Конспект урока по физике 8 класс "Отражение света. Закон отражения"
Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление.-обеспечить усвоение основных понятий: явление отражение света, угол падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической плотностью, закон преломления света
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом физики. Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем преступим к изучению новой темы, вам нужно ответить на вопросы по материалу прошлого урока.
1. Что такое оптика? (Оптика- это раздел физики, изучающий световые явления)
2. Что такое свет? ( Свет – это излучение, которое воспринимается глазом)
3. Дайте определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн).
4. Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные)
5. Какой источник света мы будем называть точечным? (Источник света, размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)
6. Сформулируйте определение светового луча. (Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)
7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно)
8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света (образованием теней и полутеней)
9. Дайте определение тени (Это та область пространства, в которую не попадает свет от источника)
10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? ( По причине взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)
3. Изучение нового материала
В древности представление о свете было достаточно примитивным, а иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э. древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть предметы лишь потому, что от них отражается свет.
По готовому рисунку учитель показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения.
1.Линия MN – поверхность раздела двух сред.
2.На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.
3.Луч OB – отраженный луч
4.Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к поверхности MN.
5.Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом падения ()
6.Угол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом отражения ()М N
Изучение отражения света с помощью плоского зеркала.
1.1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте зеркальце. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый луч.
Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Угол падения равен углу отражения: .
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Да
Учитель: Молодцы, спасибо за урок!
5.Домашнее задание: §63 упражнение 30, №3