СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока "Откуда берутся снег и лёд?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2017 году я участвовала в конкурсе "Мой лучший урок" со сценарным планом урока по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?". За этот урок я получила грамоту участника Всероссийского мастерства "Мой лучший урок" по направлению "начальная школа" (региональный этап).

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока "Откуда берутся снег и лёд?"»

МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области












Сценарный план урока

по окружающему миру

УМК «Школа России», 1 класс

по теме:

Откуда берутся снег и лёд?

























Разработала

учитель начальных классов

Крамаренко Антонина Викторовна



Тема

«Откуда берутся снег и лед?»

Цель

- познакомить учащихся со свойствами льда и снега.

Задачи

- формировать умения выдвигать предположения, доказывать их, проводить опыты;

- развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;

- формировать умения работать в группах;

- учиться наблюдать за родной природой.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- научатся наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

- получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению.

Формируемые УУД

Регулятивные:

- целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- умение осуществлять анализ объектов, овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, умения структурировать знания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные:

- проявление положительного отношения к школе и учебной деятельности;

- стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

Оборудование и средства обучения

  1. Ноутбук, проектор, экран.

  2. 2. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

  3. Презентация к уроку «Откуда берутся снег и лед?»

  4. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. 1 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 г.

  5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. 1 ч. А. А. Плешаков, - М.: Просвещение,

2014 г.

  1. Окружающий мир. Тесты. А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2014 г.

  2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина,

О.И. Дмитриева, - М.: ВАКО, 2009.

  1. Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2009.

9. Снежинки, сигнальные карточки, смайлики «снежные комочки», простой карандаш, цветные карандаши.

  1. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканах, стаканы с водой, ложки, деревянные палочки, цветной

белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало) – 2 мин.

Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок, включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне.

Организационный момент, положительная мотивация к уроку.

Встанем в круг, закроем глазки,

Побываем с вами в сказке.

Тихо падают снежинки,

Попадая вам на спинки.

И от их прикосновения

Вам становится теплее.

Глазки дружно открываем

И свою улыбку дарим

Солнцу, небу и земле,

А еще друг другу, мне!

И конечно же гостям

Дорогим учителям!

- Ребята, сегодня утром разноцветные снежинки через открытую форточку залетели и к нам в класс.

(на доске снежинки двух цветов).

- Выберите себе снежинку, какая вам больше всего понравилась, и займите место за столом, с такой же по цвету, как у вас снежинкой.

- Такими 2 группами мы с вами будем сегодня учиться работать.

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность.

Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза.



Обнимают друг друга.



Открывают глаза.

Улыбаются.


Улыбаются соседям, учителю.


Улыбаются гостям.





Выбирают каждый себе снежинку, садятся 2 группами за парты (по три и четыре человека)

Личностные:

развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов

Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками.


II. Постановка учебной задачи – 3 мин.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Диалог с целью актуализации знаний.

Зачитывает загадки про снег и лёд, подводит к теме урока.

- К нам на урок пришел наш друг Муравьишка Вопросик и приготовил для вас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем тему урока. Готовы?

- Загадка 1 группы.

(Слайд 2)

- Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег)

- Загадка 2 группы.

- Не драгоценный камень, а блестит. (Лёд)

(Слайд 3)

- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

- Может кто-то предположит, какая тема нашего урока?

- Давайте сравним. Прочитайте тему урока на экране.

(Слайд 4)

- Попробуем ответить на этот вопрос.

- Это наша гипотеза, т. е. предположение.

- Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. А что для этого нужно сделать?

- Какую цель мы поставим?

- Задачи урока?

(Слайд 5)

- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения. Доказывать, или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы (предположения), предполагают тему, цель и задачи урока

Личностные:

проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные:

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

III. Актуализация знаний – 10 мин.

Цель: в ходе исследовательской деятельности познакомить учащихся со свойствами снега и льда


Организует работу в группах, в ходе диалога задает вопросы, знакомит с новыми понятиями. Работа с учебником. Беседа о правилах безопасности.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.

- Начинаем исследовательскую работу.

(Слайд 6)

- Откройте учебник на странице 68 Практическая работа «Изучение свойств снега и льда».

- Работать будем по плану:

(Слайд 7)

1) называем предметы оборудования, 2) выполняем опыт,

3) формулируем вывод (одна из групп озвучивает вывод, а вторая сигналами светофора, который лежит у вас на партах, оценивает (зелёный – согласны, красный – нет).

- Цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)

(Слайд 8)

Опыт 1

- Что нам нужно для опыта?

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

- Я попробую ударить по льду молотком.

- Что заметили?

Вывод формулирует первая группа, а 2 группа оценивает.

- Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

Опыт 2

- Что нужно для второго опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулирует вывод вторая группа, а 1 оценивает.

Опыт 3

- Что нужно для этого опыта?

- Можно ли разглядеть через снег предмет?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать, скажет нам первая группа, а 2 оценит.

Опыт 4

- И последний опыт.

- Что берем для опыта?

- Положите снег и лёд в стаканы с водой.

- Что происходит со снегом и льдом?

- Закончите вывод с помощью слова-помощника.

- Вывод формулирует вторая группа.

- Назовите свойства снега. Ответ первой группы.

- Проверяем.

(Слайд 9)

- Свойства льда называет вторая группа.

- Проверяем.

(Слайд 10)

- Вспомните, какова была цель наших опытов?

(Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)

- Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это одно и то же, но у них разные свойства.

Снег и лед – это замерзшая вода.

(Слайд 11)

Работа в группах. Обсуждают, высказывают своё мнение, определяют пути решения, выполняют действия по алгоритму, представляют результат работы, делают выводы

Личностные:

проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество,

осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


Физкультминутка. Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.

(Слайд 12)

Проводит физкультминутку с показом упражнений.

- Давайте немножко отдохнем.

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок,
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

Выполняют движения, соответствующие заданию





Н.в. – присели, руки на колени


П.в – встали на носочки, покружились, руки вверх

Б.в. – танцуют

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

IV. Первичное закрепление 5 мин.

Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения


- Ребята, посмотрите, что же случилось со снегом и льдом, пока мы с вами отдыхали? (Лёд и снег растаяли.)

- Из чего состоит снег и лед?

- Снег – это вода. Лёд – это тоже вода.

- Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться.

- Послушаем из источника электронного приложения. (ИКТ «Как образуется снег и лёд» - источник электронного приложения для 1 класса «Окружающий мир»)

- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?

- Давайте прочитаем вывод Мудрой Черепахи на странице 69 учебника.


Работа в группах. Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы. Работа с электронным приложением учебника.


Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

Предметные:

- и использовать знания и умения в практической деятельности.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

в классе – 10 мин.

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию



Организует деятельность по применению новых знаний.

- Откройте свои рабочие тетради на странице 46, задание № 2. Здесь в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие – снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы на слайде.

(Слайд 13)

- Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - третью снежинку.

- Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Откройте свои тесты на странице 26.

- Прочитайте вопросы и выберите правильный ответ.

- Проверьте по слайду.

(Слайд 14)

- Оцените свою работу.



Читают и выполняют задания в рабочей тетради.





Самостоятельно выполняют задание.


Проверяют выполненную работу по эталону.











Обсуждают, высказывают своё мнение,

Самостоятельно выполняют задания.





Самостоятельно выполняют задания.

Оценивают свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

- выполнение работы по образцу.

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

- знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»


VI. Рефлексия деятельности. Итог урока – 5 мин.

Цель: совместно с учащимися выявить качественную оценку

работы класса и отдельных учащихся

Организует рефлексию.

- Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение, которые вы видите на слайде.

(Слайд 15)

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я удивился...

Самое интересное задание для меня было…

- Я предлагаю вам построить снежную крепость для Муравьишки. У вас на партах три снежных комочка, выберите один, с таким же настроением как у вас и прикрепите на доску. Сначала первая группа, затем вторая.

У нас получилась крепкая веселая снежная крепость.

- Я вами довольна.

Вы настоящие исследователи.

Давайте скажем друг другу – СПАСИБО!

(Слайд 16)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Степень их соответствия. Определяют качественную оценку класса.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»



Литература:

1. Окружающий мир: Учебник для 1 класса в 2 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 г.

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса в 2 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 г.

  2. Окружающий мир. Тесты. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014 г.

  3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Е.П. Фефилова,

Е.А. Поторочина - М.: ВАКО, 2009.

  1. Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. Е.П. Фефилова,

Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2009.

  1. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».


Приложение № 1

Снежинки






Снежные комочки











Приложение № 2


План работы группы

1. Называем предметы оборудования

2. Выполняем опыт.

3. Формулируем вывод.

4. Оцениваем правильность ответа

(при помощи сигнальных карточек-светофоров.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!