечать активно будем? Хорошо себя вести? Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! -откройте тетради и запишите: Тридцатое января. Классная работа. | - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Да. | | презентация, интерактивная доска | Оценка учителя, | | К | обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | | 1. Речевая разминка «Да – нет-ка». -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? (да) - В слове обязательно должен быть суффикс? (нет) - В слове вьюга пишется разделительный твердый знак? (нет) - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? (да) -В слове яблоко первый звук [й]?(да) - Слова день-ночь– антонимы? (да) - В слове повез приставка па-?(нет) - Приставка стоит перед корнем? (да) -Существительное мыло мужского рода? (нет.) - Мы с вами уже все знаем о имени существительном? (Нет. Да) -Давайте вспомним все, что мы знаем. 2. Актуализация знаний -Нам необходимо закрасить каждый лепесток ромашки, но для этого нужно вспомнить все что мы уже знаем об имени существительном. -Хотите узнать что спрятано за последним лепестком.? Тогда приступим к работе 3.Формулирование проблемы: -Я получила письмо. Давайте его прочитаем. Москва-красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москве. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москву. Шлю привет из Германии, твой Матиас. В письме допущены ошибки, мы их услышали. Попробуйте их исправить (Работа в парах) Запишите слова, которые звучат некрасиво в столбик начиная с первого предложения. Мне бы хотелось, чтобы вы смогли мне ответить на вопрос: “Что не знал Матиас о секретах русского языка?” - Какие повторяющиеся имена существительные встретились в письме? - Что изменяется в имени существительном? - Почему изменялись окончания? | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Да. Да. Нет. Да. Нет Нет. Да. Уч-ся вписывают в каждый лепесток ромашки все, что помнят об имени существительном. Один лепесток остается не заполненым. Конечно, хотим. А как? Дети выписывают слова. Москва Нет окончания изменялись вопросы | Ф Слайд 1 Слайд 2 | презентация, интерактивная доска | | называть предметы и их действия; - знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; | ПРК | оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | | А как называется такое изменение ? | склонение Изменение имен существительных по падежам | | | | | | |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднений | | Попробуйте сформулировать тему нашего урока. На какой вопрос вы хотели бы ответить в ходе изучения этой темы? | 1.Узнать название падежей и научиться правильно определять падежи сущ-х. 2. Научиться изменять имена существительные по падежам. | | | | | ПГ | устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
5 | Этап реализации построенного проекта | Аналитико-синтетический метод | Поработаем в группах: - Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении. Текст для первой группы. Медведь- это дикое животное. Сила у медведя огромная. На глаза медведю лучше не попадаться. Я видел медведя в зоопарке. В лесу за медведем хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведе как об опасном звере. - Какое слово встречается в каждом предложении? - Что заметили? -Запишите эти слова, подставляя к ним вопросы и выделите окончания. (аналогичное задание получает 2 группа со словом сосна) -Прочитайте, что у вас получилось? -Что мы делали со словом медведь? -Как сказать по-другому -Что нам еще осталось подставить к этим словам. -Где мы можем найти эту информацию? -Откройте стр.37и попробуйте подставить, пользуясь таблицей Сравните с эталоном. Посмотрите еще раз на таблицу и запомните названия падежей и какой вопрос ему соответствует Итак, давайте сделаем вывод: -Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку. (см. Приложение к уроку) - Падежи располагаются в определённом порядке и чтобы легче было запомнить этот порядок, существуют различные шутливые присказки. Одну из них вы сейчас прочитаете :«Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печку». Физминутка -Вы, наверное, устали? -Да! -И поэтому все встали Дружно вытянули шеи И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!» Пошипели, помолчали И, как зайки, поскакали Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. | Каждая группа получает карточку с текстом. Находят слово которое встречается в каждом предложении. Пытаются подставить к каждому слову вопрос. 1группа-медведь Кто? Медведь У кого? у медведя Кому? медведю Кого? медведя За кем? за медведем О ком? о медведе 2группа-сосна Изменяли по вопросам, падежам Изменяли по падежам Падеж В учебнике Имена существительные изменяются по падежам, имеют свои вопросы, идут в определенном порядке | Ф Слайд 3 | Карточки для групп | | | ПК | |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | | - Электронное приложение к учебнику Диск. Игра «Помоги мышке спуститься по склону» | Фронтальная работа Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия | ф | Электронное приложение к учебнику | | | Р К П | определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | | -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. -Откройте тетрадь с печатной основой на стр.28 упр 60. | Хотим. | и | | Самопроверка | | Р К | |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | | -Сравните с эталоном. - Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? -Оцените свою работу. -В чем испытывали трудности. Упр 67 стр 38 | Дети выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону Самооценка Трудность в том, что не можем правильно поставить вопрос к слову. | и | | | П | Р К | Л |
9 | Этап рефлексии УД на уроке | | - На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам». Вернемся к нашей ромашке. -Какую цель вы ставили в начале урока? -Вы достигли её? Докажите? -Где будем использовать полученные знания? Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки | Узнать название падежей и научиться правильно определять падежи сущ-х. 2. Научиться изменять имена существительные по падежам Дети еще раз повторяют правило. | | | | | М К | устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |