Конспект урока по окружающему миру 1 класс.
Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»
Цель:
1.Познакомить детей со свойствами льда и снега
2. Продолжать обучение практическому исследованию природных объектов, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;
3. Создать условия для развития памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать.
4. Создать условия для воспитания чувства гуманизма, любви к природе.
Задачи:
Обучающие:
1.Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года - зима;
2.Проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;
Развивающие:
Расширить кругозор учащихся, развивать интерес к природе,
Развивать познавательную активность учащихся, формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
Развивать речь учащихся.
Повышение уверенности в своих силах;
Раскрытие творческого потенциала детей;
Активизация познавательных процессов;
Воспитывающие:
1.Воспитывать любовь к родной природе,.
2. Формировать коммуникативных навыков, воспитывать умение работать в парах
Формирование УУД:
Коммуникативные:
1.Умение оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
2 Умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
3. Учиться критично относиться к собственному мнению.
Познавательные :
1. Создавать условия для выполнения универсальных логических действий:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Регулятивные:
Умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Личностные:
1. Формировать интерес к учению.
2. Создать условия для формирования важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.
Оборудование
для учащихся:
индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования;
для каждой пары учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;
учебное пособие А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”.
для учителя:
сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”
Ход урока
I. Организация начала урока (мотивация к учебной деятельности)
(звуковое оформление “Колокольчики”):
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
На нашем уроке мы узнаем много нового и интересного. А для этого мы должны вспомнить пройденный материал.
Ученики организуют своё рабочее место под руководством учителя
II. Актуализация знаний.
Повторение.
1.Чтение стихотворения учителем:
Зимушка-зима
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
Автор: Т. Бокова
- О каком времени года это стихотворение?
Зима она какая? Что вы знаете о зиме?
Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
Какой месяц год заканчивает?
А какой месяц год начинает?
- Как природа приготовилась к зиме? Какие изменения произошли в природе?
Дети называют признаки зимы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
- Мы сегодня говорим о зиме. Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какая тема нашего сегодняшнего урока.
Загадки.( СЛАЙД 1)
Всё зиму смирно лежит, а весной убежит.
(Снег)
Не драгоценный камень, а блестит.
(Лед)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Снег и лед)
IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемы
- Тема нашего сегодняшнего урока “Откуда берутся снег и лед?”. .( СЛАЙД 2)
Какова цель нашего урока?
- По вашему мнению, что такое лед? А что такое снег?
Каковы свойства снега и льда?
Чем отличается снег ото льда?
У нас с вами возникло много вопросов. Нам с вами необходимо выяснить свойства льда и снега, найти отличия, узнать откуда берутся снег и лёд.
Выслушиваются мнения детей).
V. Работа над новым материалом.
Формирование знаний о свойствах снежинки.
( СЛАЙД 3)Как вы думаете, где образуется снег?
- Послушайте, как об этом рассказал поэт В. Мусатов (чтение учителем стихотворения):
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали:
Туча спит,
Как перину,
Распороли —
И оттуда пух летит…
Пух летит,
В глазах рябит,
А поймаешь —
Холодит.
В. Мусатов
- Как вы думаете, что это за пух, о котором говорится в стихотворении?
Но как же образуются снежинки?
- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки. ( СЛАЙД 4)
Тайна снежинок
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
( СЛАЙД 5)Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
( СЛАЙД 6) - Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?
Какую форму имеет снежинка?
Все ли снежинки одинаковые?
О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?
Все снежинки удивительны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно. А вот какие рисунки рисует мороз .( СЛАЙД 7)
VI. Физкультминутка.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Формирование знаний о свойствах снега.( СЛАЙД 8)
1.Снег. Какого он цвета? (Белый. Непрозрачный) (СЛАЙД 9)
- Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.
Белый цвет считается символом чистоты, добродетели, радости.
Снег - признак настоящей зимы. Он образуется при замерзании маленьких дождевых капель. Пушистый белый снег - настоящее чудо. Дети лепят из него снежных баб, играют им в снежки, а на северные народы строят из снега свои жилища. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух, и сохраняет в глубине почвы положительную температуру.
Лед? (Бесцветный. Прозрачный) (СЛАЙД 10)
Как вы думаете, почему снег скрипит под ногами?
Каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.
Снег скрипит при любом надавливании:
если на него наступили;
проехали на лыжах;
прокатились на санках.
Снег рыхлый. Лёд непрочный, хрупкий. (СЛАЙД 11)
(СЛАЙД 12) - Посмотрите, ребята, что происходит со льдом. (Он тает, превращается в воду).
Какой вывод мы можем сделать?
Давайте сравним свойства снега и льда.
(СЛАЙД 13)
Вывод: снег и лед- это вода только в твердом состоянии.
Ответы детей
-Для чего нужны снег и лед? (СЛАЙДЫ 14-27)
VII. Закрепление изученного в сравнении.
Учебник стр. 46-47.
- А теперь давайте еще раз повторим, что мы узнали про снег и лед на нашем уроке.
Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 46.
VIII. Проверочный тест по изученному материалу. (СЛАЙД 28)
- А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Поиграем в игру “Крестики-нолики”. Если на вопрос вы отвечаете “да”, то ставите крестик, а если – “нет”, ставите нолик. (На доске написано: да - Х, нет – О).
. Все вопросы записаны здесь. (Учитель читает вопросы). Не волнуйтесь, у каждого из вас на листочках нарисован снежок удачи. Он обязательно поможет вам справиться с заданием.
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
3. Снег бесцветный_________________________________________
4. Лед прозрачный__________________________________________
5. Лед хрупкий_____________________________________________
6. Снег рыхлый_____________________________________________
7. У снежинки 5 лучей_______________________________________
8. Снег прозрачный_________________________________________
9. Все снежинки одинаковые_________________________________
10. Снег белый_____________________________________________
Дети записывают ответы на листочках
IХ. Проверка выполнения задания.
Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.
Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.
У кого всё правильно7
У кого есть ошибки?
В чем причина?
Самооценка детей
X. Итог урока.
- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке?
Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке? Над чем мы работали?
Какова цель была нашего урока?
Достигнута ли цель урока?
Давайте вспомним свойства льда и снега.
Рассуждение детей
XI. Рефлексия. (СЛАЙД 29)
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из прямоугольники: зеленый , жёлтый, красный
- Спасибо за хорошую работу. (СЛАЙД 30)
Информационные ресурсы:
Учебник Плешаков А.А. 1 класс «Мир вокруг нас».
Издательство: Просвещение
Серия: Школа России
http://moikompas.ru/img/compas/2008-10-20/happy_new_year/95403718.jpg
http://bigfoto.ru/gallery/albums/userpics/11765/final_8~2.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3305/oll525.5/0_21a89_97904e84_XL http://viki.rdf.ru/item/1211/
http://festival.1september.ru/articles/525941/
http://www.openclass.ru/node/164955
http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_mir/1683-otkuda-berutsya-sneg-i-led.html
http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/Programma_UUD_pravlennay.doc
http://festival.1september.ru/files/articles/58/5828/582817/pril3.doc
Сборник рабочих программ "Школа России". 1-4 классы