Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
«Право на труд. Трудовые правоотношения».
Цель: познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений, разъяснить некоторые правила поведения в трудовой сфере.
- сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;
- познакомить с понятийным аппаратом по теме;
- развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;
- формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;
- способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;
- продолжать формировать правовую культуру учащихся
Задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.
Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:
1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав несовершеннолетних и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.
2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.
3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками правильного выражения своих мыслей, навыками аргументированно отстаивать свою точку зрения.
4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.
Основные понятия урока: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.
Оборудования урока: компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал ( трудовой договор, бланк заявления, таблица ( работник имеет право, права работодателя, картинка трудовой договор, тексты о правах сказочных героев, карточки ( что такое трудовые отношения), схемы стороны трудового договора), таблица
( увольнение по инициативе работодателя) , текст « Значение труда в жизни человека, статьи ( основание для прекращения трудового договора),
Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2017
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-практикум
План урока :
1.Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.
2.Правовое регулирование трудовых отношений:
А) понятие трудового права
Б) источники трудового права
В) работник и работодатель: права и обязанности
Г) трудовой договор
3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие, подготовка к уроку.
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Определение темы урока: ( притча)
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!
А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.
Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?
Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)
Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.
2. Изучение новой темы
Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.
Беседа с учащимися
Учитель: Почему труд считают необходимым условием жизни общества?
Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)
Учитель: Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.
- Как вы думаете какую?
Ученики: (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Учитель: Что же такое труд?
Деятельность учащихся:
Труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей.
Беседа с учащимися по вопросам новой темы.
Учитель: Какую роль труд играет в жизни человека?
Ученики: ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)
Обсуждение вопроса:
как характеризуют человека следующие качества:
- потребность и привычка трудиться;
- увлечённость и удовлетворённость трудовым процессом;
- заинтересованность в достижении конечного результата труда?
Учитель : Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности.
«Ничто так, как труд, не облагораживает человека, - писал Л.Н. Толстой.
-Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».
И напротив, отрицательно характеризуют человека стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму. Эта черта называется праздностью.
Учитель: В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.
- В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений?
Учитель : работа с книгой , стр. 133-134 ( Международный пакт 1973 года)
Выберите ключевые слова , характеризующие труд (труд свободно выбирается, и сна труд свободно соглашается)
Учитель: назовите документы , относящиеся к отрасли «трудовое право»
Учащиеся : Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты
Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?
Учащиеся: ( Конституция РФ).
Учитель: А почему?
Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.
Работа с юридическим документом ( Конституция)
Учитель: Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача - узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд?
Какая статья закрепляет это право?
Учащиеся: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
5. Каждый имеет право на отдых.
Учитель: все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.
Большинство людей в нашей стране сейчас работают на предприятиях и организациях, которые основаны на частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций.
Учитель: как называются отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем?
Работа с термином: ( раздается карточка с определением ) выделите ключевые характеристики трудовых отношений
Термин: трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда , предусмотренных ТК.
Учитель: Назовите участников труда на предприятии.
Какие отношения между ними складываются?
Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.
Учитель: Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.
Работа с документом «Трудовой договор»
Задание: изучите трудовой договор, выделите его основные части( предмет трудового договора, права и обязанности сторон, условия охраны труда, режим рабочего времени и отдых, социальное страхование работника, гарантии и компенсации, ответственность сторон, прекращение договора, юридические адреса, подписи)
Учитель: согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнерства.
Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений. Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор, которые регулируют социально-правовые отношения. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.
Работа с юридическим документом ( ТК РФ)
Учитель: Ребята , перед вами схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на пары :
1 пара– изучает права и обязанности работника;
2 пара- изучает права и обязанности работодателя;
Учитель раздает карточки о правах работника и работодателя
Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение
Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным документом о трудовой деятельности?
Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка
Учитель: правильно, основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах. (показ трудовой книжки)
Учитель показывает и обучает, как написать заявление о приеме на работу, бланки на столах учащихся
Учитель: основания для увольнения, порядок увольнения ( предупредить за 2 недели работодателя личным заявлением). ( учитель раздает карточки «Основание для прекращения трудового договора»), а также работа с карточками по вопросу увольнения по инициативе работодателя)
Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.
Работа с текстами о Буратино и Ленивице
Особенности правового положения несовершеннолетних ( работа с текстом)
Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:
– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:
– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.
– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:
– направлять в служебные командировки;
– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
- не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.
Видео право на труд
3. Закрепление изученного.
Работа с текстом задания ОГЭ
Раздаю картинки «Трудовой договор»
Учитель: Ребята, для закрепления изученного на уроке, предлагаю вам решить познавательные задачи.
Ролевая игра «Прием на работу». Мини-сцены:
Работодатель (предлагает работу в ночное время суток, разгружать фуры со строительными материалами) и ученик школы, 14 лет.
Режиссер, съемочная группа киножурнала «Ералаш» и девочки 14 лет. (без оплаты труда – «за славу», без одобрения родителей)
Ученики: В ходе урока мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.
4 Домашнее задание:
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание - по материалам п. 17 составить синквейн на тему « Труд. Трудовое право» ( раздать памятки)
5 Итоги урока:
Учитель: Самые активные учащиеся получают…….
Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок.
Что для вас было самым трудным?
Что для вас было самым интересным?
Как знания, полученные на уроке вы , сможете применить в жизни и когда?
Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и счастливого будущего!
Приложение 1.
Текст 1
Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора
б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю
в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором
г) Права Метелицы были нарушены
Свой выбор аргументируйте
Текст 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
2. Договор является договором по основной работе.
3. Вид договора: на неопределенный срок.
4. Срок испытания: 3 месяца.
5. Права и обязанности работника:
участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;
соблюдать трудовую дисциплину;
бережно относиться к театральному инвентарю.
6. Права и обязанности работодателя:
вовремя выплачивать зарплату;
обеспечивать безопасные условия труда.
7. Особенности режима рабочего времени:
ненормированный рабочий день;
работать 7 дней в неделю.
8. Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.
9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер,
адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель:
Карабас Барабас, директор кукольного театра,
адрес: ул. Кукольная,10.
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
А) Трудовой договор можно признать недействительным
б) Нарушены права работодателя
в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере
г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте
Трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда , предусмотренных ТК.
Работа с текстом К.Д. Ушинского «Значение труда в жизни человека»
Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.
«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.
Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека?2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3. Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4. Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.
Ответы на вопросы к тексту.
Труд – это необходимое условие не только для развития человека, но и для сохранения его достоинства.
Труд- это важнейший признак человеческой природы, проявляющийся как в телесной, так и в духовной жизни, в системе человеческих ценностей.
Личный и свободный труд и есть жизнь, без труда смерть овладевает человеком заживо, т. е. жизнь теряет смысл и её наполняет мрачная апатия, или по словам Ушинского, «скотские наслаждения».
(5). Если бы труд был забавой, легкой игрой, он не оказал бы того благотворительного воздействия на личность, какое порождается усилиями. Связанные с сознанием необходимости достичь той или иной цели в жизни.
Деловая игра
«Вакансия»
Ученики получают карточки с названиями профессий, работодатель – генеральный директор нанимает на работу людей с такими профессиями:
Охранник
Охранник с высшим образованием
Технолог
Подросток 16 лет
Женщина-юрист с ребёнком до 3 лет
Юрист двумя высшими образованиями
Агроном
Генеральный директор фирмы
Деловая игра
«Вакансия»
Ученики получают карточки с названиями профессий, работодатель – генеральный директор нанимает на работу людей с такими профессиями:
Охранник
Охранник с высшим образованием
Технолог
Подросток 16 лет
Женщина-юрист с ребёнком до 3 лет
Юрист двумя высшими образованиями
Агроном
Генеральный директор фирмы