СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Тема : "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку.

Класс:2 «А»

Дата:апрель 2017г.

 

Тема урока: Фразеологизмы.

 

Тип урока: Повторение пройденного материала.

Цели: 

               - систематизация знаний о фразеологизмах;

               - развитие любознательности у учащихся;

              - воспитание нравственных качеств человека.

Задачи:

               - повторить изученный материал о фразеологизмах;

              - наблюдать за значением и использованием  – фразеологизмов;

              - сравнивать фразеологизмы со словами и свободными сочетаниями

                  слов;

              - расширять словарный запас учащихся.

 

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная,

                           дифференцированная.    

Урок проходит в компьютерном классе.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация на тему: «Фразеологизмы», словарь фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

I  ВВОДНО-МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Учитель:

-Сегодня на уроке мы повторим изученный материал о фразеологизмах.

 А для начала выполним словарную работу.

-Вы когда-нибудь разгадывали кроссворд?

Ученики:

-Да разгадывали.

                               СЛОВАРНАЯ   РАБОТА:

Учитель:

-Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд, состоящий из трёх слов.

Я называю лексическое значение слов, а вы отгадываете эти слова.

1.(по горизонтали) В этот, сейчас идущий день.

Ученик:

-Сегодня

Учитель:

2. (по вертикали) Орудие труда,  предназначенное для копания земли.

Ученик:

- Лопата

Учитель:

3. (по горизонтали) Сооружение в виде ряда ступенек для подъёма вверх и спуска.

Ученик:

-Лестница

(Дети выполняют это задание параллельно со мной: я на доске, они в тетрадях). Ведётся разбор слов: постановка ударения, определение орфограмм и их подчёркивание, подбор проверочных слов, если это возможно.

 

 

                                          

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема : "Фразеологизмы"»

Методическая разработка урока по русскому языку.

Класс:2 «А»

Дата: 23апреля 2017г.


Тема урока: Фразеологизмы.


Тип урока: Повторение пройденного материала.

Цели:

- систематизация знаний о фразеологизмах;

- развитие любознательности у учащихся;

- воспитание нравственных качеств человека.

Задачи:

- повторить изученный материал о фразеологизмах;

- наблюдать за значением и использованием – фразеологизмов;

- сравнивать фразеологизмы со словами и свободными сочетаниями

слов;

- расширять словарный запас учащихся.


Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная,

дифференцированная.

Урок проходит в компьютерном классе.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация на тему: «Фразеологизмы», словарь фразеологизмов.









I ВВОДНО-МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Учитель:

-Сегодня на уроке мы повторим изученный материал о фразеологизмах.

А для начала выполним словарную работу.

-Вы когда-нибудь разгадывали кроссворд?

Ученики:

-Да разгадывали.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Учитель:

-Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд, состоящий из трёх слов.

Я называю лексическое значение слов, а вы отгадываете эти слова.

1.(по горизонтали) В этот, сейчас идущий день.

Ученик:

-Сегодня

Учитель:

2. (по вертикали) Орудие труда, предназначенное для копания земли.

Ученик:

- Лопата

Учитель:

3. (по горизонтали) Сооружение в виде ряда ступенек для подъёма вверх и спуска.

Ученик:

-Лестница

(Дети выполняют это задание параллельно со мной: я на доске, они в тетрадях). Ведётся разбор слов: постановка ударения, определение орфограмм и их подчёркивание, подбор проверочных слов, если это возможно.



Кроссворд




2.Л





1.С

Е

Г

О

Д

Н

Я





П








А





3.Л

Е

С

Т

Н

И

Ц

А




А





Учитель:

-Молодцы ребята, правильно отгадали. Вы познакомились не только с новыми словарными словами, но и с их лексическими значениями.

II ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1.Наблюдение за языковым материалом:

Учитель:

- А теперь оглянитесь вокруг. Что вы видите?

Ученик:

-Я вижу стулья, парты, цветы, доску….

Учитель:

-А теперь посмотрите инсценировку мини-рассказа К.Чуковского.

Ученик читает за автора :

-Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро наступит лето.

Ученица 1 читает слова мамы:

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Ученик читает за автора :

-Светлана стала как-то странно вертеться.

Ученица 2 читает слова Светланы:

-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...

Учитель:

-Как ты думаешь, почему Светлана не увидела лета? Напи­ши выражение, оглянуться не успеешь. Подумай, что оно означает. Можно ли его заменить, другими словами? Какими?

Ученик:

-Очень скоро

Учитель:

-Запишите своё предложение с этими словами. Перед тем как писать, сядьте правильно за партой.

Запись в тетрадях

Весна наступит очень скоро.

Учитель:

-Сделаем вывод:

Ученики:

-Кроме слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи сочетания слов и предложения, в русском языке есть ещё и устойчи­вые сочетания слов.

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним, как называются устойчивые сочетания слов?

Ученики:

- Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Учитель:

-А какой раздел науки изучает фразеологизмы?

Ученик:

-Этот раздел называется «Фразеология», он изучает устойчивые обороты.

Учитель:

--Фразеология (от греческого фразис — выра­жение + логос — понятие)

2. Упражнение в чтении и обсуждении значений фразеологизмов:

Учитель:

-Ребята, прочитайте задание в упражнении №1.

Ученик читает задание к упражнению:

- Прочитай устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Учитель:

-Прочитайте фразеологизмы.

Ученик1:

-Зарубить на носу.

Ученик 2:

-Только пятки засверкали.

Ученик 3:

-Как снег на голову.

Учитель:

- Знакомы ли эти фразеологизмы вам?

Ученик:

-Да, знакомы.

Учитель:

-Как вы объясните значение этих устойчивых сочетаний.

Ученик1:

-Заруби себе на носу - это значит запомни.

Ученик 2:

-Пятки засверкали - это значит очень быстро.

Ученик 3:

-Как снег на голову – неожиданно.

Учитель:

- Сделаем вывод:

В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) слова теряют своё самостоятельное значение. Смысл имеет всё выражение в целом.

Учитель:

-А где можно узнать значение неизвестных фразеологизмов?

Ученик:

-Значение неизвестных тебе фразеоло­гизмов можно узнать во фразеологичес­ком словаре.

А теперь поупражняемся в использовании фразеологизмов в устной речи.

3.Составление предложений с использованием фразеологизмов.

Учитель:

-Посмотрите в упражнении 2, даны два столбика слов. В первом – фразеологизмы, а во втором- значения. Ваша задача составить предложения, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы Значения

в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи

не лезет в рот нет никакого желания есть

Ученик1:

- Учитель на уроке спросил Васю, а он встал и как-будто в рот воды набрал.

Ученик 2:

-Манная каша не лезет в рот.

Учитель:

-Молодцы ребята хорошо справились с задание.

4.Знакомство с новыми фразеологизмами

Учитель:

- Ребята, а сейчас я покажу вам презентацию «Эти разные фразеологизмы», посмотрев её, вы познакомитесь с другими фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

Учитель предлагает придумать предложения с фразеологизмами.

Ученик:

Андрей шёл по берегу моря и вдруг остановился как вкопанный.

Папа не смог пойти с нами в театр, потому что у него хлопот полон рот.

Бабушка так вкусно готовит блинчики, только пальчики оближешь.

Если не исправим двойки по математике, родители нам покажут, где раки зимуют.

Учитель спросил на уроке Мишу, а он ничего не ответил, как с Луны свалился.

Сёстры-близнецы были похожи друг на друга как две капли воды.

5. Сопоставление фразеологизмов с их значением.

Для этого нам понадобиться интерактивная доска. Посмотрите на доску.

Даны два столбика слов. В первом - фразеологизмы, а во втором- их значения. Значения фразеологизмов даны не по порядку.

ни свет ни заря думать

язык без костей бездельничать

пускать пыль в глаза близко

гонять лодыря рано

держать язык за зубами обманывать

рукой подать болтливый

ломать голову молчать

Учитель:

-К доске пойдёт Катя Злобина, она самостоятельно выполнит это задание, соединит фразеологизм с его значением.

6.Замена выделенных сочетаний слов фразеологизмами

Учитель:

-А весь класс в это время выполнит упражнение 4 страница 95.

Вы будете работать в парах. Прочитайте, что вам нужно выполнить?

Ученик:

-Заменить выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами. Записать их в тетрадь.

1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.

2) Сестры были очень похожи друг на друга.

3) Учительница сразу же понравилась ребятам.

4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5) В Третьяковскую галерею люди приезжают ото­всюду.


Слова для справок: как две капли воды, не пу­тайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

Учитель:

-Давайте проверим работу в парах.

Проверка работы в парах

Первая пара учащихся:

1) Играйте спокойно, дети, и не путайтесь под ногами.

Вторая пара учащихся:

2) Сестры были как две капли похожи друг на друга.

Третья пара учащихся:

3) Учительница с первого взгляда понравилась ребятам.

Четвёртая пара учащихся:

4) Гости должны были прийти с минуты на минуту.

Пятая пара учащихся:

5) В Третьяковскую галерею люди приезжают со всех концов страны.

Учитель:

-Молодцы ребята, вы правильно справились с упражнением.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо ( дети руками машут в лицо ),

Закачалось деревцо (дети выполняют наклоны вправо- влево),

Ветер тише, тише, тише (дети присели),

Деревцо всё выше, выше ( ребята встали, выпрямились и потянулись).

Учитель:

-А теперь все тихо сели, продолжаем работу.

Проверяем самостоятельную работу на интерактивной доске.

ни свет ни заря думать

язык без костей бездельничать

пускать пыль в глаза близко

гонять лодыря рано

держать язык за зубами обманывать

рукой подать болтливый

ломать голову молчать



Учитель:

-Ребята, как вы думаете, правильно ли Катя сделала?

Ученик:

Да, она правильно выполнила.

Учитель:

-Молодец, Катя, садись пять.

Учитель:

-Ребята, какие фразеологизмы указывают на недостатки в воспитании человека?

Ученик:

-Язык без костей, пускать пыль в глаза, гонять лодыря, бить баклуши, считать ворон.

Учитель:

- Вы хотели, чтобы про вас так говорили?

Ученик:

Нет. Нужно быть внимательным на уроках, заниматься хорошими и полезными делами и не болтать по пустякам.

7.Составление фразеологизмов.

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

Учитель:

-Выполним следующее задание. Прочитайте упражнение 5стр.96.

Ученик:

-Запиши фразеологизмы, выбирая подходящие слова из скобок.

Группа учащихся с высоким уровнем подготовки выполняют задание самостоятельно, а группа детей с низким уровнемпод руководством учителя- фронтально, используя фразеологический словарь.

(Медвежья, собачья, волчья) услуга;

знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела;

работать как (бык, осёл, лошадь);

(синиц, воробьев, ворон) считать;

вертеться как (лиса, белка, лягушка) в колесе.

Учитель:

-Объясни значения фразеологизмов

Учитель:

-Что означает фразеологизм «медвежья услуга»?

Ученик:

- Медведь неуклюжий, а медвежья услуга только всем помешает, навредит.

Учитель:

-Что означает- «знает кошка, чьё мясо съела»?

Ученик:

-Кошка гуляет, где хочет и ест, что найдёт.

Учитель:

- Объясните фразеологизм «работать как лошадь».

Ученик:

-Лошадь возит тяжёлые грузы, на ней ездят и пашут.

Учитель:

-Как объясните «считать ворон».

Ученик:

- Считать ворон – это значит отвлекаться, ничего не слушать.

Учитель:

- Как составить последний фразеологизм?

Ученик:

-Вертеться, как белка в колесе. Потому что лиса для колеса большая, а лягушка по колесу будет прыгать, а белочке удобнее бегать по колесу.

Проверка самостоятельной работы учащихся с высоким уровнем подготовки.

Запись в тетрадях у учащихся:

Медвежья услуга; знает кошка, чьё мясо съела; работать как лошадь; ворон считать; вертеться как белка в колесе.

Учитель:

--Молодцы, ребята, правильно сделали.

8. Объяснение выполнения домашнего задания

Учитель:

-А вот упражнение 6 сделаете дома.

Упражнение 6. Вася придумал предложения с фразеологизмами. Подумай, в каких фразеологизмах ошибочно заменены слова. Запиши исправленные предложения.

1) Народу в театре было много — груше некуда было упасть

2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.

3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать

5) На столе Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.

Учитель:

-Что нужно сделать?

Ученики:

-Нужно найти слова, которые нужно заменить другими, чтобы получились фразеологизмы.

Учитель:

-Куда можно обратиться за помощью?

Ученик:

-Во фразеологический словарь.

III РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЧАСТЬ

Учитель:

-Что мы сегодня на уроке повторяли?

Ученик:

-Мы повторяли изученный материал о фразеологизмах.

Учитель:

-Какие виды деятельности у нас были на уроке?

Ученик:

-Мы объясняли значение фразеологизмов.

-Составляли предложения с использованием фразеологизмов.

-Сопоставляли фразеологизмы с их значениями.

-Учились работать в парах.

-Учились работать на интерактивной доске.

-Смотрели слайдовую презентацию.

Учитель:

-Что нового узнали?

Ученик:

-Новые словарные слова, новые фразеологизмы и их значения.

Учитель:

-Где можно узнать значение фразеологизмов?

Ученик:

-Во фразеологическом словаре.

Учитель:

- Ребята, какие фразеологизмы называют плохие качества человека?

Ученик:

-Язык без костей, пускать пыль в глаза, гонять лодыря, бить баклуши, считать ворон, с Луны свалился…

Учитель:

- Вы хотели быть такими?

Ученики(хором):

Нет.

Все молодцы. Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!