Тема | «Откуда берутся снег и лед?» |
Цель | - познакомить учащихся со свойствами льда и снега. |
Задачи | - формировать умения выдвигать предположения, доказывать их, проводить опыты; - развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают; - формировать умения работать в группах; - учиться наблюдать за родной природой. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - научатся наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; - работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; - отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. Метапредметные: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Личностные : - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению. |
Формируемые УУД | Регулятивные: - целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - умение осуществлять анализ объектов, овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, умения структурировать знания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: - проявление положительного отношения к школе и учебной деятельности; - стремление к самоконтролю и анализу своих действий. |
Оборудование и средства обучения | Ноутбук, проектор, экран. 2. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир». Презентация к уроку «Откуда берутся снег и лед?» Окружающий мир. Учебник для 1 класса. 1 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 г. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. 1 ч. А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2014 г. Окружающий мир. Тесты. А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2014 г. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева, - М.: ВАКО, 2009. Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2009. 9. Снежинки, сигнальные карточки, смайлики «снежные комочки», простой карандаш, цветные карандаши. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканах, стаканы с водой, ложки, деревянные палочки, цветной белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
УУД |
I. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало) – 2 мин. Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок, включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. | Организационный момент, положительная мотивация к уроку. Встанем в круг, закроем глазки, Побываем с вами в сказке. Тихо падают снежинки, Попадая вам на спинки. И от их прикосновения Вам становится теплее. Глазки дружно открываем И свою улыбку дарим Солнцу, небу и земле, А еще друг другу, мне! И конечно же гостям Дорогим учителям! - Ребята, сегодня утром разноцветные снежинки через открытую форточку залетели и к нам в класс. (на доске снежинки двух цветов). - Выберите себе снежинку, какая вам больше всего понравилась, и займите место за столом, с такой же по цвету, как у вас снежинкой. - Такими 2 группами мы с вами будем сегодня учиться работать. | Учащиеся настраиваются на учебную деятельность. Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Обнимают друг друга. Открывают глаза. Улыбаются. Улыбаются соседям, учителю. Улыбаются гостям. Выбирают каждый себе снежинку, садятся 2 группами за парты (по три и четыре человека) | Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками. |
II. Постановка учебной задачи – 3 мин. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Диалог с целью актуализации знаний. Зачитывает загадки про снег и лёд, подводит к теме урока. - К нам на урок пришел наш друг Муравьишка Вопросик и приготовил для вас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем тему урока. Готовы? - Загадка 1 группы. (Слайд 2) - Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег) - Загадка 2 группы. - Не драгоценный камень, а блестит. (Лёд) (Слайд 3) - Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке? - Может кто-то предположит, какая тема нашего урока? - Давайте сравним. Прочитайте тему урока на экране. (Слайд 4) - Попробуем ответить на этот вопрос. - Это наша гипотеза, т. е. предположение. - Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. А что для этого нужно сделать? - Какую цель мы поставим? - Задачи урока? (Слайд 5) - Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения. Доказывать, или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы (предположения), предполагают тему, цель и задачи урока | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
III. Актуализация знаний – 10 мин. Цель: в ходе исследовательской деятельности познакомить учащихся со свойствами снега и льда | Организует работу в группах, в ходе диалога задает вопросы, знакомит с новыми понятиями. Работа с учебником. Беседа о правилах безопасности. - Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными. - Начинаем исследовательскую работу. (Слайд 6) - Откройте учебник на странице 68 Практическая работа «Изучение свойств снега и льда». - Работать будем по плану: (Слайд 7) 1) называем предметы оборудования, 2) выполняем опыт, 3) формулируем вывод (одна из групп озвучивает вывод, а вторая сигналами светофора, который лежит у вас на партах, оценивает (зелёный – согласны, красный – нет). - Цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.) (Слайд 8) Опыт 1 - Что нам нужно для опыта? - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - Я попробую ударить по льду молотком. - Что заметили? Вывод формулирует первая группа, а 2 группа оценивает. - Какая беда может случиться, если лёд тонкий? Опыт 2 - Что нужно для второго опыта? - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулирует вывод вторая группа, а 1 оценивает. Опыт 3 - Что нужно для этого опыта? - Можно ли разглядеть через снег предмет? - А через лёд? - Какой вывод можно сделать, скажет нам первая группа, а 2 оценит. Опыт 4 - И последний опыт. - Что берем для опыта? - Положите снег и лёд в стаканы с водой. - Что происходит со снегом и льдом? - Закончите вывод с помощью слова-помощника. - Вывод формулирует вторая группа. - Назовите свойства снега. Ответ первой группы. - Проверяем. (Слайд 9) - Свойства льда называет вторая группа. - Проверяем. (Слайд 10) - Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.) - Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это одно и то же, но у них разные свойства. Снег и лед – это замерзшая вода. (Слайд 11) | Работа в группах. Обсуждают, высказывают своё мнение, определяют пути решения, выполняют действия по алгоритму, представляют результат работы, делают выводы | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
Физкультминутка. Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой. | (Слайд 12) Проводит физкультминутку с показом упражнений. - Давайте немножко отдохнем. На поляну, на лужок Тихо падает снежок, Улеглись снежинки. Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки. | Выполняют движения, соответствующие заданию Н.в. – присели, руки на колени П.в – встали на носочки, покружились, руки вверх Б.в. – танцуют | Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
IV. Первичное закрепление – 5 мин. Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения | - Ребята, посмотрите, что же случилось со снегом и льдом, пока мы с вами отдыхали? (Лёд и снег растаяли.) - Из чего состоит снег и лед? - Снег – это вода. Лёд – это тоже вода. - Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться. - Послушаем из источника электронного приложения. (ИКТ «Как образуется снег и лёд» - источник электронного приложения для 1 класса «Окружающий мир») - Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? - А к какому выводу мы пришли? - Давайте прочитаем вывод Мудрой Черепахи на странице 69 учебника. | Работа в группах. Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы. Работа с электронным приложением учебника. | Личностные: - ответственное отношение к выполнению заданий. Метапредметные: Регулятивные: - умение вести самостоятельный отбор информации; - умение выполнять учебное действие. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение работать индивидуально. Предметные: - и использовать знания и умения в практической деятельности. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе – 10 мин. Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию | Организует деятельность по применению новых знаний. - Откройте свои рабочие тетради на странице 46, задание № 2. Здесь в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие – снегу. - Соедините самостоятельно стрелками. Проверьте правильность выполнения работы на слайде. (Слайд 13) - Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются. - Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - третью снежинку. - Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Откройте свои тесты на странице 26. - Прочитайте вопросы и выберите правильный ответ. - Проверьте по слайду. (Слайд 14) - Оцените свою работу. | Читают и выполняют задания в рабочей тетради. Самостоятельно выполняют задание. Проверяют выполненную работу по эталону. Обсуждают, высказывают своё мнение, Самостоятельно выполняют задания. Самостоятельно выполняют задания. Оценивают свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: - выполнение работы по образцу. Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. Предметные: - знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?» |
VI. Рефлексия деятельности. Итог урока – 5 мин. Цель: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Организует рефлексию. - Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение, которые вы видите на слайде. (Слайд 15) Сегодня на уроке я узнал... Сегодня на уроке я удивился... Самое интересное задание для меня было… - Я предлагаю вам построить снежную крепость для Муравьишки. У вас на партах три снежных комочка, выберите один, с таким же настроением как у вас и прикрепите на доску. Сначала первая группа, затем вторая. У нас получилась крепкая веселая снежная крепость. - Я вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу – СПАСИБО! (Слайд 16) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Степень их соответствия. Определяют качественную оценку класса. | Личностные: - проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: - умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?» |
1. Окружающий мир: Учебник для 1 класса в 2 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 г.
Е.А. Поторочина - М.: ВАКО, 2009.
Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2009.
1. Называем предметы оборудования
2. Выполняем опыт.
3. Формулируем вывод.
4. Оцениваем правильность ответа