Методическая разработка урока по русскому языку.
Класс:2 «А»
Дата: 23апреля 2017г.
Тема урока: Фразеологизмы.
Тип урока: Повторение пройденного материала.
Цели:
- систематизация знаний о фразеологизмах;
- развитие любознательности у учащихся;
- воспитание нравственных качеств человека.
Задачи:
- повторить изученный материал о фразеологизмах;
- наблюдать за значением и использованием – фразеологизмов;
- сравнивать фразеологизмы со словами и свободными сочетаниями
слов;
- расширять словарный запас учащихся.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная,
дифференцированная.
Урок проходит в компьютерном классе.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация на тему: «Фразеологизмы», словарь фразеологизмов.
I ВВОДНО-МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Учитель:
-Сегодня на уроке мы повторим изученный материал о фразеологизмах.
А для начала выполним словарную работу.
-Вы когда-нибудь разгадывали кроссворд?
Ученики:
-Да разгадывали.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Учитель:
-Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд, состоящий из трёх слов.
Я называю лексическое значение слов, а вы отгадываете эти слова.
1.(по горизонтали) В этот, сейчас идущий день.
Ученик:
-Сегодня
Учитель:
2. (по вертикали) Орудие труда, предназначенное для копания земли.
Ученик:
- Лопата
Учитель:
3. (по горизонтали) Сооружение в виде ряда ступенек для подъёма вверх и спуска.
Ученик:
-Лестница
(Дети выполняют это задание параллельно со мной: я на доске, они в тетрадях). Ведётся разбор слов: постановка ударения, определение орфограмм и их подчёркивание, подбор проверочных слов, если это возможно.
Кроссворд
| | | 2.Л | | | | |
1.С | Е | Г | О | Д | Н | Я | |
| | | П | | | | |
| | | А | | | | |
3.Л | Е | С | Т | Н | И | Ц | А |
| | | А | | | | |
Учитель:
-Молодцы ребята, правильно отгадали. Вы познакомились не только с новыми словарными словами, но и с их лексическими значениями.
II ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.Наблюдение за языковым материалом:
Учитель:
- А теперь оглянитесь вокруг. Что вы видите?
Ученик:
-Я вижу стулья, парты, цветы, доску….
Учитель:
-А теперь посмотрите инсценировку мини-рассказа К.Чуковского.
Ученик читает за автора :
-Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро наступит лето.
Ученица 1 читает слова мамы:
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Ученик читает за автора :
-Светлана стала как-то странно вертеться.
Ученица 2 читает слова Светланы:
-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...
Учитель:
-Как ты думаешь, почему Светлана не увидела лета? Напиши выражение, оглянуться не успеешь. Подумай, что оно означает. Можно ли его заменить, другими словами? Какими?
Ученик:
-Очень скоро
Учитель:
-Запишите своё предложение с этими словами. Перед тем как писать, сядьте правильно за партой.
Запись в тетрадях
Весна наступит очень скоро.
Учитель:
-Сделаем вывод:
Ученики:
-Кроме слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи сочетания слов и предложения, в русском языке есть ещё и устойчивые сочетания слов.
Учитель:
-Ребята, давайте вспомним, как называются устойчивые сочетания слов?
Ученики:
- Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.
Учитель:
-А какой раздел науки изучает фразеологизмы?
Ученик:
-Этот раздел называется «Фразеология», он изучает устойчивые обороты.
Учитель:
--Фразеология (от греческого фразис — выражение + логос — понятие)
2. Упражнение в чтении и обсуждении значений фразеологизмов:
Учитель:
-Ребята, прочитайте задание в упражнении №1.
Ученик читает задание к упражнению:
- Прочитай устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Учитель:
-Прочитайте фразеологизмы.
Ученик1:
-Зарубить на носу.
Ученик 2:
-Только пятки засверкали.
Ученик 3:
-Как снег на голову.
Учитель:
- Знакомы ли эти фразеологизмы вам?
Ученик:
-Да, знакомы.
Учитель:
-Как вы объясните значение этих устойчивых сочетаний.
Ученик1:
-Заруби себе на носу - это значит запомни.
Ученик 2:
-Пятки засверкали - это значит очень быстро.
Ученик 3:
-Как снег на голову – неожиданно.
Учитель:
- Сделаем вывод:
В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) слова теряют своё самостоятельное значение. Смысл имеет всё выражение в целом.
Учитель:
-А где можно узнать значение неизвестных фразеологизмов?
Ученик:
-Значение неизвестных тебе фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре.
А теперь поупражняемся в использовании фразеологизмов в устной речи.
3.Составление предложений с использованием фразеологизмов.
Учитель:
-Посмотрите в упражнении 2, даны два столбика слов. В первом – фразеологизмы, а во втором- значения. Ваша задача составить предложения, используя фразеологизмы.
Фразеологизмы Значения
в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи
не лезет в рот нет никакого желания есть
Ученик1:
- Учитель на уроке спросил Васю, а он встал и как-будто в рот воды набрал.
Ученик 2:
-Манная каша не лезет в рот.
Учитель:
-Молодцы ребята хорошо справились с задание.
4.Знакомство с новыми фразеологизмами
Учитель:
- Ребята, а сейчас я покажу вам презентацию «Эти разные фразеологизмы», посмотрев её, вы познакомитесь с другими фразеологизмами и фразеологическими оборотами.
Учитель предлагает придумать предложения с фразеологизмами.
Ученик:
Андрей шёл по берегу моря и вдруг остановился как вкопанный.
Папа не смог пойти с нами в театр, потому что у него хлопот полон рот.
Бабушка так вкусно готовит блинчики, только пальчики оближешь.
Если не исправим двойки по математике, родители нам покажут, где раки зимуют.
Учитель спросил на уроке Мишу, а он ничего не ответил, как с Луны свалился.
Сёстры-близнецы были похожи друг на друга как две капли воды.
5. Сопоставление фразеологизмов с их значением.
Для этого нам понадобиться интерактивная доска. Посмотрите на доску.
Даны два столбика слов. В первом - фразеологизмы, а во втором- их значения. Значения фразеологизмов даны не по порядку.
ни свет ни заря думать
язык без костей бездельничать
пускать пыль в глаза близко
гонять лодыря рано
держать язык за зубами обманывать
рукой подать болтливый
ломать голову молчать
Учитель:
-К доске пойдёт Катя Злобина, она самостоятельно выполнит это задание, соединит фразеологизм с его значением.
6.Замена выделенных сочетаний слов фразеологизмами
Учитель:
-А весь класс в это время выполнит упражнение 4 страница 95.
Вы будете работать в парах. Прочитайте, что вам нужно выполнить?
Ученик:
-Заменить выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами. Записать их в тетрадь.
1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.
2) Сестры были очень похожи друг на друга.
3) Учительница сразу же понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).
Учитель:
-Давайте проверим работу в парах.
Проверка работы в парах
Первая пара учащихся:
1) Играйте спокойно, дети, и не путайтесь под ногами.
Вторая пара учащихся:
2) Сестры были как две капли похожи друг на друга.
Третья пара учащихся:
3) Учительница с первого взгляда понравилась ребятам.
Четвёртая пара учащихся:
4) Гости должны были прийти с минуты на минуту.
Пятая пара учащихся:
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают со всех концов страны.
Учитель:
-Молодцы ребята, вы правильно справились с упражнением.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо ( дети руками машут в лицо ),
Закачалось деревцо (дети выполняют наклоны вправо- влево),
Ветер тише, тише, тише (дети присели),
Деревцо всё выше, выше ( ребята встали, выпрямились и потянулись).
Учитель:
-А теперь все тихо сели, продолжаем работу.
Проверяем самостоятельную работу на интерактивной доске.
ни свет ни заря думать
язык без костей бездельничать
пускать пыль в глаза близко
гонять лодыря рано
держать язык за зубами обманывать
рукой подать болтливый
ломать голову молчать
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, правильно ли Катя сделала?
Ученик:
Да, она правильно выполнила.
Учитель:
-Молодец, Катя, садись пять.
Учитель:
-Ребята, какие фразеологизмы указывают на недостатки в воспитании человека?
Ученик:
-Язык без костей, пускать пыль в глаза, гонять лодыря, бить баклуши, считать ворон.
Учитель:
- Вы хотели, чтобы про вас так говорили?
Ученик:
Нет. Нужно быть внимательным на уроках, заниматься хорошими и полезными делами и не болтать по пустякам.
7.Составление фразеологизмов.
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
Учитель:
-Выполним следующее задание. Прочитайте упражнение 5стр.96.
Ученик:
-Запиши фразеологизмы, выбирая подходящие слова из скобок.
Группа учащихся с высоким уровнем подготовки выполняют задание самостоятельно, а группа детей с низким уровнем –под руководством учителя- фронтально, используя фразеологический словарь.
(Медвежья, собачья, волчья) услуга;
знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела;
работать как (бык, осёл, лошадь);
(синиц, воробьев, ворон) считать;
вертеться как (лиса, белка, лягушка) в колесе.
Учитель:
-Объясни значения фразеологизмов
Учитель:
-Что означает фразеологизм «медвежья услуга»?
Ученик:
- Медведь неуклюжий, а медвежья услуга только всем помешает, навредит.
Учитель:
-Что означает- «знает кошка, чьё мясо съела»?
Ученик:
-Кошка гуляет, где хочет и ест, что найдёт.
Учитель:
- Объясните фразеологизм «работать как лошадь».
Ученик:
-Лошадь возит тяжёлые грузы, на ней ездят и пашут.
Учитель:
-Как объясните «считать ворон».
Ученик:
- Считать ворон – это значит отвлекаться, ничего не слушать.
Учитель:
- Как составить последний фразеологизм?
Ученик:
-Вертеться, как белка в колесе. Потому что лиса для колеса большая, а лягушка по колесу будет прыгать, а белочке удобнее бегать по колесу.
Проверка самостоятельной работы учащихся с высоким уровнем подготовки.
Запись в тетрадях у учащихся:
Медвежья услуга; знает кошка, чьё мясо съела; работать как лошадь; ворон считать; вертеться как белка в колесе.
Учитель:
--Молодцы, ребята, правильно сделали.
8. Объяснение выполнения домашнего задания
Учитель:
-А вот упражнение 6 сделаете дома.
Упражнение 6. Вася придумал предложения с фразеологизмами. Подумай, в каких фразеологизмах ошибочно заменены слова. Запиши исправленные предложения.
1) Народу в театре было много — груше некуда было упасть
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.
3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать
5) На столе Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.
Учитель:
-Что нужно сделать?
Ученики:
-Нужно найти слова, которые нужно заменить другими, чтобы получились фразеологизмы.
Учитель:
-Куда можно обратиться за помощью?
Ученик:
-Во фразеологический словарь.
III РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЧАСТЬ
Учитель:
-Что мы сегодня на уроке повторяли?
Ученик:
-Мы повторяли изученный материал о фразеологизмах.
Учитель:
-Какие виды деятельности у нас были на уроке?
Ученик:
-Мы объясняли значение фразеологизмов.
-Составляли предложения с использованием фразеологизмов.
-Сопоставляли фразеологизмы с их значениями.
-Учились работать в парах.
-Учились работать на интерактивной доске.
-Смотрели слайдовую презентацию.
Учитель:
-Что нового узнали?
Ученик:
-Новые словарные слова, новые фразеологизмы и их значения.
Учитель:
-Где можно узнать значение фразеологизмов?
Ученик:
-Во фразеологическом словаре.
Учитель:
- Ребята, какие фразеологизмы называют плохие качества человека?
Ученик:
-Язык без костей, пускать пыль в глаза, гонять лодыря, бить баклуши, считать ворон, с Луны свалился…
Учитель:
- Вы хотели быть такими?
Ученики(хором):
Нет.
Все молодцы. Урок окончен.